Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Краткая биография Беллы Ахмадулиной: самое главное и основное о жизни и творчестве. Белла Ахмадулина: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото Стиль беллы ахмадулиной

П ервые стихотворения Беллы Ахмадулиной были опубликованы, когда поэтессе было восемнадцать. Спустя всего несколько лет ее творческие вечера уже проходили с аншлагом, а тексты становились шлягерами. Белла Ахмадулина выпустила 33 поэтических сборника, писала эссе и очерки, переводила стихотворения на русский со множества языков.

Юная поэтесса с гражданской позицией

Белла Ахмадулина родилась в Москве в 1937 году. Испанское имя Изабелла для нее выбрала бабушка. «Я рано спохватилась и сократила это имя до «Белла» , - рассказывала поэтесса.

Первые стихи Ахмадулиной напечатал в 1955 году журнал «Октябрь». Она тогда училась в десятом классе, занималась в литературном кружке Евгения Винокурова при заводе имени Лихачева.

После школы Белла Ахмадулина поступила в Литературный институт имени А.М. Горького. Приемной комиссии юная поэтесса читала собственные стихи. На первом курсе она была уже достаточно известным автором. В 22 года Ахмадулина написала стихотворение «По улице моей который год...», которое стало известным романсом.

Отрывок из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Спустя еще три года поэтесса выпустила первую книгу стихотворений - «Струна», о которой Евгений Евтушенко писал: «Не случайно она назвала свою первую книгу «Струна»: в ее голосе вибрировал звук донельзя натянутой струны, становилось даже боязно, не оборвется ли. <...> Голос волшебно переливался и околдовывал не только при чтении стихов, но и в простеньком бытовом разговоре, придавая кружевную высокопарность даже прозаическим пустякам» .

Выступления Ахмадулиной собирали полные залы, площади, стадионы. Особенным был не только голос поэтессы, но и ее художественный стиль. Белла Ахмадулина использовала в текстах интересные метафоры, писала слогом золотого века.

«Лирическая моя героиня, она происхождения более раннего даже, чем двадцатый век».

Белла Ахмадулина

В 1958 году студентов Литинститута - в их числе была и Белла Ахмадулина - принуждали подписывать коллективное письмо с требованием выслать из страны Бориса Пастернака. В то время в разгаре была травля писателя, связанная с его Нобелевской премией. Поэтесса подписывать письмо отказалась. И вскоре ее отчислили, официально - за проваленный экзамен по марксизму-ленинизму. Однако позже Ахмадулину восстановили, и она окончила Литинститут с отличием.

«Если меня чему-то и научил Литературный институт, так это тому, как не надо писать и как не надо жить. Я поняла, что жизнь - это отчасти попытка отстоять суверенность души: не поддаться ни соблазнам, ни угрозам».

Белла Ахмадулина

Актриса, переводчица, защитница диссидентов

Белла Ахмадулина. Фотография: pinterest.com

Леонид Куравлёв, Василий Шукшин и Белла Ахмадулина на съёмках картины «Живёт такой парень». Фотография: prosodia.ru

Белла Ахмадулина. Фотография: art-notes.ru

В 1960-х годах Белла Ахмадулина снималась в кино. Фильм Василия Шукшина «Живет такой парень», где поэтесса сыграла журналистку, получил приз «Лев святого Марка» на Венецианском фестивале в 1964 году. В фильме «Спорт, спорт, спорт» за кадром Ахмадулина читала собственные стихи «Вот человек, который начал бег…» и «Ты человек! Ты баловень природы…».

Поэтесса не писала на острые социальные и политические темы, однако в политической жизни Советского Союза участвовала. Она поддерживала движение диссидентов, защищала опальных Андрея Сахарова, Льва Копелева, Александра Солженицына. Писала официальные обращения, бывала в местах ссылок, выступала в зарубежных газетах, на «Радио Свобода» и «Голос Америки».

Долгое время репрессии Беллы Ахмадулиной не касались: она была известна, авторитетна и любима публикой, ее стихи переводили на все европейские языки. Однако в 1969 году во Франкфурте вышел сборник Ахмадулиной «Озноб». Печататься за рубежом было очень рискованно. После этого поэтессу раскритиковали в советской прессе, а ее новые сборники подверглись жесткой цензуре. Выступления Ахмадулиной запрещали до самой перестройки.

В эти годы поэтесса занималась переводами. Она много путешествовала по Советскому Союзу и особенно любила Грузию. Ахмадулина переводила на русский язык грузинскую поэзию - стихи Николая Бараташвили, Галактиона Табидзе, Ираклия Абашидзе.

«Вероятно, у каждого человека есть на земле тайное и любимое пространство, которое он редко навещает, но помнит всегда и часто видит во сне. Так я думаю о Грузии, и по ночам мне снится грузинская речь».

Белла Ахмадулина

Кроме грузинских авторов Белла Ахмадулина переводила произведения поэтов Армении и Польши, Венгрии и Болгарии, Италии и Франции. В 1984 году ей вручили орден «Дружбы народов», Американская академия искусств и литературы избрала поэтессу своим почетным членом. Создавала Ахмадулина и очерки о поэтах-современниках, написанные, как говорил Евтушенко, «элегантной прозой».

Белла Ахмадулина и Борис Мессерер

Белла Ахмадулина и Евгений Евтушенко. Фотография: pravmir.ru

Борис Мессерер и Белла Ахмадулина. Фотография: nastroenie.tv

Борис Мессерер и Белла Ахмадулина. Фотография: alamy.com

Белла Ахмадулина была замужем четыре раза: за Евгением Евтушенко, Юрием Нагибиным и Эльдаром Кулиевым. В 1974 году поэтесса вышла замуж в последний раз - за скульптора Бориса Мессерера.

Об их знакомстве он позже вспоминал: «Белла в домашнем виде. В туфлях на низких каблуках. Темный свитер. Прическа случайная. От вида ее крошечной стройной фигурки начинает щемить сердце. Говорим о собаках. Вскоре она уходит. И вдруг я со всей ниоткуда возникшей ясностью понимаю, что если бы эта женщина захотела, то я, ни минуты не раздумывая, ушел бы с ней навсегда» .

Белла Ахмадулина «раздаривала» автографы и стихи, писала их на салфетках и клочках тетрадных листов. Мессерер делал копии и оставлял их себе. Разговоры с женой он записывал на диктофон. Так появились четыре тома ее произведений.

Борис Мессерер сопровождал супругу на творческих вечерах, Ахмадулина писала о нем: «О, поводырь моей повадки робкой!..» Еще в годы гонений Мессерер предложил ей переехать в Тарусу. Этому городу, который Белла Ахмадулина часто называла своей музой, она посвятила одноименный сборник с акварелями своего мужа.

Всего при жизни поэтессы вышли 33 сборника ее стихотворений. Последние годы Ахмадулина и Борис Мессерер жили в Переделкино. Она продолжала участвовать в творческих вечерах, однако писала мало: мешало заболевание глаз. В 2010 году Беллы Ахмадулиной не стало. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище. После смерти поэтессы Борис Мессерер написал книгу-воспоминание «Промельк Беллы», а в Тарусе установили памятник Ахмадулиной, который изготовили по его эскизам.

С раннего детства и на протяжении всей жизни Белла Ахмадулина держала домашних животных и помогала бездомным. Многие фотографии Ахмадулиной рассказывают о трогательной привязанности поэтессы к собакам

Начавшееся подобно прекрасной сказке детство Беллы оказалось омрачено не только войной, но и… школой. Если в образном мышлении и речи замкнутая и слегка нелюдимая девочка опережала сверстников к большому удивлению взрослых, то с письмом у нее не задалось сразу.

В 1944-м Белла пошла в школу, чтобы три года практически не появляться на уроках. Причиной такой нелюбви были вовсе не отсут­ствие способностей, нежелание учиться и даже не лень: девочка с огромной охотой впитывала все знания, которые давали ей родные, и очень много читала, причем не детские хрестоматии, а русскую классику — Пушкина, Гоголя. Нет, Бел­ле было противно всё то, что отличает школу как социально-образовательный институт от школы — места получения знаний: правила, порядки, излишняя строгость и стремление сделать учащихся одинаковыми, чтобы с ними удобнее было работать.

Ребенку с творческим образным мышлением и воспитанием в семье передовой интеллигенции школьная жажда унификации всего и всех казалась дикой.

Белла с детства мыслила образами, а в юности научилась переносить их на бумагу, тем самым выражая свои чувства и переживания. Писать и работать Ахмадулина могла где угодно, часто ее можно было увидеть записывающей свежие мысли в блокнот, который она всегда носила с собой.

Факты о творчестве

Писать стихи Белла начала рано, причем, как и у большинства молодых литераторов, первые ее тексты складывались под сильнейшим влиянием литературных кумиров.

Для Ахмадулиной таким кумиром и первым наставником стала Гарриет Бичер-Стоу, американская писательница, автор знаменитого романа «Хижина дяди Тома».

У нее Белла позаимствовала более чем странные для советского подростка образы своих первых стихотворений — ущемленных в правах негров-невольников и их несчастных голодных детей. С этими несвоевременными стихами Белла активно выступала в пионерских организациях и даже опубликовала их в «Пионерской правде», за что получила от старших коллег улыбку искреннего умиления и первый настоящий творческий совет — писать о вещах, известных и близких читателю.

Еще до выхода в свет первых поэтических сборников Белла Ахмадулина начала выступать с публичными чтениями своих стихов, как в компании других поэтов, так и сольно.

Лучшие вечера поэтессы собирали зрителей не меньше, чем премьеры выдающихся спектаклей. Ахмадулина любила выступать перед публикой и с удовольствием делала это вне зависимости от места, условий выступления и аудитории.

Даже на импровизированном помосте в толпе слушателей Белла чувствовала себя уверенно, ведь в конечном итоге поэзии нужен тот, кто напишет, и тот, кто сможет услышать и принять. Тонкий, звонкий голос Ахмадулиной, оставшийся с ней до конца дней, а также особая, надрывная интонация при чтении стихов сильно контрастировали с внешним видом стильной, уверенной в себе женщины, чем привлекали еще большее внимание публики к «поэту эстрады».

« Алла Пугачева не раз говорила о том, что очень любит стихи Ахмадулиной, что они близки ей. Не случайно примадонна российской эстрады включила в свой репертуар большое количество песен на стихи поэтессы.

Факты о личной жизни

Белла Ахмадуллина была очень привлекательной женщиной, мужчины влюблялись в нее сразу же после нескольких минут знакомства. Первым законным мужем Беллы Ахмадулиной был Евгений Евтушенко . Их брак был недолгим, Причиной развода с Е.Евтушенко стал аборт: Белла забеременела, а Евтушенко, считая себя само­го еще ребенком и испугавшись ответственно­сти, уговорил молодую жену, тоже не слишком готовую к материнству, сделать аборт. «Я не понимал тогда, — с горечью рассказывает Евту­шенко с высоты прожитых лет, — что если муж­чина заставляет любимую женщину убивать их общее дитя в ее чреве, то он убивает ее любовь к себе». Действительно, брак оказался обречен. Долгие годы прожил Евтушенко с тяжким грузом на душе: из-за раннего аборта Ахмаду­лина не могла забеременеть. И был безумно рад, узнав, что спустя более пятнадцати лет Белла все-таки смогла родить дочь.

нность быстро сменились ссорами и расставаниями длиной вплоть до года, однако восемь лет брак все-таки продержался.

жизни Ахмадулиной можно было бы и вовсе пропустить, если бы он не стал самым важным в жизни Ахмадулиной как женщины. В 1973 году, в тридцать семь лет, поэтесса наконец-то стала матерью, родив Кулиеву дочь Елизавету.

Последним и главным спутником жизни Беллы Ахмадулиной стал известный художник Борис Мессерер . Союз поэтессы и художника продлился тридцать шесть лет и прервался лишь со смер­тью Ахмадулиной в 2010 году. Все годы совмест­ной жизни Мессерер трогательно опекал жену, заботился о ней, помогал воспитывать детей, хотя и не признавал их.

Знакомые пары гово­рили, что забота Мессерера переходила необ­ходимые рамки, его не раз упрекали в том, что жену он не любил вовсе, а любил свою любовь к ней, относился к Ахмадулиной, как к дорого­стоящей вазе, ухаживал, покупал наряды, всюду сопровождал, не допускал и мысли, что в жизни его и Беллы может быть что-то и кто-то помимо их любви. Вероятно, доля правды в этом есть.

После ее смерти художник посвятил себя памяти Беллы. Он по-прежнему принимает участие в творческих вечерах, посвященных жене, следит за изданиями ее книг. Однако главным его делом стало написание книги вос­поминаний об Ахмадулиной.

С 2011 года части мемуаров «Промельк Беллы» начали выходить в журнале «Знамя». Конечно, книга получилась очень личной и порой субъективной, да иначе и быть не могло, но она содержит большое ко­личество не известных ранее рассказов и бе­сед с Ахмадулиной в последние годы ее жизни, частично заменяющих так и не написанную по­этессой автобиографию.

Белла Ахмадулина похоронена на Новодевичьем кладбище, неподалеку от Андрея Вознесенского и Виктора Черномырдина. На могиле до сих пор нет памятника, хотя за работу над ним давно собирается взяться ее друг Зураб Церетели.

Ахмадулина любила красиво одеваться, приковывать к себе восхищенные взгляды окружающих и никогда не позволяла себе выйти в свет без тщательно продуманного туалета.

Белла любила творческие эксперименты и с радостью и воодушевлением приняла предложение Шукшина сняться в картине «Живет такой парень». Поскольку она практически сыграла саму себя, сегодня фильм представляет собой самый яркий и достоверный рассказ о том, как выглядела и работала молодая Ахмадулина-репортер

Поэтические вечера Ахмадулиной всегда собирали полные залы. И не только благодаря волшебному поэтическому дару, но отчасти из-за особой атмосферы, которая на них царила. Многие отмечали необыкновенную теплоту и душевность обстановки, искренность и любовь к людям, которые исходили от поэтессы. Она удивительным образом влияла на окружающих людей, щедро делясь не только своим талантом и частичкой души, но делая каждого немного лучше, очищая и возвышая человека в собственных глазах.

Многие фотографы запечатлели Беллу Ахмадулину с сигаретой или бокалом, которые стали неотъемлемой частью образа ни в чем не отказывавшей себе поэтессы и поводом для многочисленных сплетен и пересудов о ней.

Мало кто из людей литературы получал на свое имя столько грязных кляуз, как Белла Ахмадулина. В чем ее только не обвиняли! Причем повод мог быть любым — нападали на поэтессу даже за ее любовь к животным. Когда в браке с Нагибиным Ахмадулина попросила мужа изготовить гробик для погибшей любимой собаки и устроила настоящие похороны, ее обвинили сразу и в сумасшествии, и в буржуазности. На самом деле, в подобном жесте для поэтессы не было ничего показного, вызывающего и удивительного: она не скрывала, что животных любила больше, чем людей, и любила повторять цветаевское «Слово «СОБАКА» пишу большими буквами».

Сохранился в воспоминаниях об Ахмадули­ной один забавный случай из ее жизни, когда ради посиделок с другом кухню пришлось пе­реместить в подъезд. Однажды в гости к Бел­ле пришел известный поэт и старый приятель Евгений Рейн. Лестничные клетки тогда закры­вались на решетку, и в тот день Борис Мессе- рер по случайности ушел из дома с ключом, за­крыв решетку и тем самым заперев жену. Рейн, явившийся в гости не с пустыми руками, а с бу­тылкой коньяка для задушевного разговора, уже собрался было уходить, но Ахмадулина задержала его. Она вынесла из квартиры стол, принесла посуду, накрыла, достала закуски. Так поэты и пировали в подъезде, общаясь через решетку, пока Мессерер не вернулся домой и не произнес свою знаменитую фразу: «С ка­кой стороны ни посмотри, а поэты у нас сидят за решеткой…».

Изабелла Ахмадулина не любила своего имени и вскоре сократила его до Беллы. Близкие называли ее «наша Беллочка» или Белка. Необычное имя в литературном мире сделало поэтессу одной из главных героинь рифмованных эпиграмм. Особенно любили соединять в них Ахмадулину и Булата Окуджаву. Недаром после отказа от памятных орденов в честь юбилея Союза писателей по всей Москве звучало ироническое: «Только Белла и Булат отказались от наград»

По улице моей который год
звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден....

В ее смерть не верится никак. Ни за что. Что-то в этом есть абсурдное, с чем не хочется мириться.

Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина (10 апреля 1937(19370410), Москва - 29 ноября 2010, Москва) - советская и российская поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтесс второй половины XX века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы.

Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Её отец - татарин по национальности, заместитель министра, а мать - русская итальянского происхождения, работавшая переводчицей в КГБ. Начала писать стихи ещё в школьные годы.

Когда в 1955 году первые стихи Ахмадулиной появились в журнале "Октябрь", сразу стало понятно, что пришел настоящий поэт. Поступив в этом же году в Литинститут, она была там королевой, и в нее были влюблены все молодые поэты, включая и составителя этой антологии, который стал ее первым мужем. Ее талантом восхищались и поэты старшего поколения - Антокольский, Светлов, Луговской, а вот Пастернака она только однажды встретила на тропинке, но постеснялась ему представиться. Усвоив ассонансную "евтушенковскую" рифмовку, она резко повернула в совершенно другую сторону - в шепоты, шелесты, неопределенность, неуловимость.

В 1957 г. подверглась критике в «Комсомольской правде». Окончила Литературный институт в 1960 г.

В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме «Живёт такой парень».

Первый сборник стихотворений, «Струна», появился в 1962 г. Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (Государственная премия СССР, 1989).

Для поэзии Ахмадулиной характерны напряжённый лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого.

В 1970-е поэтесса посетила Грузию, с тех пор эта земля заняла в её творчестве заметное место. Ахмадулина переводила Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов.

В 1979 г. Ахмадулина участвовала в создании литературного альманаха «Метрополь».

В 1993 году подписала «Письмо сорока двух».

Перу Ахмадулиной принадлежат воспоминания о поэтах-современниках, а также эссе о А. С. Пушкине и М. Ю. Лермонтове.

В 2006 г. Ахмадулина стала героем книги «Автограф века», в которой ей посвящена одна из глав.

Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко, позже - женой Юрия Нагибина. От сына балкарского классика Кайсына Кулиева - Эльдара Кулиева в 1973 году она родила дочку Лизу. В 1974 г. вышла замуж за театрального художника Бориса Мессерера. Лиза Кулиева пошла по стопам матери - окончила Литературный институт, живет в Переделкино с мужем. Вторая дочка поэтессы - Анна окончила Полиграфический институт, оформляет книжки как иллюстратор.

Скончалась вечером 29 ноября 2010 года в машине «скорой помощи». По словам мужа поэтессы Бориса Мессерера, смерть наступила вследствие сердечно-сосудистого кризиса.

Президент РФ Д. А. Медведев выразил официальные соболезнования родным и близким поэтессы.

..." из жизни ушел очень большой русский поэт. И, быть может, последний после Анны Ахматовой крупный поэт с женским именем. Все-таки не забудем, что Белла Ахмадулина была единственным поэтом в СССР, которым заинтересовался Владимир Набоков. Набоков, который отрицал Пастернака и Твардовского. Набоков, который отрицал всех, кто не был с ним одного эстетического состава. Против стихов Ахмадулиной он не устоял. Да и как можно против них устоять? Против их какой-то единственной печали, единственной гордости и какой-то неуловимой робости?

"По улице моей который год / звучат шаги - мои друзья уходят./ Друзей моих / медлительный уход/ той темноте за окнами угоден…"

Вот и ее шаги тоже отзвучали. Ушла. В другую страну. Где кто-то все еще продолжает печатать ее новые стихи на пишущей машинке."- Павел Басинский.

От Masterweb

14.05.2018 23:00

Белла Ахмадулина – одна из самых выдающихся советских поэтесс, обладательница Государственной премии СССР. В отличие от других литературных деятелей этой эпохи, она не касалась в своем творчестве социальных проблем, а свои стихотворения писала высоким изысканным слогом. Жизнь Беллы Ахмадулиной была яркой, насыщенной и полной интересных событий.

Детство

10 апреля 1937 года в Москве в семье заместителя министра таможенного комитета СССР и переводчицы из КГБ родилась Изабелла Ахатовна Ахмадулина.

Воспитанием девочки занималась бабушка. Именно она привила будущей поэтессе любовь к литературе, читая ей произведения русских классиков. Начало Великой Отечественной войны перевернуло жизнь Ахмадулиных. Отец семейства отправился на фронт. Девочка с бабушкой были эвакуированы в Казань. В эвакуации Белла перенесла тяжелую болезнь, после которой насилу оправилась.

Когда отгремели победные залпы, девочка вернулась в Москву и пошла в школу. В школе она чувствовала себя не слишком комфортно, так как в эвакуации привыкла к одиночеству. Поэтому школу девочка часто прогуливала.

Начало творческого пути

Свои первые стихи Ахмадулина написала в 15 лет. Школьницей она посещала литературный кружок Дворца пионеров. Когда же пришла пора определяться с профессией, по настоянию родителей будущая поэтесса решила поступать на факультет журналистики в Московский государственный университет. Но вступительные экзамены девушка провалила. Тогда родители посоветовали ей устроиться в издание «Метростроевец».

Впервые стихотворения Ахмадулиной были напечатаны журналом «Октябрь» в 1955 году. Но в «Комсомольской правде» стихи начинающей поэтессы раскритиковали, назвав старомодными.

Литературный институт

Спустя год Ахмадулина стала одной из студенток Литературного института. Но окончить его не смогла из-за… Бориса Пастернака. В 1958 году ему была присуждена Нобелевская премия за роман «Доктор Живаго». На родине на Пастернака началась жестокая травля. Его называли предателем. Ахмадулина же отказалась подписывать очерняющее писателя письмо. Это не прошло ей даром – девушка была отчислена из института.


Ахмадулина устроилась внештатным корреспондентом в «Литературную газету» в городе Иркутске. Главный редактор оценил по достоинству литературный талант Беллы и помог ей возвратиться в институт. В 1960 году она окончила его с красным дипломом.

Первый поэтический сборник поэтессы Ахмадулиной

В 1962 году впервые был напечатан сборник стихов Беллы Ахмадулиной «Струна». Успех к поэтессе пришел после выступления на сцене Политехнического музея в Москве. На этом литературном вечере кроме Ахмадулиной выступали такие известные поэты, как Евтушенко, Рождественский и Вознесенский. После этого Белла стала частой гостьей подобных творческих мероприятий. И хотя ее стихотворения осуждали за манерность и старомодность, не плениться их изяществом и легкостью было невозможно. Оригинальная манера декламации, особые изысканность и шарм, интеллигентная речь, аристократичный образ выгодно отличали Ахмадулину от других поэтов.

Период 1960-1970 годов

В 1968 году во Франкфурте Белла Ахмадулина выпустила свой второй поэтический сборник «Озноб», а в 1969 году – третий сборник «Уроки музыки». Ахмадулина плодотворно работает. За довольно короткий период времени она выпускает следующие сборники: «Стихи», «Свеча» и «Метель».


В 70-х Белла посетила Грузию. Самобытная культура и великолепная природа страны так восхитила поэтессу, что она пишет об этом немалое количество стихотворений, объединенных в сборник «Сны о Грузии». Ахмадулина также занималась переводами стихотворений таких замечательных грузинских поэтов: Галактиона Табидзе, Николая Баратшвили и Симона Чиковани. Даже когда на творчество Ахмадулиной в СССР действовали идеологические запреты, журнал «Литературная Грузия» неизменно печатал стихотворения поэтессы.

Помимо стихов, Белла Ахмадулина писала эссе о выдающихся личностях. Таких, как Анна Ахматова, Марина Цветаева, Владимир Высоцкий, Владимир Набоков и о некоторых других известных людях.

Любовь в творчестве поэтессы

О любви Белла Ахмадулина написала немалое количество стихотворений. Романтическое мировосприятие и насыщенная личная жизнь немало этому способствовали. Благодаря фильму «Жестокий романс» ее стихотворение «А напоследок я скажу…» стало всенародно известным. Пожалуй, это стихотворение – одно из самых известных стихов о любви Беллы Ахмадулиной.

Общественная деятельность

Не раз Белла выступала в защиту диссидентов Л. Копелова, А. Сахарова и В. Войновича. Газета New York Times публиковала их защищавшие письма Ахмадулиной. Эти письма зачитывали в эфире радиостанций «Радио Свобода» и «Голос Америки».

Белла Ахмадулина принимала участие в некоторых международных фестивалях, в частности в Международном празднике поэзии 1988 году в Куала-Лумпуре.

Ахмадулина была среди тех, кто подписал знаменитое «Письмо сорока двух», обращенное президенту РФ Б. Ельцину в 1993 году, направленное против пропаганды насилия, нацизма и шовинизма и содержащее призыв к запрету коммунистических и нацистских партий. В 2001 году Ахмадулиной было также подписано письмо в защиту опального телеканала НТВ.


Поэтесса и кинематограф

В биографии Беллы Ахмадулиной говорится о том, что она снялась лишь в двух кинолентах.

В фильме Василия Шукшина «Живет такой парень» (1959 год) двадцатидвухлетняя Белла играла роль ленинградской журналистки. Венецианский кинофестиваль отметил картину «Золотым львом».

В фильме «Спорт, спорт, спорт» Ахмадулина играла Элему Климову.

Поэтесса – сценарист таких кинолент, как «Стюардесса» и «Чистые пруды».

Стихи Беллы Ахмадулиной часто звучали в отечественных фильмах. Впервые ее стихотворение прозвучало в «Заставе Ильича» (1964 год). В 1973 году вышел киноальманах под названием «Друзья мои», в котором неоднократно использовались стихотворения Ахмадулиной.

Во всенародно любимой «Иронии судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова главная героиня Надя голосом Аллы Пугачевой пела проникновенную песню «По улице моей который год…» по одноименному стихотворению Ахмадулиной.


В 1976 г. поэтесса прочитала свое стихотворение в кинофильме «Ключ без права передачи». Два года спустя героиня Светланы Немоляевой в культовом фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман» читала стихотворение Ахмадулиной «О, мой застенчивый герой» из сборника «Озноб».

В 1984 году в фильме «Пришла и говорю» известная певица Алла Пугачева исполнила «Взойти на сцену» – песню на стихи Беллы Ахмадулиной. В этом же году вышел фильм «Жестокий романс» Эльдара Рязанова, в котором было использовано три замечательных стихотворения поэтессы.

Оригинальные декламационные интонации Ахмадулиной использовала Ия Савина, которая в мультфильме про Винни Пуха озвучивала поросенка Пятачка.

Личная жизнь Беллы Ахмадулиной

Будучи восемнадцатилетней девушкой, поэтесса вышла замуж за известного поэта Евгения Евтушенко. Но брак был недолговечным. После трех лет семейной жизни пара рассталась.


Прошел год после расставания с мужем, и Ахмадулина вновь решилась на замужество. Ее очередным мужем стал литератор – писатель Юрий Нагибин. И этот брак оказался недолговечным. С Нагибиным поэтесса прожила девять лет. Василий Аксенов в своем биографическом романе «Таинственная страсть» писал о том, что причиной развода супругов стала измена Ахмадулиной.

В 1968 году Ахмадулина решила удочерить сироту Аню. Отчество девочке дал Юрий Нагибин.

Третьим мужем поэтессы стал Эльдар Кулиев. У супругов родилась дочь Лиза. Увы, и этот брак оказался недолговечным.

В 1974 Белла стала женой Бориса Мессерера – талантливого театрального художника. Их знакомство было случайным – они встретились, выгуливая своих собак. В этот раз Ахмадулиной повезло. С четвертым мужем поэтесса прожила до самой своей смерти. Вступив в очередной брак, Ахмадулина отдала дочерей своей матери и домработнице на воспитание. Спустя некоторое время поэтесса возобновила свои отношения с дочерями, но активного участия в их жизни не принимала.


На закате жизни

Последний период жизни поэтессы был омрачен тяжелой болезнью. Белла Ахмадулина перестала заниматься творчеством и почти не выходила из своего дома в Переделкино.

В 2010 году семидесятитрехлетняя поэтесса была госпитализирована. Ей сделали операцию. К сожалению, Ахмадулину это уже не спасло. Спустя четыре дня ее выписали домой. 29 ноября Белла Ахмадулина покинула наш мир.

С любимой поэтессой простились в московском Доме литераторов спустя несколько дней. 3 декабря Беллу Ахмадулину похоронили на Новодевичьем кладбище.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Биография знаменитостей – Белла Ахмадулина

Изабелла Ахмадулина - знаменитая лирическая поэтесса и талантливая писательница. Она член Союза русских писателей и академии литературы в Америке. Ее творчество имеет особый стиль, отличающейся изысканностью, естественностью и эмоциональностью.

Детство

Появилась на свет Изабелла Ахмадулина в Москве 10 апреля 1937 года. Отец девочки был татарином, работал начальником на таможне, а мать, имевшая российско-итальянские корни, была переводчицей в Комитете госбезопасности. Из-за постоянной занятости на работе у родителей не было времени на воспитание дочери, поэтому маленькая Изабелла была на попечительстве бабушки. Она с детства научила будущую поэтессу любить литературу, читая ей произведения великих русских писателей.

Во время войны отца призвали на фронт. Беллу эвакуировали в Казань, где жила ее бабушка по линии отца. В Казане девочка сильно заболела. Лишь благодаря приезду матери она смогла выжить. Когда закончилась эвакуация, Ахмадулина пошла в школу. Адаптироваться ей было трудно, она часто прогуливала и не хотела учиться. Любила только урок литературы. Для того чтобы привыкнуть к школьному обучению, Белле потребовалось три года.


Начало творческого пути

Еще школьницей поэтесса посещала литературный кружок в Доме пионеров. В возрасте пятнадцати лет у нее уже прослеживался особенный, уникальный стиль. В 1955 году были напечатаны первые стихотворения юной Беллы. Они были трогательными, имели необычную рифму. Поэтесса посещала также занятия в Литобъединении. В этот период Ахмадулина твердо решает связать свою жизнь с литературным искусством. Она поступает в институт литературы. В 1959 году ее исключают из ВУЗа за то, что она отказалась поддержать обвинения против Пастернака. Поэтесса пошла работать корреспондентом в одну из газет Иркутска, в которой позже был напечатан ее рассказ "На сибирских дорогах". Главный редактор этого журнала поспособствовал тому, чтобы Беллу вернули в институт. В 1960 году она его закончила. Также поэтесса печатала стихи и статьи в журнале " Метростроивец".


В 1955 году в журнале «Октябрь» опубликованы первые стихи 18-летней поэтессы

Карьера

В возрасте двадцати двух лет Ахмадулина сочиняет стихотворение «По улице моей который год...», которое впоследствии становится очень популярным. В 1975 году на этот стих была написана музыка и готовый романс прозвучал в знаменитом кинофильме «Ирония судьбы или С легким паром!». Автором стихотворения «О, мой застенчивый герой», который прочитала героиня кинокартины «Служебный роман» также была Ахмадулина. Первый сборник стихов поэтессы появился в 1962 году. Он назывался «Струна».


Настоящая популярность к Ахмадулиной пришла после ее выступления в Москве в Политехническом музее. По словам поэтессы, ей тяжело давались публичные выступления, но она умело справлялась с волнением. Ее сочинения на творческих вечерах имели большой успех. Талант Беллы высоко оценили Рождественский, Евтушенко и другие мэтры. Ее произведения очаровывали особой изысканностью и лиризмом. В них переплетались традиции поэзии прошлых лет.



Второй сборник поэтессы, «Уроки музыки», выходит в 1969 году. За ним последовали и другие, ставшие впоследствии популярными («Метель», «Свеча» и прочие). Свои сочинения Белла писала с надрывом и в большом количестве. Отношение критиков к творчеству Ахмадулиной было разное. Одни упрекали ее за манерность, другие же были доброжелательны. Она приняла участие в съемках двух кинокартин: «Живет такой парень», где играла журналистку, а также «Спорт, спорт, спорт».


Белла Ахмадулина в кино - режиссёр Василий Шукшин "Живет такой парень"

Побывав в Грузии (1970 год), Ахмадулина была восхищена этой страной. Результатом этого стал сборник «Сны о Грузии». Она также занималась переводом стихов Чиковани, Бараташвили и других. Популярными стали и эссе поэтессы о творческих людях. Она писала о таких талантливых личностях как Анна Ахматова , Владимир Высоцкий, Марина Цветаева и многие другие.

Ахмадулина была участницей различных фестивалей поэзии.


Белла Ахатовна относится к так называемым поэтам "Шестидесятникам"

Ахмадулина с Булатом Окуджавой и Александром Солженицыным

Личная жизнь

Замуж поэтесса вышла в восемнадцать лет за Евгения Евтушенко, режиссера и поэта. Через три года они развелись. Следующим ее избранником был Юрий Нагибин, писатель. Этот брак тоже длился не долго (девять лет). В 1968 году поэтесса удочерила девочку из детского дома, Аню, и дала ей фамилию бывшего супруга - Нагибина. В гражданском союзе с Эльдаром Кулиевым, который тоже оказался непродолжительным, у пары родилась дочь Елизавета. Вскоре Белла вновь выходит замуж. Со своим супругом Борисом Мессерером она прожила почти тридцать лет.



Последние свои годы писательница провела в Переделкино. Она постоянно болела, плохо видела, поэтому перестала писать. В возрасте семидесяти четырех лет (29 ноября 2010 года) поэтесса умерла от сердечно-сосудистого криза. В Доме литераторов в столице прощались с легендарной Беллой Ахмадулиной.

В память о легендарной поэтессе открыты памятники в Москве и Тарусе. А также 2012 году была учреждена премия «Белла», награждают ею молодых поэтов в возрасте от 18 до 35 лет. Инициатором учреждения стал ее муж Борис Мессерер. Церемония награждения проводится дважды в год в Москве и Италии, учитывая, что у Беллы были итальянские корни. Призовой фонд составляет 3000 евро, и получить его могут талантливые поэты даже за одно стихотворение.


© 2024 Строительный портал - PvaStudio