Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Алфавит. Проект "какие разные азбуки" Виды алфавитов в мире

Слово "алфавит" имеет древне-греческое происхождение. Синонимом к этому слову обычно является слово "азбука". Под алфавитом понимают общую структурированную систему знаков, используемых для письменности. Эта система всегда имеет определенный стандартный набор знаков. В отличие от письма пиктографического или письма морфемами (например, у китайцев), это набор символов, а не отдельных слов или целых понятий.

Обычно принято различать несколько видов алфавитов:

  • с согласными и гласными буквами в наборе алфавита (такие алфавиты называют консонантно-вокалическими);
  • чисто консонантные - буквы только согласные, а гласные имеют обозначения так называемых огласовок (специальных знаков);
  • слоговые алфавиты - в которых одной буквой описывается целый слог (эта разновидность не всегда можно считать алфавитом в первоначальном его значении).

В любом алфавите имеется определенная последовательность записи, так называемая алфавитная сортировка знаков. Каждый язык многогранен и уникален, в зависимости от особенностей языка, а именно произношения гласных и согласных звуков, различается численность его составляющих. Это может быть количество в пределах двенадцати, так и семидесяти двух букв. Самой давней буквой, существующей еще в финикийском алфавите является буква "о".

Русский алфавит, характеристика

Русский алфавит, как и многие схожие славянские алфавиты (белорусский, украинский, сербский, македонский и другие) возник на основе кириллицы - старославянской азбуки. Включает в себя 33 буквы (ранее считалось, что их 32, так как буквы "е" и "ё" являлись одной буквой), был введен в 1918 году. А буква "ё" основательно закрепилась только в 1942 году. Насчитывается 10 гласных букв (но это только 6 звуков) и 21 согласных букв (37 звуков). А также две буквы, не обозначающие звуки -"ъ" и "ь". Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, сонорными, шумными звонкими или глухими. Буква - это, то что пишется, а звук - то, что мы произносим, отсюда и несоответствие количеству.

Буквы - условные знаки звуков. Звуки мы произносим и слышим, буквы пишем и видим. Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки - а, о, у, ы, и, э. состоят из голоса, при произношении голос свободно проходит. Согласные звуки: б,в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. При произношении согласных звуков образуются различные преграды для воздуха. Одни согласные состоят из воздуха и шума: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р - они называются звонкими. Другие состоят из одного шума: п, ф, к, х, т, с, ц, ч, ш, щ - они называются глухими. В русском языке - 33 буквы. Буквы располагаются в определенном порядке и это называется алфавитом или азбукой. 10 букв называются гласными: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я; одна буква й называется полугласной? 20 букв согласные: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Буквы ъ и ь звуков не обозначают. Звуки ж, ш, ц - только твердые, звуки - щ, ч - только мягкие

Л.В. Щерба не выделяет алфавит как категорию.

Алфавит представлен инвентарем букв, т.е. знаков, используемых в письменном коде данного языка. Алфавит входит в более широкую категорию знаков письма.

К знакам письма относятся и небуквенные знаки, типологически сходные с пиктографическими и идеографическими знаками письма: знаки препинания; цифры; диакритики; знаки-символы (№ , $,§); сокращения; пробелы.

Знаки письма имеют две функции:

1) Передача сообщения (языковая функция).

2) Метаязыковая функция – это характеристика самого сообщения или способа его передачи. Служит для разграничения коммуникативных типов предложения (повествовательного, вопросительного, побудительного). Это знаки начала и конца предложения, логического и смыслового деления и выделения элементов высказывания: обособления, обращения, выделения, пояснения, перечисления и т.д. (скобки, запятая, точка, двоеточие, многоточие и т.д.). Пробелы делят текст на элементы разной длины. Красная строка – новое смысловое единство.

Алфавит представлен обычно в виде упорядоченного инвентаря (это удобно для запоминания и контроля над запоминанием, а также в лексикографической практике – для составления словарей).

Число букв алфавита всегда меньше числа фонем (принцип экономии).

Дискуссионный вопрос: нужны ли в алфавитах диграфы? Алфавиты с диграфами есть (пол. Sz [š], cz [z], кабардино-балкарский – кжъу). Л.Р. Зиндер называет наличие диграфов в алфавите плодом недоразумения.

Трудно решается проблема диакритиков: долготы (смыслоразличительный признак), открытости/закрытости. Включать ли буквы с диакритическими знаками в алфавиты? (в нем. не включены ä, ü, ö; в рус. ё, й – включены).

Буква (элемент кода) – это знак, причем, в отличие от фонемы, двусторонний: означающее – начертание, точнее, его оптический образ, означаемое – языковая функция, в первую очередь передача на письме. фонемы (сочетания фонем): рус. я , е ; нем.. x = : Alex; нем. а = [а] и [а:] и т.д. Буква, как правило, имеет не одно звуковое значение, т.е. служит для передачи нескольких разных фонем. Одно значение буквы воспринимается как главное, основное. Это аналог основному аллофону соответствующей фонемы. Это основное значение выступает в сильной графической позиции, оно и содержится, как правило, в наименовании буквы. Но иногда наименование буквы лишь вводит в заблуждение: ср. англ. [h]– , англ. [r] – .

В западно-финикийском алфавите каждая буква имела свое название в соответствии с каким-либо предметом (=алеф=бык  альфа=; bet – дом). Обозначение предметом буквы используется как методический прием.

Буквы выполняют не только функцию передачи фонем, но и метаязыковую функцию. Они могут служить диакритическими знаками в совокупности с другой буквой (ь, ъ): семя – семья, Коля – колья, мяч – дичь, трудиться – трудится.

Ь и Ъ имеют в русском языке только диакритическую функцию, но буква может иметь свое звуковое значение, а в определенной позиции выполнять диакритическую функцию: е, я, ю, ё – рус. тюль [т΄ул΄], нем. ihn «его» и in «в», но Höhe, hoch . Удвоение согласного в нем. языке – знак краткости предшествующего гласного: Klasse .

Во всех языках широко распространены сокращения, в том числе словарные: т.е., га (гектар), е.с. (лат. еt cetera). Это близко к иероглифам – это все логограммы, но фонетически мотивированные: если ты знаешь слово – ты расшифруешь, если нет – то нет. Та же функция у обозначений химических элементов: Fе – в рус. и нем. это фонетически немотивированная логограмма, а в латиноязычных странах – мотивированная. Не мотивированы знаки-иероглифы (цифры), символические знаки (%, $ и т.п.).

Типы соотношения фонема-буква:

1. Одна буква имеет два и более значений:

О – молодой [мълдоj]; нем. е = [ε] : Bett и [е:] : – beten.

2. Две буквы имеют одинаковое значение:

А – о, т – д,б – п и т.д.

3. Сочетание букв может обозначать одну фонему:

Вынь да положь , duck [c ], Alex [ks ], нем. Sch ule [š ulə].

4. Одна буква является сочетанием двух фонем:

Для характеристики алфавита существенно, сколько букв монофункционально, бифункционально, полифункционально (т.е. сколько значений у буквы).

У букв русского алфавита может быть от одного до пяти значений:

А, у, э, ы, ц, щ, й – одно значение.

Б, в, д, п, м, ф – четыре значения.

З, с, ч – пять значений.

Математические знаки и символы, а также цифры, т.е. небуквенные знаки, во всех языках соответствуют фонетически немотивированным логограммам. Это иероглифы, и начертание ничего не говорит о звучании.

Среди небуквенных знаков есть омографы. Например, математический знак || (параллельность) в лингвистике обозначает знак чередования; знак > – переход; а знак Х в биологии обозначает скрещивание.

Особая категория небуквенных знаков – знаки пунктуации. Это немотивированные логограммы, идеограммы. Они отражают смысловые и синтаксические отношения, заключенные в тексте, но не указывают прямо на их фонетическое оформление. Но «!» может указывать на экспрессию.

Графика (греч. grapho – черчу, пишу, рисую).

Это свод правил выбора букв для передачи фонем и их сочетаний и правил чтения отдельных букв и сочетаний.

Современная грамматология различает букву и графему.

Графема – это минимальная единица письменной формы языка, служащая для обозначения фонемы. Она может быть представлена как одной буквой, так и комбинацией букв. В тексте графема реализуется в вариантах – аллографах => графема – это класс единиц-аллографов.

Л.Р. Зиндер предложил различать в графеме основной ядерный аллограф и периферию. Ядерный аллограф выражен буквой в ее основном значении, периферия – для обозначения редко встречающихся аллографов и факультативных вариантов.

Употребление того или иного аллографа регулируется фонетической позицией: <л"> «ль» и «л», нем. <š> St ephan, Sp ort, Sch ule. Факультативные варианты одной графемы имеют место, когда в одной и той же позиции одна графема может передаваться разными способами: нем. fiel, viel, Photo. Употребление вариантов регулируется соответствующей нормой. Разграничение аллографов и самостоятельных графем дискуссионно. Например, А.Е. Супрун считает, что строчные и заглавные буквы не аллографы, а отдельные графемы: различие по начертанию, различие по функциям. Пределы формального варьирования графемы, т.е. варианты написания буквы – в оппозиции => в значимости (чем одно отличается от другого – см. Соссюр: аналогия со звуковой формой реализации языка).

Элемент начертательного знака – это линия. Типология начертательных элементов основывается на систематизации по трем признакам:

1) По количеству элементов (Г и Н).

2) По качеству линий (прямая/кривая, замкнутая/разорванная и т.д.).

3) По положению (вверху/внизу и т.д.).

4) Степень наклона.

Различительную нагрузку могут нести и такие графические элементы, как положение знака в ряду, в строке; цвет знака. В идеографической письменности перуанцев цвет использовался для обозначения времени,

Для различения двух графем достаточно одного дифференциального признака: Н – П., но часто их больше. Избыточность в устной речи обеспечивает запас коммуникативной прочности, процесс правильного понимания. Так и на письме: облегчает процесс чтения, понимания.

NB: В «Общем языкознании» под ред. Супруна (1983, 1995 гг., стр. 332, 215) – иллюстрация алгоритма типов письма – славянских алфавитов.

Графика

Термин «графика» (от греч. grapho – письменный) употребляется в двух значениях. Им называют как совокупность начертательных средств того или иного письма (буквы, знаки препинания и ударения), так и специальный раздел языкознания, изучающий соотношения между графемами (буквами) и фонемами.

Современное письмо использует все приемы, выработанные за многовековую историюписьменности.

Например, пиктография применяется: в расчете на неграмотного или малограмотного читателя – эторисунки на вывесках: сапог, калач; знаки пожарной повинности в деревнях: дощечки изображением ведра, топора и т. п., прибитые у входа в дом; в букварях, где дети должны сначала«прочитать» картинку, а потом «по буквам»; либо, когда неизвестен язык читателя, например, рисунки уборщицы, официанта и т. п. у кнопок звонков в гостиницах.

Идеография применяется в качестве дорожных знаков (зигзаг какзнак поворотов, крест как знак перекрестка, восклицательный знак как знак «осторожно» и т. п.), илизнаков черепа и костей на электросети высокого напряжения, или эмблемы медицины в аптеках: змея ичаша с ядом; к идеографии относятся разнообразные условные знаки в картографии и топографии (знакиполезных ископаемых, кружки и точки для обозначения населенных пунктов и т. п.)

К иероглифике относятся цифры, выражающие понятие числа, специальные символы наук, напримерматематические знаки, в качестве которых могут быть и цифры, и буквы, и специальные изображения:>, <, =, S, %, +, -, : т.д.

В языках мира, в их национальных системах письма чаще всего используется латинская, кириллическая или арабская графика, при этом ни в одном алфавите идеальной графики (когда одна графема соответствует только одной фонеме) нет. Это объясняется тем, что 24 буквы древнегреческого алфавита не могли передать всё многообразие звуков различных языков. В процессе исторического развития каждого языка вследствие прошедших в нем процессов фонетических изменений разрыв между буквами и отдельными звуками еще больше увеличился, что повлекло за собой появление сложных графем. Особенно сильный разрыв между современной звуковой речью и традиционной графической системой произошел в английском и французском языках, орфография которых адекватно не передаёт живой развивающийся язык. Например, в английском языке 26 знаков алфавита соответствуют 46 фонемам, поэтому здесь широко используются диграфы (ph – [f]), триграфы (oeu – ) и полиграфы (augh – [э:]).

Русский алфавит имеет 33 буквы. Большинство из них выступает в двух разновидностях – строчной и прописной (за исключением ъ и ь, которые употребляются только в виде строчных букв).Современная русская графика отличается рядом особенностей, складывавшихся исторически и представляющих определенную графическую систему.


Русская графика не располагает таким алфавитом, в котором для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква. В русском алфавите букв. значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными, т.е. могут иметь несколько звуковых значений. Так, например, буквы «эс» может обозначать такие звуки: [с ] – сад , [с" ] – сюда , [з ] – сдача , [з" ] – косьба , [ш ] – сшить, [ж ] – сжать .

Второй особенностью русской графики является деление букв по количеству обозначаемых звуков. В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на три группы:

а) буквы, лишенные звукового значения. Это буквы ъ и ь , не обозначающие никаких звуков, а также так называемые «непроизносимые согласные» в таких, например, словах: солнце, сердце и др.;

б) буквы, обозначающие два звука, – е , ё , ю , я ;

в) буквы, обозначающие один звук. Это все буквы русского алфавита за исключением букв, входящих в первую и вторую группы.

Третья особенность русской графики – наличие в ней однозначных и двузначных букв. К первым относятся буквы, имеющие одно основное значение: а, о, у, э, ы; ж, ц, ч, ш, щ, й .

Так, например, буквы ч, ц относятся к числу однозначных, так как буква ч во всех положениях обозначает один о тот же мягкий звук [ч"] , а буква ц – твердый звук [ц] .

Ко вторым, т.е. двузначным, буквам относятся:

– все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости;

– буквы, обозначающие гласные звуки: е, ё, ю, я.

Например, буква б может обозначать как твердый, так и мягкий звук – [б] и [б"] : был – бил ; буква я в одних случаях обозначает звук [а] после мягкого согласного, в других – сочетание .

Двузначность указанных букв русского алфавита обусловлена спецификой русской графики – ее слоговым принципом. Он выражается в том, что признак твёрдость/мягкость согласного обозначается гласной буквой, следующей за согласной (меч) или специальным знаком мягкости (моль). Кроме того, в русском языке есть силлабограммы (я, е, ё, ю), позволяющие одной буквой передать целый слог, состоящий из сочетания согласного [j] и гласного. Это делает русскую графику чрезвычайно экономной.

Во многих графических системах мира (в том числе и в русской) существует явление полифонии, когда одна и та же буква в зависимости от её позиции в слове может иметь разное звучание (например, в немецком языке буква s перед гласным соответствует звуку [з]: Sanger, а перед согласными (но не p, t) – [c]: Ski, перед p,t [ш]: Stadt. Еще ярче это явление выражено в русском языке, где почти все буквы многозначны: в одной позиции они обозначают одни звуки, в другой – другие (буква г в позиции конца слова или перед глухим согласным соответствует звуку [к]: стог, перед гласным заднего ряда или звонким гласным – звуку [г]: гроздь. Явление полифонии отражает не только позиционный принцип русской графики, но и фонематический, когда один и тот же вариант разных фонем обозначается разными буквами.

Русское письмо – звукобуквенное. Оно называется так потому, что основные его единицы – буквы – соотносятся с единицами звуковой (фонетической) системы языка, а не непосредственно со словами или их значимыми частями (морфемами), как это бывает в иероглифическом письме. Например, слово, обозначающее «солнце», в русском письме передается шестью знаками-буквами, а в китайском – одним иероглифом.

Алфавит. Типы алфавитов.

Слово «алфавит» происходит из названий первых двух букв греческого алфавита – альфа и бета . Именно греки способствовали распространению алфавитного письма в большинстве стран мира. Аналогичным образом устроены английское слово abecedary или русское азбука (по названиям в первом случае четырех, а во втором – двух первых букв, соответственно, английского и церковнославянского алфавитов).

Алфавит(от греч. alphábētos) – совокупность букв (графем), содержащая основные знаки письма. Знаки письма в алфавите расположены в определенном, алфавитном, порядке. Принцип алфавитного расположения используется в словарях, справочных изданиях.

Идеальный фонографический алфавит должен состоять из стольких букв, сколько фонем имеется в данном языке. Но так как письменность складывалась исторически и многое в письме отражало изжитые традиции, то идеальных алфавитов нет, а есть более или менее рациональные. Среди существующих алфавитов два являются наиболее распространенными и графически удобными: это латинский и русский.

В алфавитных системах письма отдельная буква передает, как правило, один звук. Иногда буквы объединяются по две, три или четыре для обозначения одной фонемы: польские сочетания sz = ш, cz = ч, szcz = щ, немецкие сочетания sch = ш, tsch = ч и др.

Считается, что принцип алфавита был изобретен западно-семитскими народами, в частности, древние хаанеяне использовали его уже в клинописи. К родоначальникам всех видов алфавитов часто относят финикийский алфавит, который состоял из 22 букв, следующих друг за другом в определенной последовательности. Финикийские буквы имели простую и удобную для написания и запоминания форму. В финикийском алфавите, как и во многих западно-семитских, названия букв были образованы от слов, которые обозначают предметы, начинающиеся с соответствующих звуков: а - алеф (бык), б - бет (дом), г - гимелъ (верблюд), д - далет (дверь), h - xe (крест), в - вав (гвоздь) и т.д. Полагают, что в дальнейшем около 4/5 известных алфавитов возникли непосредственно или опосредствованно из финикийского алфавита. В своей первичной форме финикийский линейный алфавит был воспринят в Малой Азии (малоазийские алфавиты, вымершие в начале н.э.), Греции и Италии, дав начало западным алфавитам. В скорописной, или курсивной, форме, вероятно, через арамейское письмо, он распространился по всему Ближнему и Среднему Востоку, положив начало восточным алфавитам.

Исходным для всех западных алфавитов является греческий алфавит, основанный на преобразованном финикийском алфавите. На базе греческого алфавитного письма в IV-III вв. до н.э. сложился собственно латинский алфавит. Большинство греческих букв сохранило в нем свое исконное значение и начертание. В течение многих веков латинский алфавит претерпевал определенные изменения, приобретая современный характер: в XI в. появилось начертание буквы w, в XVI в. были введены буквы j, u и т.д.

Славянский алфавит возник в конце IX - начале X в., причем было создано две азбуки - глаголица и кириллица. Создание азбук связывают с именами славянских просветителей, братьев Кирилла и Мефодия. Название глаголица образовано от старославянского глагол - слово, речь. Совпадая с кириллицей почти полностью по алфавитному составу, глаголица резко отличалась от нее формой букв. Полагают, что многие буквы глаголицы связаны с греческим письмом. Глаголица широко употреблялась в IX в. в Моравии, откуда проникла в Болгарию и Хорватию. Там она употреблялась вплоть до XVIII века. Затем глаголическое письмо было вытеснено на востоке и юге кириллицей, на западе - латиницей. Кириллица является переработкой византийского алфавита - новогреческого уставного письма VII-VIII вв. Она широко употреблялась у южных, восточных и, вероятно, некоторое время у западных славян. На Руси кириллица была введена в X-XI вв. в связи с христианизацией. Первоначально кириллица насчитывала 38 букв, а затем количество ее букв увеличилось до 44. Из греческого уставного письма было заимствовано 24 буквы, остальные 20 букв представляют собой или заимствования из других алфавитов, или графические видоизменения греческих букв, или лигатурные сочетания букв кириллицы.

Кириллица просуществовала на Руси без значительных изменений вплоть до XVIII века. Современный вид русского алфавита был подготовлен реформами Петра I, а позднее реформами Академии Наук. Из кирилловского алфавита были исключены буквы пси, кси, омега, ижица, иже и некоторые другие, упрощены начертания отдельных букв, введены новые буквы: я, э, й. Завершена реформа русского алфавита была в 1917-1918 гг.: были исключены из состава алфавита буквы ять, фита, і. Русский алфавит послужил основой для создания письменности многих народов Крайнего Севера и Сибири, на русский алфавит была переведена письменность и большинства народов бывшего СССР. Русский алфавит был принят как основа современного болгарского и сербскохорватского алфавитов.

Культура молодых романо-германских варваров зародилась на развалинах Римской империи, к нимпришла латынь как язык церкви, науки и литературы и латинский алфавит, который хорошо отвечалфонетическому строю латинского языка, но совершенно не соответствовал фонетике романских игерманских языков. 24 латинские буквы никак не могли графически отобразить 36–40 фонем новыхевропейских языков. Так, в области согласных для большинства европейских языков нужны были знаки

для шипящих фрикативных и аффрикат, которых не было в латинском языке. Пять латинских гласных(а , е, о, и, i и более позднее у ) никак не отвечали системе вокализма французского, английского,датского и других европейских языков. Попытки изобретения новых букв (например, предложенныефранкским королем Хильпериком I знаки для межзубных согласных) не получили успеха. Традицияоказывалась сильнее потребности. Незначительные алфавитные новшества (как, например, французское«сэ седиль» ҫ , немецкое «эсцет» β или датское ø ) не спасали положения. Радикальнее и правильнее всего

поступили чехи, не прибегая к многобуквенным комбинациям типа польских sz = [ш], cz = [ч], szcz = [щ],а использовав надстрочную диакритику, когда у них получились закономерные ряды свистящих s, с, z ишипящих Š,Č, Ž.

Большинство алфавитов насчитывают от 20 до 30 букв, хотя некоторые, например, адаптация латинского алфавита к гавайскому языку, насчитывают всего лишь 12 букв, а другие, как, например, сингальский, используемый в государстве Шри-Ланка (бывший Цейлон), или некоторые алфавиты северокавказских языков, содержат 50 и более знаков. Относительная сложность фонетических систем различных языков обуславливает наличие алфавитов неодинакового размера. Согласно Книге рекордов Гиннесса, больше всего букв - 72 - содержится в алфавите кхмерского языка. Самой древней буквой алфавита является буква «о», которая осталась неизменной в том же виде, в каком она была принята в финикийском алфавите (около 1300 года до н. э.). (Эта буква там обозначала согласный звук, но современная «о» произошла от неё).

Выделяются следующие разновидности алфавитов:

· Консонантно-вокалические алфавиты - тип письма, при котором буквы обозначают как гласные, так и согласные. В письме в целом соблюдается соответствие «одна графема (письменный знак) есть одна фонема».

· Консонантные алфавиты - тип письма, при котором буквы обозначают только согласные, гласные могут обозначаться с помощью специальной системы диакритических знаков (огласовки). Примерами полностью консонантного письма могут служить угаритская и финикийская письменности, примерами частично консонантного - современные еврейское и арабское письмо, содержащие знаки для некоторых гласных.

· Слоговые алфавиты - буквы обозначают целые слоги, причём слоги с одинаковой согласной, но разные гласные могут обозначаться близкими знаками, а могут быть совершенно разными. Слоговое письмо используется в варианте греческого, язык Ив Китае, древнефилиппинская письменность. Также во многом слоговым является логографическое письмо в китайском языке, языке майя, и в клинописи.

Японский язык использует сразу два вида слогового письма, которые называются кана, а именно катакана и хирагана (появилось около 700 года н. э.). Хирагана применяется для написания слов и грамматических элементов родного языка, наряду с иероглифическим письмом кандзи. Катакана используется для написания заимствований и иностранных имен собственных. Например, слово hotel пишется в три каны - ホテル (ho-te-ru ). Так как в японском имеется большое количество слогов модели согласный + гласный , то слоговое письмо является наиболее подходящим данному языку. Как во многих вариантах слогового письма, идущие следом гласные и конечные согласные обозначаются отдельными знаками. Так, оба слова atta и kaita пишутся в три каны: あった (a-t-ta ) и かいた (ka-i-ta ).

Использование знаков для отдельных фонем ведёт к значительному упрощению письма в результате сокращения количества используемых знаков. Также, порядок букв в алфавите является основой алфавитной сортировки.

Леонова Алина

Исследовательский проект "В мире алфавитов. Какие алфавиты бывают?"

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 36»

В мире алфавитов.

Какие алфавиты бывают?

Саранск, 2013

Введение

Цель: знакомство с различными видами алфавитов и их значение в жизни человека.

Задачи:

  1. Ознакомиться с материалами происхождения алфавита.
  2. Узнать значение слова «алфавит».
  3. Исследовать разновидности алфавита.
  4. Оценить значение алфавита в жизни человека.

Объект исследования: алфавит.

Предмет исследования: технология, техника построения значков в разное время.

Методы исследования: анализ, сравнение, описание.

Актуальность: исследования проекта показали значительные возможности использования человеком многообразия алфавитов для приёма и передачи информации.

Введение

Глава 1. Алфавит

1.1. Происхождение алфавита

1.2. Понятие «алфавит»

Глава 2. Виды алфавита

2.1. Устаревшие алфавиты

2.3. Телеграфная азбука

2.4. Шрифт Брайля

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Первой попыткой сохранить слово была картинка. Понадобились сотни лет для того, чтобы она стала знакома - условным сочетанием черточек, клинышков и линий. Но что нужно было сделать, чтобы тебя поняли? Рисовать каждый предмет? Каждое слово? Часть слова - слог? Что может быть интереснее, чем исследовать, на первый взгляд, очевидное? И чем, как не языком, мы пользуемся каждый день? А, как известно, в языке есть такое понятие как алфавит. Вот о нем-то я и хочу рассказать.

Глава 1. Алфавит

1.1. Происхождение алфавита

В 1947 году, во время археологических раскопок в Иордании, на берегу Мёртвого моря были найдены рукописи на древнееврейском языке. В I веке до нашей эры эти свитки были спрятаны от римских завоевателей. В них учёные прочли одну из ранних версий Библии. Рукопись была написана слоговым письмом. Этой письменностью пользовались до тех пор, пока количество слов не возросло в сотни раз (уже невозможно было запомнить все слоги, обозначающие различные слова). Так постепенно появилась необходимость разделить слово на более мелкие части, чем слоги, - на буквы. И притом каждая буква должна обозначать свой звук. У учёных нет, к сожалению, единой версии по поводу происхождения первого алфавита. Скорее всего, это великое изобретение не принадлежало какому-то одному человеку и так же, как все изменения в языке, произошло постепенно. Первый алфавит появился в Греции в 1-м тысячелетии до нашей эры. Предполагают, что греки заимствовали своё письмо у финикийцев, добавив новые, недостающие знаки для обозначения гласных звуков. В финикийском языке было 22 согласных слоговых обозначения, которые были взяты за основу значков-букв новой греческой азбуки. В 403 году до нашей эры в Афинах, главном греческом городе, был официально введён так называемый ионический алфавит, который затем был принят во всей Греции. После появления алфавита все звуки языка можно было легко записать при помощи небольшого количества букв. Стали появляться и первые книги. Они были рукописными: их писали на листах папируса монахи-писцы. Такие книги дошли до нас, они называются манускрипты. В современном мире существуют уже десятки различных алфавитов, но все они ведут своё происхождение от первого греческого алфавита, который когда-то родился на берегах Средиземного моря.

1.2. Понятие «алфавит»

Алфавит – это все буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. Каждая буква в алфавите имеет свое строго определенное место и свое название. Слова азбука и алфавит обозначают одно и то же. Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Оно образовано от названий первых двух букв греческой азбуки: «альфа» и «вита». Слово азбука пришло к нам из старославянского языка. Оно образовано от названий первых двух букв старославянского алфавита: «азь» и «буки». Написание, форма и количество букв с течением времени постоянно менялось, но сейчас мы имеем русский алфавит, состоящий из 33-х букв. Люди общаются друг с другом при помощи слов. Слова же составлены из букв. Буквы складываются в различные слова, и именно слова дают нам понятие о том или ином предмете или событии.

Глава 2. Виды алфавита

2.1. Устаревшие алфавиты

Первая славянская азбука - кириллица - была создана на основе греческого алфавита в 863 году. Этой азбукой (конечно, в видоизменённом варианте) мы пользуемся и сейчас. Славянская азбука названа кириллицей в честь своего создателя - Кирилла. Кирилл разрабатывал азбуку на основе греческого алфавита вместе со своим братом Мефодием. Часто их называют солунскими братьями, так как родом они из греческого города Салоники (по-другому называемого Солунью). Они создали даже 2 азбуки - кириллицу и глаголицу, но глаголица со временем была забыта (на Руси ею пользовались только в самые первые годы развития и распространения письменности). От кириллицы и происходит наш русский алфавит. На её основе были созданы также украинский, белорусский и болгарский алфавиты - вот почему эти языки так похожи. Конечно, тот алфавит, которым мы пользуемся сейчас, мало похож на древний старославянский алфавит. Кириллица во многом похожа на наше современное письмо. Если вы посмотрите на буквы этой азбуки, то увидите, что многие буквы исчезли из нашего современного употребления:

юс большой и юс малый (они обозначали носовые гласные; эти звуки остались в польском и французском языках);

вместо фиты и ферта мы используем букву ф;

вместо зело и земля - букву з;

вместо ять и есть - букву е;

кси и пси.

Многие буквы кириллицы с течением времени изменили своё начертание. Названия современных букв тоже стали короче. Буквы кириллицы имели первоначально ещё и числовое значение, то есть употреблялись вместо цифр. Начиная со времени Петра I кириллица, из которой были исключены некоторые буквы, получила название русской гражданской азбуки. Так несколько видоизменённая кириллица легла в основу нашего современного алфавита.

2.2. Алфавит древних «мёртвых языков»

Согласно, Книге рекордов Гиннесса, больше всего букв - 72 - содержится в алфавите кхмерского языка, наименьшее - 12 (a, e, g, i, k, o, p, r, s, t, u, v) - в алфавите языка ротокас острова Бугенвиль (Папуа Новая Гвинея). Самой древней буквой алфавита является буква «о», которая осталась неизменной в том же виде, в каком она была принята в финикийском алфавите (около 1300 года до н. э.). Эта буква там обозначала другой, согласный звук, но современная «о» произошла от неё. Наиболее древним был алфавит города-государства Угарит, известный с сер. 2-го тыс. до н. э., порядок знаков в котором, соответствует порядку знаков в финикийском, древнееврейском и некоторых других. От финикийского алфавита происходят греческий и арамейский алфавиты, давшие начало большинству современных письменностей. Греческий алфавит служит моделью для создания латинского алфавита. В эпоху Римской империи происходило широкое распространение латинского языка и письма. Его влияние усилилось в Средние века в связи с переходом в христианство всех народов Европы. В раннем Средневековье под греческим влиянием происходит создание старославянских глаголицы и кириллицы и других алфавитов, где порядок, названия и форма знаков точно, или с определёнными изменениями, соответствуют греческому. Латинский язык считается мёртвым языком - не является языком разговорным, но может использоваться в специализированной литературе (например, медицинской, цитируется в историческом контексте). Латинский язык является одним из наиболее древних письменных индоевропейских языков. Большое количество слов в европейских (и не только) языках имеет латинское происхождение. Латинский алфавит является основой письменности многих современных языков.

2.3. Телеграфная азбука

Код Мо́рзе, «Морзя́нка» (А́збукой Мо́рзе код начал называться только с первой мировой войны) - способ знакового кодирования (представление букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов последовательностью сигналов, например, длинных и коротких: «тире» и «точек»). За единицу времени принимается длительность одной точки. Длительность тире равна трём точкам. Пауза между элементами одного знака - одна точка, между знаками в слове - 3 точки, между словами- 7 точек. Назван в честь американского изобретателя и художника Сэмюэля Морзе. Исходная таблица «кода Морзе» значительно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат на любительских диапазонах. Во-первых, в ней использовались посылки трёх разных длительностей («точка», «тире» и «длинное тире» - в 4 раза длиннее «точки»). Во-вторых, некоторые символы имели паузы внутри своих кодов. Принцип кодирования азбуки Морзе исходит из того, что буквы, которые чаще употребляются в английском языке, кодируются более простыми сочетаниями точек и тире. Это делает освоение азбуки Морзе проще, а передачи - компактнее. Азбука Морзе - средство для передачи сообщения в местах, где другие средства недоступны.

2.4. Шрифт Брайля

Шрифт Брайля - рельефно-точечный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими людьми. Разработан в 1824 г. французом Луи Брайлем, сыном сапожника. Луи в возрасте трёх лет потерял зрение, в результате воспаления глаз, начавшегося от того, что мальчик поранился шорным ножом (подобие шила) в мастерской отца. В возрасте 15 лет он создал свой рельефно-точечный шрифт, вдохновившись простотой «ночного шрифта» капитана артиллерии Шарля Барбье, который использовался военными того времени для чтения донесений в темноте. Луи учел такой недостаток «ночного шрифта», как большие размеры знаков, ограничивающий количество знаков на страницу.

Для изображения букв, в шрифте Брайля используются 6 точек, расположенных в два столбца, по 3 в каждом. Одной из особенностей шрифта Брайля является то, что текст пишется справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо. При письме прокалываются точки, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, писать текст, приходится с обратной стороны листа. В этом заключается одна из сложностей при обучении этому шрифту. Нумерация точек идёт сверху вниз по столбцам. Нумерация точек при записи идёт в обратном порядке - сначала по правому столбцу, затем по левому: точка 1 находится в верхнем правом углу, под ней - точка 2, в нижнем правом углу - точка 3. В левом верхнем углу находится точка 4, под ней - точка 5, в левом нижнем - точка 6. Позже появилась расширенная система Брайля, где добавлено ещё две точки: 7 под точкой 3 и 8 под точкой 6. Наличие или отсутствие точек (проколов) в ячейке дает определенный символ. Поскольку для письма шрифтом Брайля используются особые письменные принадлежности - прибор и грифель, брайлевские буквы невозможно изменить в размерах или подчеркнуть, как-либо изменить их конфигурацию. Поэтому для выделения букв и слов используются специальные знаки: заглавных и малых букв (ставятся перед нужными буквами), курсива, жирного и полужирного шрифтов (знаки ставятся до и после выделяемых символов), верхнего и нижнего индекса, математического корня (один символ ставится в начале, другой - в конце) и так далее.

2.5. Математический и компьютерный алфавит

Когда пишется письмо, сочинение, читается доклад или лекция, то в течении определённого времени производится, выражение мысли при помощи правильно подобранных предложений. При чтении книги, статьи или иной печатной информации, происходит взаимосвязь между цепочкой ряда предложений определяющих те или иные рассуждения. В математике тоже используются предложения, которые записываются как на родном языке, так и на математическом языке, где используются различные символы. Математические предложения содержательны и связаны в логическую структуру. Любое предложение, как правило, образуется из слов, а слова в свою очередь составляются из букв необходимого алфавита. Математический алфавит состоит из арабских цифр от нуля до девяти, символов латинского алфавита, которыми обозначают переменные, знаков, для указания действий, знаков отношений и символических записей, таких как скобки, запятая. В математической логике и математике, алфавит - часто употребляемый синоним множества. Элементы алфавита называют символами (иногда буквами) по аналогии с символами (буквами) естественных алфавитов. Как и в естественных языках, в математике символы алфавита обычно используются в качестве элементарных частей более сложных объектов - слов, формул и др. Примерами конечных алфавитов являются алфавиты естественных языков, алфавит, лежащий в основе азбуки Морзе, и алфавит, общепринятый для представления информации в ЭВМ. Множество натуральных чисел дает характерный пример бесконечного (счётного) алфавита.

Заключение

Сегодня мы воспринимаем алфавит как должное, забывая о том, какое это необыкновенное изобретение. Ценность алфавита заключается в изящной простоте, в способности выражать звуки с помощью двадцати-тридцати отдельных букв. Может показаться странным, что древние потратили так много времени на создание алфавита, тысячелетиями мучаясь с невероятно громоздкими системами письма, такими, как иероглифы. Непростой путь проделали все наши буквы. Но алфавит кажется простым и понятным лишь потому, что он нам хорошо знаком. Это одно из тех редких изобретений, которые оказались успешными благодаря своей простоте, но само изобретение было нелегким делом. Хорошее знание алфавита помогает человеку в жизни. Изучая историю алфавита, мы изучаем историю нашего языка, историю нашей страны. Так будем же образованными, умными и продолжим дальше изучать русский язык, его историю и современное состояние.

Список литературы

1. Азбука Морзе http://ru.wikipedia .

2. Виды алфавитов http: ru.science.wikia.com .

3. Энциклопедия «Вокруг света»

Литература

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. Изд. 6-е, переработанное и дополненное. – М., 1984.

Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. – Л., 1971. – С. 90-107.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989. – С. 110-131.

Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1983.

Русское сценическое произношение / Отв. ред. С.М. Кузьмина. – М., 1986.

Графика

Понятие о графике

Графика (греч. graphikē, от graphō – пишу, черчу, рисую) – это, во-первых, совокупность средств письменности, система отношений между буквами и звуками (фонемами), а также сами начертания букв, знаков; во-вторых, раздел языкознания, изучающий начертания к звуковые значения письменных знаков, в первую очередь букв.

Как указывалось ранее, в транскрипции, которая является особым видом письма, используются также другие графические знаки (знак мягкости, долготы, слоговости и т.д.).

Степень совершенства графической системы языка определяется соответствием букв звукам (фонемам). Идеальной графической системой является система, обеспечивающая однозначное соответствие между буквой и звуком (фонемой).

Современная русская графика делится на рукописную и печатную. Рукописная графика русского языка основывается на древнерусском письме, Основы печатной графики были заложены реформой Петра I, в результате которой был введен гражданский шрифт с округлым очертанием букв и без надстрочных знаков.

Происхождение и основные этапы развития письма.
Значение письма в истории развития общества

Письмо представляет собой знаковую систему фиксации речи, которая позволяет передавать информацию в пространстве и во времени.

Первичным способом общения является устная речь, возникшая примерно 500 тысяч лет тому назад. Вторичным способом общения является начертательное письмо, появившееся около 6 тысяч лет тому назад (древнеегипетское письмо известно с конца 4-го тысячелетия до н.э., критское, китайское – со 2-го тысячелетия до н.э. и т.д.); буквенное письмо существует около 3 тысяч лет.

Письменность является величайшим изобретением человечества, закрепляющим достижения науки, техники, культуры, оказывающимся основой цивилизации.

Предметное письмо как предыстория
начертательного письма

Можно выделить два этапа развития письма: 1) письмо, не связанное с языком, с его лексикой, грамматикой и фонетикой, – предметное письмо, символическая или условная сигнализация; 2) письмо, связанное с языком, – начертательное письмо.

Первоначально возникло предметное письмо, в котором средствами общения являлись предметы, звери, птицы и т.д.

Письмо, не связанное с языком, предметное письмо, подразделяется на символическую и условную сигнализацию.

При символической сигнализации предмет оказывается символом. Примером символической сигнализации является послание скифов персам, упоминание о котором содержится у греческого историка Геродота в V веке до н.э. Скифы послали лягушку, мышь, птицу и пять стрел; это послание предостерегало персов от возможности быть осыпанными стрелами при вступлении на землю скифов, если персы не научатся прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в норы, как мыши, летать, как птицы.

При условной сигнализации предметы сами по себе являются не символами, а условными знаками, о значении которых договариваются заранее. В качестве примеров условной сигнализации можно привести перуанское письмо кипу, состоящее из палочки, к которой привязаны шнурки разных цветов и размеров с узелками; письмо североамериканских индейцев; ирокезское письмо вампум, в котором использовался пояс или жезл с ракушками разного цвета и размера.

Значение узелков на шнурках и комбинаций ракушек обычно было известно жрецам. Таким способом передавалась схематичная, заранее определенная информация, например, предупреждение о бедствии.

Способы передачи сообщений при помощи предметов, имеющих условное значение:
а – вампум; б – кипу; в – бирки (целая и расколотая).

Элементами письма можно считать стрелки, показывающие направление пути, семафоры, светофоры, морские и речные сигналы флагами, фонарями; поднесение хлеба и соли как признак гостеприимства у славян, брошенная перчатка как вызов на дуэль, тыква как отказ от супружества на Украине; использование цвета предметов: белого как символ чистоты, красного как символ любви, черного как символ траура и печали; использование числа предметов: четное число цветов – покойнику, семь – символ хорошей семьи.

Начертательное письмо, т.е. собственно письмо, связано с использованием специальных графических знаков и имеет большие, чем предметное письмо, возможности для общения и сообщения информации.

Этапы развития начертательного письма

Первый этап начертательного письма – пиктография , т. е. письмо рисунками (от лат. pictus – живописный и греч. graphō – пишу). Археологами и этнографами обнаружены образцы пиктографического письма на стенах пещер, на скалах, камнях.

РИСУНОЧНОЕ ПИСЬМО ИНДЕЙЦЕВ СИУ

Эта надпись рисунками, судя по всему, гласит: четверо мужчин поймали буйвола. Один остановил его, накинув ему лассо на шею. Другой воскликнул: "Я набросил ему лассо на передние ноги". Третий закричал: "Я отрублю ему голову топором". Четвертый выпустил в буйвола четыре стрелы. В это время женщина говорит своему мужу: "Вот тебе твой лук и стрелы, помоги им убить буйвола".

Пиктограмма представляет собой схематический рисунок определенной жизненной ситуации (охоты, сражения, поездки и т. д.), передающий целое сообщение, не расчлененное на слова. В пиктограмме несущественна художественная выразительность, а важно, в какой степени рисунок отражает значение сообщения.

Известны, например, такие пиктограммы, как "дневник" эскимоса-охотника; в нём рассказывается об охоте человека на двух животных, о встрече с другим охотником, с которым он на лодке перебрался к жилищу; в пиктограмме "прошение" индейцев передано обращение к президенту семи племен (журавля, трех куниц, медведя, морского человека и морского кота) относительно права на рыболовство в некоторых озерах (см. рис. на с. ____).

Обнаружены также наскальные изображения военных походов, мирного труда, предупреждения об опасности в горах, сделанные индейцами. Росписи в храмах, рассказывающие о сотворении мира, о рождении, жизни и смерти Христа, тоже являются своеобразными пиктограммами. Пиктограммы помогают понять причины возникновения изобразительного искусства как способа отражения действительности, передачи информации современникам и потомкам.

В пиктографии хорошо отражается все конкретное, значительно труднее отразить абстрактное. Переход от пиктографии к идеографии и вызван прежде всего необходимостью передавать на письме абстрактные понятия – любовь, дружбу, отечество и др.

Петиция, посланная семью индейскими племенами Конгрессу США относительно права на рыболовство в некоторых озерах. Линии, соединяющие глаза и сердца животных, показывают, что все семь племен единодушны с главным племенем ошкабави, которое представлено в виде журавля; линия, соединяющая глаз журавля с озерами, о которых идет речь (внизу, слева), и линия, уходящая вперед, по направлению к Конгрессу, указывают на просьбу, с которой обращаются племена.

В настоящее время пиктография используется как средство наглядности (особое значение это имеет для неграмотного или малограмотного человека, для иностранца). Пиктограммами являются рисунки на вывесках – бублик, конфеты, сапог; некоторые дорожные знаки, например, с изображением ножа и вилки, велосипеда; картинки в букварях, с которыми дети знакомятся до того, как начинают читать; изображение официанта, уборщицы и т. д. у кнопок звонков в гостиницах.

С развитием абстрактного мышления для выражения понятия возникает идеография , т.е. письмо понятиями (от греч. idea – идея и graphō пишу).

Идеограмма, как и пиктограмма, в начале развития идеографии остается таким же рисунком, поэтому часто одни и те же образцы письма расцениваются то как пиктограммы, то как идеограммы. Но идеограмма, в отличие от пиктограммы, обозначает не предмет, жизненный факт, а понятие, т. е. рисунок (графический знак) становится символом, знаком понятия. Так, например, изображение змеи как эмблемы медицины связано не с самим животным, а с функцией исцеления, принадлежащей змеиному яду; рисунок выступает как бы в переносном значении. Знак начинает соотноситься со словом, поэтому идеограмма называется также логограммой (от греч. logos – слово).

Увеличение размеров текста привело к необходимости ускорения письма, а следовательно, к схематизации рисунков, которые превратились в иероглифы (от греч. hieroglyphoi – священные письмена, резьба жрецов). В результате этого знак лишился конкретности и стал условным.

С развитием письма происходит изменение и в используемом для письма материале, и в пишущих инструментах. Если сначала производились надписи на скалах, камнях, коре деревьев, то в дальнейшем стал использоваться папирус, нильский тростник, пергамент (специально обработанная кожа); впоследствии в Китае была изобретена бумага. Орудия, с помощью которых наносились царапины на древесную кору, заменились пишущими инструментами – кисточкой, пером. Облегчение способа письма приводило к дальнейшему упрощению и схематизации иероглифов.

Иероглифическое письмо было распространено в Месопотамии, Египте, Китае.

Идеография более удобна, чем пиктография, так как иероглифы передают понятия. Идеографическое письмо не связано с передачей слов в их грамматическом и фонетическом оформлении, понятно носителям различных диалектов одного и того же языка.

Но при идеографическом письме необходимо запоминать большое количество знаков, так как каждое понятие имеет свое обозначение. Так, например, в современном китайском языке отмечается около 40 тысяч иероглифов, правда, реально используется от 2 до 6 тысяч.

Элементы идеографии в настоящее время используются в дорожных знаках: восклицательный знак – осторожно, прямоугольник – проезд запрещен, крест – перекресток и т. д.; в картографии и топографии: обозначение населенных пунктов, полезных ископаемых, железных дорог и т. д. Иероглифами являются цифры, научные символы: математические – +,,,:, <, >, , химические – Na, Сu, О, Н, Н 2 О, НСl, шахматные – Фв3-d5 и т. д.

Использование идеографии в научной терминологии объясняется необходимостью выразить научное понятие точно, кратко.

С развитием торговли, с установлением государственности возникала необходимость сделать письмо более простым, доступным все большему числу людей.

Одно направление в упрощении письма было связано с лексикой и возникло в китайской письменности. Для обозначения понятия стали сочетать знаки; например, понятие "лаять" обозначалось объединением знаков "собаки" и "рта". Такой путь сокращения количества идеограмм был непродуктивным, так как сочетания знаков понимались с трудом и требовали дополнительного запоминания.

Другое направление было связано с грамматикой, но оно могло использоваться только в языках с морфемной членимостью слов. При этом корни обозначались уже имеющимися иероглифами, а аффиксы – новыми. Но такой способ тоже не сокращал количества идеограмм, так как и количество корней бесконечно, и аффиксы требуют введения все новых и новых иероглифов.

Третьим этапом в развитии письма явилась фонография , в которой графические знаки стали отражать звуковую сторону языка.

Фонография возникла у египтян и ассиро-вавилонян.

Первоначальным этапом в развитии фонографии явилось силлабическое, или слоговое, письмо, распространенное у ассиро-вавилонян, индийцев. В нем иероглиф обозначал слог. Графическим знаком здесь была не буква, передающая звук (фонему), а силлабема, соответствующая слогу. Такое письмо значительно сокращает алфавит, так как количество слогов определяется десятками или сотнями (100-300 знаков). Употребление письма не требует грамматических знаний. Элементы слогового письма в русской графике используются при обозначении гласными буквами твердости-мягкости предшествующих согласных и в употреблении йотированных букв.

Следующим этапом фонографии являлось звуковое письмо, распространенное у древних евреев и финикиян. Оно носило консонантный характер: буквами обозначались согласные, а гласные обозначались диакритическими знаками, т. е. различными надстрочными и подстрочными знаками. По существу, этот тип письма был переходным этапом от письма слогового к буквенно-звуковому. Первоначально он имел характер консонантно-слогового письма. Алфавит становится еще более экономным: например, в арабском письме было 28 букв для согласных и несколько надстрочных знаков для гласных.

Консонантное письмо, таким образом, возникло из слогового. В слоговом письме были разновидности: могли передаваться сочетания различных согласных с гласными, как в японском письме кана; могли передаваться сочетания различных согласных с определенными гласными, а для обозначения сочетания согласных с другими гласными или без гласных использовались надстрочные знаки, как в современном индийском письме деванагари.

Последним, наиболее совершенным, этапом развития фонографии является буквенно-звуковое письмо, в котором буквами стали передаваться как согласные, так и гласные. Такой тип письма впервые стали использовать греки в начале I тысячелетия до н.э. Графические знаки, обозначающие согласные, были взяты у финикийцев, а для обозначения гласных использовались знаки финикийских согласных, отсутствовавших в греческом языке (финикийские согласные алеф, хе, вав, айн соответствуют греческим гласным альфа, эпсилон, ипсилон, омикрон); для греческих придыхательных согласных были придуманы особые буквы (тата, фи, хи).

Греческий алфавит послужил основой для латинского, славянских и других алфавитов.

Современная русская графика

Графика современного русского языка в той или иной степени отражает все этапы истории письменности.

Пиктография используется, как вспомогательное средство общения, например, в дорожной сигнализации (изображение детей, означающее "Осторожно, дети!"; рисунок руки с вытянутым указательным пальцем как знак направления и т.п.), в указателях на выставках, на международных соревнованиях и т.п. Пиктография играет важную роль в условиях многоязычия или неграмотности населения, а также как художественное средство (детские и юмористические рассказы в картинках).

Идеография применяется в составе вспомогательных подсистем письма: цифры, знаки четырех арифметических действий (+, , , :), алгебраические и химические формульные знаки, некоторые дорожные знаки (прямоугольник – "кирпич", обозначающий, что проезд запрещен; зигзаг как знак крутого поворота; крест как знак пересечения дорог и т. п.).

Силлабическое письмо используется при обозначении гласными буквами твердости-мягкости согласных и при передаче слога йотированными буквами.

Буквено-звуковое (консонантное) письмо находит отражение в написаниях типа СПб (Санкт-Петербург).

Основным видом графики современного русского языка является фонография.

Типы алфавитов

I. Алфавитом (азбукой) называется совокупность букв, расположенных в определенном порядке. Слово "алфавит" образовано из названий первых двух греческих букв: альфа (α) и бета, по-новогречески вита (β). Слово "азбука" образовано из названий двух первых славянских букв: аз (а) и буки (б).

II. Буквы – письменные знаки, передающие звуковой облик слов языка, его отдельные звуковые элементы.

В зависимости от способа обозначения гласных существует три типа алфавитов: 1) гласные обозначаются особыми буквами – греческий, латинский, алфавиты славянских, романских языков, алфавиты большинства языков мира; 2) гласные обозначаются отдельно стоящими диакритическими (надстрочными или подстрочными) знаками – арабский, еврейский и другие алфавиты; 3) гласные обозначаются диакритическими знаками, присоединенными к буквам, обозначающим согласные, – индийский, эфиопский и другие алфавиты.

Все современные алфавиты восходят к финикийскому (древнесемитскому) буквенному консонантному письму.

Первоначально каждый из 22 знаков финикийского письма воспринимался как соответствие сочетанию определенного согласного с любым гласным, а впоследствии – как соответствие только определенному согласному. Чисто консонантное письмо затрудняло понимание текстов, и поэтому уже в первой половине 1-го тыс. до н. э. начали прибегать к использованию знаков, соответствующих согласным, близким по месту образования к гласным.

Финикийское письмо было заимствовано окружавшими финикиян народами: к нему восходят еврейское и арабское письмо, письменности Центральной Азии и Индии; оно было усвоено и усовершенствовано греками, а у последних позаимствовано римлянами.

До возникновения алфавитного письма греки пользовались слоговой письменностью.

Греческое алфавитное письмо предположительно возникло в 9-8 вв. до н. э. В греческом письме, в отличие от финикийского письма, кроме букв, обозначавших согласные, появились буквы для передачи гласных звуков, что явилось новым этапом в развитии письма и сыграло важную общекультурную роль. Алфавитное греческое письмо разделялось на две ветви: восточногреческое письмо и западногреческое. Восточногреческое письмо развилось в классическое древнегреческое и византийское письмо; оно легло в основу славянского кириллического, а также армянского, отчасти грузинского письма. Западногреческое письмо стало исходным для латинского письма.

Классический общегреческий алфавит имел 27 букв; новогреческий алфавит имеет 24 буквы. Первоначально греки, подобно финикийцам, писали справа налево, потом – попеременно, а уже затем слева направо.

Латинское письмо – буквенное письмо, которым пользовались древние римляне и которое легло в основу письма большинства народов Западной Европы. Название происходит от названия древнего племени латинов, населявших область Лаций, центром которой был Рим. Древнейшие латинские надписи датируются 7 в. до н. э. Искусство письма было перенесено в Лаций греками с Пелопоннеса; они поселились на Палатинском холме в центре будущего Рима во 2-й половине II-го тыс. до н. э. В Греции тогда употреблялось еще слоговое письмо. Греческое алфавитное письмо на территории Италии развивалось медленно; собственно латинский алфавит сложился в 4-3 вв. до н.э.

В древнейших латинских надписях письмо имеет направление и справа налево, и слева направо; использовался и способ "бустрофедон": первая строка справа налево, вторая – слева направо и т.д.; с 4 в. до н.э. прочно установилось направление письма слева направо. Знаков препинания в античном письме не было. Отсутствовало деление на прописные и строчные буквы. Слова отделялись друг от друга обычно словоразделительн ыми знаками, которые ставились на уровне середины букв. В латинской письменности большинство занадногреческих букв сохранило исконное значение. Но в латинский алфавит вошли не все греческие буквы; некоторые буквы изменили свое значение, начертание; появилось и новые буквы. Так, во II в. появилась начертание W; в XVI веке были введены буквы J и U.

В послеантичное время возникло деление букв на прописные и строчные, появились знаки препинания.

Латинское письмо еще в эпоху Римской империи приобрело международный характер. В средние века латинский язык стал богослужебным языком во всех государствах Западной Европы и языком науки. На базе латинского письма сформировались современные системы письма народов Западной Европы (немецкая, английская, французская, испанская, португальская, датская, шведская и др.), системы письма Америки, Австралии, большинство алфавитов Африки, некоторые алфавиты народов Азии.

В национальных системах письма, которые имели в своей основе латинское письмо, его приспособление к соответствующим фонетическим системам осуществлялось главным, образом за счет введения диакритических знаков, например: ö, ä, ü в немецком языке, в польском и литовском языках, ñ в испанском языке. Отдельные звуки (фонемы) стали передаваться сочетаниями букв, например: ch, sh, th, ph, ea, ou в английском языке; ch, sch, tsch – в немецком языке.

Современный латинский алфавит имеет два типографских вида: латиница (или антиква) и готический шрифт (или фрактура); первый вид, близкий к древнему, является господствующим.

Латинский алфавит

Прописные

Строчные

Названия

Произношение

© 2024 Строительный портал - PvaStudio