Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Межгосударственные отношения россии и сирии. © Министерство иностранных дел Российской Федерации Строительство — перспективное направление

Начало официальных контактов России с Сирией были положено открытием в конце XVIII в. консульства в Дамаске и нештатного вице-консульства в Алеппо. В XIX в. было учреждено российское консульство в Латакии.

В 1944 г. между Советским Союзом и получившей независимость Сирией были установлены дипломатические отношения. Несмотря на противодействие западных держав, Москва настояла на включении этой страны в число государств – основателей Организации Объединённых Наций. В качестве постоянного члена Совета Безопасности СССР выступил в 1946 г. в поддержку требования Сирии о выводе с её территории французских и английских войск.

В годы «холодной войны» придерживавшаяся социалистической ориентации САР стала одним из основных партнёров Советского Союза на Ближнем Востоке. 8 сентября 1980 г. между двумя странами был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве. Особое значение для Москвы отношения с Дамаском приобрели после переориентации Каира на Соединённые Штаты и заключения АРЕ сепаратного мирного договора с Израилем, когда политика Дамаска превратилась в главное препятствие на пути реализации планов Вашингтона добиться появления «новых Египтов». Сирия стала одним из инициаторов создания Национального фронта стойкости и противодействия, в который вошли страны, настаивавшие на продолжении борьбы с Израилем, рассматривавшие США как противника арабов и призывавшие к укреплению сотрудничества с СССР. В ноябре 1978 г. НФСП инициировал принятие IX совещанием глав государств и правительств арабских стран решения о разрыве дипотношений с Каиром. Во многом благодаря усилиям САР Ливаном 5 марта 1984 г. было денонсировано соглашение 1983 г. о мире с Израилем. Дамаск сыграл важную – если не решающую – роль в сохранении Советским Союзом, несмотря на потерю АРЕ, своих позиций на Ближнем Востоке. В свою очередь сирийцы опирались на поддержку Москвы в конфронтации с Израилем, а также в деле упрочения своих позиций в Ливане.

Переход СССР в конце 80-х гг. к политике разрядки, повлекший за собою восстановление дипотношений с Израилем и массовую эмиграцию туда советских евреев, а затем падение интереса Москвы к происходившему на Ближнем Востоке, были восприняты Дамаском с серьёзной озабоченностью. Тем не менее, между сторонами продолжался обмен мнениями по ближневосточному урегулированию, обстановке в Средиземноморье, ситуации в мире в целом. 28 апреля 1990 г. в ходе визита в Советский Союз президента САР Хафеза Асада был подписан протокол о консультациях между министерствами иностранных дел двух стран.

После распада СССР Сирия, проявив «запас прочности», сумела адаптироваться к новым реалиям и решать свои внешнеполитические задачи без поддержки извне. Вплоть до середины нынешнего десятилетия САР сохраняла за собою доминирующее положение в Ливане, сирийцы продолжают тесно взаимодействовать с Ираном, наладили, выйдя из изоляции, взаимоотношения с ведущими государствами Ближнего Востока – Египтом и Саудовской Аравией. В руках у них и такой рычаг воздействия на обстановку в регионе, как взаимодействие с радикальными палестинскими группировками, а также с ливанскими «Хизбаллой», Батальонами ливанского сопротивления и Свободным патриотическим движением. Как констатировал в одной из бесед с директором СВР РФ Е.М.Примаковым Х.Асад, «может быть, мы и не сможем самостоятельно привести дело к всеобщему урегулированию, но уж во всяком случае, в состоянии не допустить такой ситуации, когда Сирия останется одинокой лицом к лицу с Израилем» . Свёртывание военно-технического сотрудничества с Россией было в какой-то мере компенсировано налаживанием связей в этой области с Китаем, Северной Кореей, Украиной, Белоруссией. Сохраняется внутриполитическая стабильность.

Тем не менее, Сирия, находящаяся в состоянии конфликта с Израилем и подвергающаяся давлению США, продолжает остро нуждаться в поддержке России. В Москве, в свою очередь, исходят из того, что САР является влиятельным игроком на ближневосточной арене, без которого невозможно добиться установления в регионе прочного мира Поддержание контактов одновременно с Израилем и с Сирией, как и с Ираном, ХАМАС и «Хизбаллой» расширяет возможности России воздействовать на процесс ближневосточного урегулирования.

Москва неоднократно выступала с инициативами, призванными разблокировать БВУ. Так, в 1996 г. ею было выдвинуто предложение, чтобы главы государств и правительств стран-участниц конфликта взяли на себя обязательства соблюдать достигнутые их предшественниками договорённости и параллельно продвигаться вперёд по всем переговорным «трекам», включая сирийско-израильский (т. н. «идея креста»). Реализовать эту инициативу, однако, не удалось из-за отказа ставшего премьер-министром Израиля Б.Нетаньяху считать себя связанным договорённостями, на которые вышли его предшественники И.Рабин и Ш.Перес, и согласиться на уход с Голанских высот, но также из-за позиции Х.Асада, поддержавшего российское предложение, но обставившего своё согласие неприемлемыми для израильтян условиями.

В конце 1997 г. российской дипломатии удалось предотвратить вспышку вооружённого конфликта между Израилем и Сирией, когда обе стороны, подозревая друг друга в намерении нанести упреждающий удар, начали стягивать войска к линии прекращения огня. В результате возникла угроза выхода ситуации из-под контроля. Решающую роль в нормализации обстановки сыграли тогда «челночные» поездки между двумя странами министра иностранных дел РФ Е.М.Примакова, сумевшего убедить стороны конфликта в необоснованности взаимных подозрений.

Вместе с тем в конце 2009 г. стремление Вашингтона вести дело к возобновлению переговоров между Сирией и Израилем под американской — а не под американо-российской – эгидой породило потенциальную угрозу оттеснения России от сирийско-израильского «трека».

Возможности России оказывать поддержку Сирии не являются, однако, безграничными. Москва не может не считаться с линией в ближневосточных делах США, Израиля, западноевропейских держав.

Характерной в этом отношении является позиция, занятая Россией в связи с убийством в феврале 2005 г. бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири. Хотя причастность к террористическому акту Дамаска была (и остаётся) недоказанной, Вашингтон использовал случившееся, чтобы добиться ухода Сирии из Ливана. 15 февраля США отозвали из САР своего посла, и Государственным департаментом было заявлено, что «сирийское военное присутствие в Ливане и её вмешательство в ливанскую политику являются причиной ливанской нестабильности» . Позиция американцев была поддержана Великобританией и Францией. Оказавшись в меньшинстве в Совете Безопасности, РФ предпочла не идти на обострение отношений с западными державами и проголосовала 7 апреля 2005 г. за резолюцию 1559, требовавшую вывода сирийских войск из Ливана, а 31 октября поддержала резолюцию 1636, в которой, в частности, говорилось со ссылкой на выводы комиссии Д.Мехлиса (сформированной СБ для расследования обстоятельств гибели Р.Харири): «<…> есть достаточные основания полагать, что решение об убийстве бывшего премьер-министра Рафика Харири не могло быть принято без одобрения высокопоставленных должностных лиц службы безопасности Сирии». Оставшись без поддержки России, сирийцы отвели свои войска из Ливана. Тем не менее, Москва сохранила хорошие отношения как с Дамаском, так и с Бейрутом, что позволило ей в 2006-2007 гг. внести заметный вклад в усилия по снижению остроты кризиса между этими странами, с просьбой о чём к России в декабре 2006 г. одновременно обратились президент САР Башар Асад и премьер-министр Ливана Фуад Синьора.

Об ограниченности возможностей РФ оказывать поддержку Сирии свидетельствует и её относительно сдержанная реакция на бомбардировку американской авиацией окрестностей сирийского города Абу Кямаль осенью 2008 г. Выступая 14 ноября на заседании СБ, постоянный представитель РФ при ООН В.И.Чуркин ограничился тогда констатацией, что эта акция «идёт вразрез с усилиями, предпринимаемыми в интересах стабилизации обстановки в Ираке», воздержавшись от более жёсткой критики действий США, и в частности от употребления термина «акт агрессии» .

В свою очередь и Дамаск подходит к вопросам взаимодействия с Россией с оглядкой на Запад. Подтверждением тому является, например, позиция, занятая им в связи с событиями в Закавказье в августе 2008 г. Хотя сирийцы и высказались тогда в поддержку действий РФ, на признание независимости Абхазии и Южной Осетии они пойти не решились.

Начинает восстанавливаться экономическое сотрудничество России с Сирией, хотя по своим объёмам оно и уступает имевшему место в советский период. Ведущим направлением двусторонних связей сейчас является газовая сфера (остающаяся одной из немногих областей, где РФ в состоянии соперничать со своими конкурентами). В декабре 2005 г. «Стройтрансгазом» было заключено два соглашения на сумму 370 млн долл., которыми предусматривается участие этой компании в строительстве сирийского участка панарабского газопровода от границы с Иорданией до населённого пункта Ар-Раян, протяжённостью 320 км, и сооружение газоперерабатывающего завода в районе Пальмиры. В апреле 2007 г. «Стройтрансгаз» подписал ещё одно соглашение – на строительство второго газоперерабатывающего завода в районе Ас-Себхи.

Начало возобновляться ВТС с Сирией. Москва, однако, выстраивает его так, чтобы оно не оказывало чрезмерно негативного влияния на её отношения с Израилем и США. Так, в конце 90-х гг. Россия не согласилась прекратить поставки САР противотанковых ракет, несмотря на введение Вашингтоном санкций в отношении производящих их предприятий. Вместе с тем в 2006 г., по словам члена Общественной палаты при Минобороны РФ А.Цыганка, российская сторона отклонила под нажимом Израиля просьбу сирийцев о продаже им ракет «Искандер» . Как пояснил министр иностранных дел России С.В.Лавров, «мы готовы продавать Сирии такое оружие, которое имеет, прежде всего, оборонительный характер и никоим образом не нарушает стратегического баланса сил в регионе» . В последнее время были подписаны контракты на поставку САР современных боевых самолётов, зенитных ракетных комплексов, танков, противотанковых средств. Сирийская армия, оснащённая, в основном, советским и российским вооружением и располагающая 600 боевыми самолётами, 4,5 тыс. танков, 70 пусковыми установками ОТР, остаётся по количественным показателям одной из наиболее сильных на Ближнем Востоке.

Сирия является единственной арабской страной, на территории которой – в Тартусе — сохраняется пункт материально-технического обеспечения российского ВМФ. Хотя в настоящее время пребывание наших кораблей в Средиземном море носит символический характер, использование базы в Тартусе может стать для России, по оценке американского исследователя А.Коэна, «первым шагом на долгом пути к возобновлению глобального военно-морского присутствия» .

Сирийцы готовы к наращиванию военного сотрудничества с РФ, полагая, видимо, что это побудит Москву более решительно выступать на их стороне. Симптоматично, что после заключения между Вашингтоном и Варшавой соглашения о размещении в Польше элементов американской противоракетной обороны, Б.Асад высказался в апреле 2008 г. в том плане, что Сирия будет готова рассмотреть возможное предложение Москвы о размещении на её территории российских «Искандеров» .

Важной составляющей двусторонних отношений являются культурные и гуманитарные связи. Сирийская интеллигенция хорошо знает русскую литературу и музыку. Особой популярностью у неё пользуются произведения Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, М.А.Шолохова, А.П.Чехова, сочинения Н.А.Римского-Корсакова и П.И.Чайковского. Несколько десятков тысяч сирийцев закончили советские и российские высшие учебные заведения, ок. 8 тыс. из них обзавелись в нашей стране семьями.

Вес и влияние Сирии на Ближнем Востоке, да и в арабском мире в целом, обусловливают важность наращивания сотрудничества с этой страной для обеспечения интересов России в регионе. Дамаск, со своей стороны, нуждается и будет нуждаться в поддержке РФ, пока продолжается конфликт САР с Израилем и не преодолена напряжённость в её отношениях с США. Вместе с тем и в случае нормализации обстановки вокруг их страны сирийцы сохранят заинтересованность в тесных отношениях с Россией, поскольку это позволит им обеспечить своим внешним связям сбалансированный характер.

Но новые и беспрецедентные преобразования, что произошли стали причиной прямого ввода российских военных в Сирию. Важность этого вопроса заключается в том, что после распада Советского Союза и окончания холодной войны, Россия впервые предприняла военные операции за ее пределами. Это тема вызывает вопросы и размышления. Среди них вопрос, какие причины вызвали Россию принять решение войти в военную сферу в Сирии? Или в чем взаимосвязь ввода российских военных с преобразованиями и политическими событиями в Сирии на данный момент? В этой серии передач состоящей из трех частей, передачи были разработаны так, чтобы исследовать эту проблему, и посмотреть на отношения между двумя странами за последние несколько десятилетий.

Неожиданные острые события, на Ближнем Востоке, что запомнятся как "исламское пробуждение", в дополнение к внутренним событиям, имели вход и роль различных региональных и международных игроков. Россия также является одним из игроков, которая в соответствии со своими интересами и целями, и с использованием различных инструментов, политических, экономических и военных смогла войти в эти события. Несмотря на кризисы в Тунисе, Ливии, Египте, Бахрейне и Йемене, в которых русские не проявили серьезных действий и не оказали влияние, мы наблюдаем прямую и влиятельную роль России в сирийских событиях и возвращаемся к важной части этой длинной истории двух стран.

Хотя отношения между Советским Союзом и Сирией были хорошими и близкими, но с распадом Советского Союза, отношения Российской Федерации с Сирией в начале 1990-х годов, дошли до очень низкого уровня, по существу регион Ближнего Востока был потерян для россиян с его «традиционной позицией и своим стратегическим статусом». Таким образом, с 1989 по 1992 годы российских военных соглашений было меньше примерно на 94 процента от общего уровня соглашений со странами Ближнего Востока, в том числе с Ираком, Сирией и Ливией. Окончание холодной войны также имело влияние на этот процесс. В частности, после парижского саммита и приверженности стран снизить напряженность периода холодной войны, Россия пересмотрела военные контракты, заключенные в советское время. Несмотря на все эти события, Сирия также оставалась в центре внимания ближневосточной политики России. В последние годы, Россия после мирных переговоров в Мадриде, в рамках квартета, прослеживала процесс мирных переговоров на Ближнем Востоке. С появлением разговоров о евразийской интеграции, начиная с 1996 года, на политической арене России с такими политиками как Евгений Примаков и Борис Ельцин, постепенно Ближний Восток занял свое место и статус. Исторический визит Амира Абдуллы, наследного принца Саудовской Аравии в Москву в 2003 году (первый визит саудовского чиновника в Россию за историю отношений между двумя странами), визит Путина в Египет, принятие Политбюро ХАМАС после достижения власти на палестинских парламентских выборах в марте 2006 года, исторический визит Путина в три страны Саудовскую Аравию, Катар и Иорданию в феврале 2007 года, свидетельствуют о существенных изменениях в этот момент в отношениях России со странами Ближнего Востока.

В результате изменений ближневосточной политики России, отношения между Москвой и Дамаском также расширились в различных областях. Смерть Хафеза Асада и его преемник Башар Асад в 2000 году, вместе с приходом к власти Владимира Путина в политической структуре России, стали во главе с параллельным развитием политических отношений, двусторонних отношений в военной области. Продажа истребителей МиГ-31, развертывание систем ПРО SS 26 или Искандер в Сирию, передача Черноморского флота в Средиземном море и укрепление обороноспособности Сирии современным оружием, прощение внешнего долга Сирии на 70 процентов, с целью восстановления финансовой и экономической власти для того, чтобы страна могла купить военную технику России, отправка ракет Искандер со стороны логистического российского корабля и размещенные в порту Тартус, после запроса Турции в НАТО развернуть ракетную систему Patriot на территории Турции и оснащение базы Тартус в качестве единственной российской военной базы на Ближнем Востоке считаются наиболее важной стратегической осью России в сотрудничестве с Сирией в течение последних двух десятилетий.

В экономической сфере между двумя странами также существуют очень тесные отношения, основная часть которого это огромные инвестиции России в нефтяную и газовую сферу в Сирии. Так, в 2009 году (за два года до начала сирийского кризиса), объем российских инвестиций в Сирии превысил 20 млрд. долларов. Но начало кризиса в Сирии, который начался с протестов в Дераа в марте 2011 года и постепенно распространился на другие части страны, традиционные и давние отношения между Россией и Сирией вывел в новую фазу, которая может стать поворотным моментом в исторических отношениях двух стран. Во время кризиса в Сирии, который каждый день все больше и больше распространяется, Москва выступает против западных стран, Турции и некоторых арабских стран, в центре с Саудовской Аравией, сосредоточив внимание на политической системе Сирии оказывает политическую, экономическую и военную поддержку (отправляя военных, военное оборудование и оказывая военные консультации) правительству президента Башара Асада. Может быть способ решительной поддержки России назвать вето нескольких резолюций Совета Безопасности в отношении политической системы Сирии. Россия этот процесс поддержки продолжает с начала кризиса с марта 2011 года по сентябрь 2015 года.

Новая и другая тема, которая имеет место в этом процессе поддержки это прямой ввод военных России в Сирии с 30 сентября 2015 года, который является первой военной операцией России за пределами бывшего Советского Союза и нынешнего СНГ. Ввод российских военных изменил все политические уравнения до такой степени, что он может быть использован как поворотный момент в сирийском кризисе, который продолжается четыре года.

Россия в сирийском кризисе фокусирует свое внимание на основных четырех вопросах, которые можно назвать позицией Российской Федерации по отношению к сирийскому кризису. Во-первых, Россия не согласна с любыми военными действиями Запада в Сирии под предлогом защиты прав человека и демократии, и подчеркивает решение проблемы дипломатическим путем. Во-вторых: Россия уважает независимость Сирии и подчеркивает, что судьбу своей страны должен решать народ этой страны без иностранного вмешательства. В-третьих, Россия поддерживает национальное примирение между сирийскими группировками и выступает против любой формы гражданской войны, и, в-четвертых, Россия поддерживает инициативу Организации Объединенных Наций создать национальный консенсус.

Правительство России по нескольким причинам, включая поддержание стабильности в регионе Ближнего Востока, предотвращение распространения терроризма и экстремизма на Ближнем Востоке и его распространение вблизи границ России, предотвращение дальнейшего проникновения Запада на Ближний Восток, в частности не повторить сценарий Ливии, поддержать традиционные связи с сирийским правительством и защитить политические, экономические и военные интересы России в Сирии (в частности, сохранить военную базу Тартус), начала решительную и широкую поддержку политической системы Сирии, во главе с Башаром Асадом с самого начала сирийского кризиса. В целом, правительство России называет сирийский кризис внутренним кризисом, который начался с приходом иностранных элементов и приобрел региональный и международный размах. И, следовательно, вопросы и конфликты должны быть решены в ходе политического процесса без иностранцев. Россия, политический режим Сирии во главе с Башаром Асадом считает законным правительством в этой стране, и, несмотря на различные решения убрать Башара Асада в процессе передачи политической власти в Сирии со стороны Турции и реакционных арабских стран и Запада, Россия подчеркивает роль и положение Асада в настоящей ситуации в Сирии, для того чтобы сохранить целостность Сирии, а также его роль в процессе политического перехода.

Путинская пропаганда, кажется, поет свою лебединую песню – сирийскую. Гибнущему режиму срочно нужна маленькая победоносная войнушка. На Украине война позорно проиграна . Кремль срочно ищет другую возможность, чтобы одержать «перемогу» хотя бы в телевизоре. В этой связи я решил сделать для небольшой ликбез по Сирии.

Миф №1. У России в Сирии есть военная база, мы должны ее отстоять!
Тот, кто так говорит, даже близко не представляет, что такое военная база. На всякий случай сообщаю, что Путин сдал все военные базы за пределами СНГ. При нем российские военные ушли из Камрани (Вьетнам) и Лурдеса (Куба). Так же наш Вова-«миротворецЪ» выпроводил российские войска из Грузии, Узбекистана и Азербайджана. Кстати, по договору с Грузией российские войска должны были там находиться до 2020 г., однако США предложили ВВП денежки, чтоб он их оттуда убрал. И он в 2007 г. послушно исполнил пожелания, причем с опережением графика! Через несколько месяцев случилась война в Южной Осетии. Выводы делаем сами…

Так вот, в сирийском Тартусе у России нет никакой военной базы, там с 1971 г. на территории 63-й бригады ВМФ Сирии располагался 720-й пункт материально-технического обеспечения ВМФ СССР. Пункт предназначался для ремонта кораблей 5-й оперативной (Средиземноморской) эскадры, их снабжения топливом, водой и расходными материалами (не боеприпасами!). Средиземноморская эскадра советского флота насчитывала 70-80 вымпелов, иногда счет доходил до сотни, поэтому база снабжения была необходима. Для справки: сейчас все четыре флота РФ вместе взятые не способны выделить даже втрое меньшую группировку для присутствия в мировом океане. Средиземноморская эскадра была расформирована 31 декабря 1991 г., и с тех пор Тартус потерял всякое значение.

Вот скажите, зачем пункт снабжения, если СНАБЖАТЬ НЕКОГО? Собственно, и пункта снабжения нет. Весь штат «военной базы» составлял по состоянию на 2012 г. 4 (ЧЕТЫРЕ!!!) военнослужащих, но фактически «контингент» был вдвое меньше. В 2002 г. штат был еще 50 человек. Из двух плавучих пирсов один не исправен. Ни боевой техники, ни вооружения, ни ремонтного оборудования, ни персонала на 720-м пункте нет, обслуживать корабли он не в состоянии.

Ну, что, будем еще рассказывать про «наш форпост на Ближнем Востоке» площадью в полтора гектара, господа? Может быть, пофантазируете о стратегическом значении двух ангаров на берегу, в котором ржавеет несколько топливозаправщиков? Впрочем, официальные лица в Москве официально отрицают необходимость базы в Тартусе. Пополняют припасы наши военные корабли, изредка проходящие через Средиземное море, в порту Лимасол на Кипре. Вопрос закрыт.

Миф №2. У РФ в Сирии геополитические интересы
Интересно, какие? Ну, давайте, перечисляйте. Экономических связей у РФ с Сирией практически никаких нет. Москва в Сирии в 2014 г. закупила товаров аж на $7,1 млн. Сирия потребляет лишь наше оружие. Причем «потребляет» – это не значит «покупает». По большей части они его требовали от СССР на халяву и наполучали на $13 млрд, из которых Путин в 2005 г. $10 млрд Дамаску списал. Сейчас сирийцам теоретически оружие должны поставлять за деньги, но вот беда – денег у них с гулькин хрен. Объемы поставок оружия в Сирию неизвестны. В 2012 г. Сирия заказала 36 учебно-боевых Як-130 на $550 млн, но контракт не исполнен. Однако в тот же год засекреченные поставки военных материалов в Сирию из РФ по данным РБК составили $458,9 млн. Видимо, опять поставляем оружие «дружественному режиму» за спасибо.

Что еще связывает Россию с Сирией? Ответ прост: НИ-ЧЕ-ГО. До войны РФ закупала у сирийцев овощи, химические нити и волокна, текстиль, продавала им нефть, металл, древесину, бумагу. Впрочем, относительное оживление торговли обеспечивалось не совсем рыночными методами. Так, например, Сирия получила 25-процентные льготы на уплату таможенных пошлин. После вступления РФ в ВТО такая «дружба» уже невозможна.

В 1980 г. между Сирией и СССР был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве, который, в частности, подразумевает оказание военной помощи в случае необходимости. Формально он не денонсирован. Однако упаси боже нас иметь таких военных союзничков, как сирийцы! Они проиграли все войны, которые когда-то вели со своими соседями, даже иорданцы били сирийцев, когда те вмешались в их разборки с палестинскими террористами на стороне последних. В 1973 г. Сирия пыталась отвоевать Голанские высоты, однако была начисто разгромлена Израилем и, когда изральские танки были уже в 30 км от Дамаска, лишь дипломатические усилия СССР спасли Сирию от окончательного и позорного разгрома. При этом сирийцы умудрялись отплатить русским самой изощренной благодарностью:

«Бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер рассказал, как в 1974 году, перелетая из Дамаска в Иерусалим, добился соглашения о разъединении сирийских и израильских войск. Когда Киссинджер и президент Хафез Асад завершали работу над документом, в Дамаск прилетел советский министр иностранных дел Андрей Громыко.

— Его самолет уже был над Дамаском, — не без удовольствия вспоминал Киссинджер. — А у нас с Асадом был самый разгар работы. Начальник штаба военно-воздушных сил Сирии заверил меня, что все уладит. В результате самолет Громыко начал описывать круги над городом. Через сорок пять минут у него почти кончилось горючее, и я милостиво согласился, чтобы самолет приземлился, при условии, что его поставят подальше от моего. Самолет советского министра загнали в дальний угол аэродрома, где Громыко приветствовал заместитель министра иностранных дел, так как все вышестоящие сирийские руководители были заняты переговорами со мной». (источник).

Вот еще один эпизод:
«Летом 1976 года в Дамаск прилетел глава советского правительства Алексей Косыгин. Пока он находился в Сирии, президент Хафез Асад, не предупредив высокого советского гостя, ввел войска в соседний Ливан. Получилось, что сирийская акция совершена с благословения Советского Союза. Косыгин был крайне раздосадован, но промолчал, чтобы не ссориться с Асадом» (источник).

Кремль заигрывал с асадовским режимом, надеясь получить в свое распоряжение военно-морскую базу и базу дальней авиации на сирийской территории, однако Дамаск лишь давал туманные обещания, но не спешил их выполнять. В итоге никаких советских военных баз в Сирии так и не появилось. Пункт материально-технического обеспечения, как отмечалось выше, не являлся военной базой, поскольку военные корабли не могли там базироваться на постоянной основе.

Кстати, независимая Сирия появилась на карте только благодаря СССР – именно Москва в 1945 г. потребовала вывести из страны оккупационный контингент Франции и после яростных баталий в ООН французы вынуждены были прекратить боевые действия против сирийцев и покинуть страну.

Короче, польза от такого «союзничества» всегда была односторонней. Но 30-40 лет назад СССР был мировой державой и хотя бы теоретически в условиях Холодной войны нуждался в союзниках на Ближнем Востоке в противовес Израилю, за спиной которого стояли США. Сейчас у Москвы в регионе в принципе нет никаких интересов и противников. С Израилем у Кремля вооще очень хорошие отношения. В чем смысл дружбы с заурядным для региона диктаторским режимом Асада, который в любом случае обречен?

Миф №3. Сирия – наш союзник по борьбе с «международным терроризмом»
Вопрос знатокам: являются ли группировки "Хезболла", "Хамас" и "Исламский джихад" террористическими? Так вот, это террористические группировки, которые содержались сирийским режимом. В Сирии сейчас одни террористы уничтожают других террористов (Хезболла» деятельно воюет на стороне Асада), и кто бы не победил – победят в любом случае террористы. России какой резон встревать в разборки дикарей?

Собственно, режим Асада никогда не скрывал своих симпатий к террористам, поэтому еще в 2004 г. против Сирии были введены экономические санкции со стороны многих стран Запада. На следующий год давление на Сирию еще более усилилось в связи с убийством террористами (взрыв бомбы) ливанского премьер-министра Рафика Харири, занимавшего непримиримую антисирийскую позицию. Угадайте, кто стоял за убийцами? Наш друг Башарчик. По крайней мере комиссия ООН по расследованию гибели экс-премьера Ливана утверждает, что он лично приказал убить неугодного ливанского политика. Позднее это подтвердил бежавший из Сирии в 2005 году вице-президент страны Абдель-Халим Хаддам.

Спрашивается, за что же Харири так не любил Сирию? Ну, наверное потому, что большую часть страны оккупировали сирийские войска (введение санкций вынудило Дамаск прекратить оккупацию), а юг Ливана контролирует финансируемая Сирией «Хезболла». Теперь понятно, почему лидеры западных стран столь непреклонны в своем стремлении убрать Асада: человек, у которого руки по локоть в крови, не является для них рукопожатным. Хотя, для ВВП такой дружок – в самый раз.

Что касается «восточного гуманизма», то тут режим Асадов был одним из первых. В начале 80-х годов по стране прокатилась волна восстаний исламистов, которые в 1982 г. даже захватили город Хама. Сирийская армия наглядно продемонстрировала свое отношение к нелояльному населению. Войска окружили город, образцово-показательно перемололи его в пыль с помощью артиллерии и авиации, после чего взяли штурмом. Считается, что таким образом были уничтожены от 10 тыс. до 40 тыс. мирных жителей – это самое кровавое подавление восстания на Ближнем Востоке в Новейшей истории.

Вот ИГИЛ против курдов действует ровно таким же способом, предпочитая тактику выжженной земли.
Да, формально «контртерроризировал» Хаму не Башар Асад, а его папа Хафез. Но режим-то остался прежним, да и правящая семейка та же. В общем, имея таких «союзников» по борьбе с террористами, сами террористы уже без надобности.

Миф №1. У России в Сирии есть военная база, мы должны ее отстоять!
Тот, кто так говорит, даже близко не представляет, что такое военная база. На всякий случай сообщаю, что Путин сдал все военные базы за пределами СНГ. При нем российские военные ушли из Камрани (Вьетнам) и Лурдеса (Куба). Так же наш Вова-«миротворецЪ» выпроводил российские войска из Грузии, Узбекистана и Азербайджана. Кстати, по договору с Грузией российские войска должны были там находиться до 2020 г., однако США предложили ВВП денежки, чтоб он их оттуда убрал. И он в 2007 г. послушно исполнил пожелания, причем с опережением графика! Через несколько месяцев случилась война в Южной Осетии. Выводы делаем сами…

Так вот, в сирийском Тартусе у России нет никакой военной базы, там с 1971 г. на территории 63-й бригады ВМФ Сирии располагался 720-й пункт материально-технического обеспечения ВМФ СССР. Пункт предназначался для ремонта кораблей 5-й оперативной (Средиземноморской) эскадры, их снабжения топливом, водой и расходными материалами (не боеприпасами!). Средиземноморская эскадра советского флота насчитывала 70-80 вымпелов, иногда счет доходил до сотни, поэтому база снабжения была необходима. Для справки: сейчас все четыре флота РФ вместе взятые не способны выделить даже втрое меньшую группировку для присутствия в мировом океане. Средиземноморская эскадра была расформирована 31 декабря 1991 г., и с тех пор Тартус потерял всякое значение.

Вот скажите, зачем пункт снабжения, если СНАБЖАТЬ НЕКОГО? Собственно, и пункта снабжения нет. Весь штат «военной базы» составлял по состоянию на 2012 г. 4 (ЧЕТЫРЕ!!!) военнослужащих, но фактически «контингент» был вдвое меньше. В 2002 г. штат был еще 50 человек. Из двух плавучих пирсов один не исправен. Ни боевой техники, ни вооружения, ни ремонтного оборудования, ни персонала на 720-м пункте нет, обслуживать корабли он не в состоянии.

Ну, что, будем еще рассказывать про «наш форпост на Ближнем Востоке» площадью в полтора гектара, господа? Может быть, пофантазируете о стратегическом значении двух ангаров на берегу, в котором ржавеет несколько топливозаправщиков? Впрочем, официальные лица в Москве официально отрицают необходимость базы в Тартусе. Пополняют припасы наши военные корабли, изредка проходящие через Средиземное море, в порту Лимасол на Кипре. Вопрос закрыт.

Миф №2. У РФ в Сирии геополитические интересы
Интересно, какие? Ну, давайте, перечисляйте. Экономических связей у РФ с Сирией практически никаких нет. Москва в Сирии в 2014 г. закупила товаров аж на $7,1 млн. Сирия потребляет лишь наше оружие. Причем «потребляет» – это не значит «покупает». По большей части они его требовали от СССР на халяву и наполучали на $13 млрд, из которых Путин в 2005 г. $10 млрд Дамаску списал. Сейчас сирийцам теоретически оружие должны поставлять за деньги, но вот беда – денег у них с гулькин хрен. Объемы поставок оружия в Сирию неизвестны. В 2012 г. Сирия заказала 36 учебно-боевых Як-130 на $550 млн, но контракт не исполнен. Однако в тот же год засекреченные поставки военных материалов в Сирию из РФ по данным РБК составили $458,9 млн. Видимо, опять поставляем оружие «дружественному режиму» за спасибо.

Что еще связывает Россию с Сирией? Ответ прост: НИ-ЧЕ-ГО. До войны РФ закупала у сирийцев овощи, химические нити и волокна, текстиль, продавала им нефть, металл, древесину, бумагу. Впрочем, относительное оживление торговли обеспечивалось не совсем рыночными методами. Так, например, Сирия получила 25-процентные льготы на уплату таможенных пошлин. После вступления РФ в ВТО такая «дружба» уже невозможна.

В 1980 г. между Сирией и СССР был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве, который, в частности, подразумевает оказание военной помощи в случае необходимости. Формально он не денонсирован. Однако упаси боже нас иметь таких военных союзничков, как сирийцы! Они проиграли все войны, которые когда-то вели со своими соседями, даже иорданцы били сирийцев, когда те вмешались в их разборки с палестинскими террористами на стороне последних. В 1973 г. Сирия пыталась отвоевать Голанские высоты, однако была начисто разгромлена Израилем и, когда израильские танки были уже в 30 км от Дамаска, лишь дипломатические усилия СССР спасли Сирию от окончательного и позорного разгрома. При этом сирийцы умудрялись отплатить русским самой изощренной благодарностью:

«Бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер рассказал, как в 1974 году, перелетая из Дамаска в Иерусалим, добился соглашения о разъединении сирийских и израильских войск. Когда Киссинджер и президент Хафез Асад завершали работу над документом, в Дамаск прилетел советский министр иностранных дел Андрей Громыко.

Его самолет уже был над Дамаском, - не без удовольствия вспоминал Киссинджер. - А у нас с Асадом был самый разгар работы. Начальник штаба военно-воздушных сил Сирии заверил меня, что все уладит. В результате самолет Громыко начал описывать круги над городом. Через сорок пять минут у него почти кончилось горючее, и я милостиво согласился, чтобы самолет приземлился, при условии, что его поставят подальше от моего. Самолет советского министра загнали в дальний угол аэродрома, где Громыко приветствовал заместитель министра иностранных дел, так как все вышестоящие сирийские руководители были заняты переговорами со мной». (источник).

Вот еще один эпизод:
«Летом 1976 года в Дамаск прилетел глава советского правительства Алексей Косыгин. Пока он находился в Сирии, президент Хафез Асад, не предупредив высокого советского гостя, ввел войска в соседний Ливан. Получилось, что сирийская акция совершена с благословения Советского Союза. Косыгин был крайне раздосадован, но промолчал, чтобы не ссориться с Асадом» (источник).

Кремль заигрывал с асадовским режимом, надеясь получить в свое распоряжение военно-морскую базу и базу дальней авиации на сирийской территории, однако Дамаск лишь давал туманные обещания, но не спешил их выполнять. В итоге никаких советских военных баз в Сирии так и не появилось. Пункт материально-технического обеспечения, как отмечалось выше, не являлся военной базой, поскольку военные корабли не могли там базироваться на постоянной основе.

Кстати, независимая Сирия появилась на карте только благодаря СССР – именно Москва в 1945 г. потребовала вывести из страны оккупационный контингент Франции и после яростных баталий в ООН французы вынуждены были прекратить боевые действия против сирийцев и покинуть страну.

Короче, польза от такого «союзничества» всегда была односторонней. Но 30-40 лет назад СССР был мировой державой и, хотя бы теоретически, в условиях Холодной войны нуждался в союзниках на Ближнем Востоке в противовес Израилю, за спиной которого стояли США. Сейчас у Москвы в регионе в принципе нет никаких интересов и противников. С Израилем у Кремля вообще очень хорошие отношения. В чем смысл дружбы с заурядным для региона диктаторским режимом Асада, который в любом случае обречен?

Миф №3. Сирия – наш союзник по борьбе с «международным терроризмом»
Вопрос знатокам: являются ли группировки "Хезболла", "Хамас" и "Исламский джихад" террористическими? Так вот, это террористические группировки, которые содержались сирийским режимом. В Сирии сейчас одни террористы уничтожают других террористов («Хезболла» деятельно воюет на стороне Асада), и кто бы не победил – победят в любом случае террористы. России какой резон встревать в разборки дикарей?

Собственно, режим Асада никогда не скрывал своих симпатий к террористам, поэтому еще в 2004 г. против Сирии были введены экономические санкции со стороны многих стран Запада. На следующий год давление на Сирию еще более усилилось в связи с убийством террористами (взрыв бомбы) ливанского премьер-министра Рафика Харири, занимавшего непримиримую антисирийскую позицию. Угадайте, кто стоял за убийцами? Наш друг Башарчик. По крайней мере комиссия ООН по расследованию гибели экс-премьера Ливана утверждает, что он лично приказал убить неугодного ливанского политика. Позднее это подтвердил бежавший из Сирии в 2005 году вице-президент страны Абдель-Халим Хаддам.

Спрашивается, за что же Харири так не любил Сирию? Ну, наверное, потому, что большую часть страны оккупировали сирийские войска (введение санкций вынудило Дамаск прекратить оккупацию), а юг Ливана контролирует финансируемая Сирией «Хезболла». Теперь понятно, почему лидеры западных стран столь непреклонны в своем стремлении убрать Асада: человек, у которого руки по локоть в крови, не является для них рукопожатным. Хотя, для ВВП такой дружок – в самый раз.

Что касается «восточного гуманизма», то тут режим Асадов был одним из первых. В начале 80-х годов по стране прокатилась волна восстаний исламистов, которые в 1982 г. даже захватили город Хама. Сирийская армия наглядно продемонстрировала свое отношение к нелояльному населению. Войска окружили город, образцово-показательно перемололи его в пыль с помощью артиллерии и авиации, после чего взяли штурмом. Считается, что таким образом были уничтожены от 10 тыс. до 40 тыс. мирных жителей – это самое кровавое подавление восстания на Ближнем Востоке в Новейшей истории.

Вот ИГИЛ против курдов действует ровно таким же способом, предпочитая тактику выжженной земли.
Да, формально «контртерроризировал» Хаму не Башар Асад, а его папа Хафез. Но режим-то остался прежним, да и правящая семейка та же. В общем, имея таких «союзников» по борьбе с террористами, сами террористы уже без надобности.

статью прочитали: 4290 человек

Комментарии
cas 1111 , 04.10.2015 20:00:04

Аркашник,перелогинься.
Насч первого пункта-ты врешь и подтасовываешь,как обычно впрочем. Это тебе говорит человек который по службе бывал на этом "пункте мат. обеспечения". Что касается твоих нелепых,куриных "доводов" о том что-де база в Сирии РФ не нужна-не стану даже комментировать, твоя голубая мечта это расчлениние и порабощение империи,но хрен тебе по всей морде. И да,не тебе "закрывать" вопросы, рылом не вышел.Это первое.
Второе.Тебе пейсатому, невдомек что такое геополитический интерес. У израиловки они махонькие, лилипусткого масштаба, как и все это "государство", дешевые и замешаны на чужой крови. И навязать нам свой узкий и ограниченный взгляд на мир не получится.

Аркадий Слуцкий , 04.10.2015 22:25:53

cas 1111, 04.10.2015

Уважаемый cas 1111, зачем плюетесь и ругаетесь на меня. Я только разместил без комментарией для ознакомления, материал, опубликованный в русском ЖЖ Вашим соотчественником (как я предполагаю): смотрите ссылку на оригинал. Пожалуйста, комментарии пишите ему, а не мне.
Буду вам благодарен, если мне Вы напишите (без ругани и оскорблений), в чем Вы согласны и в чем Вы не согласны с этим материалом.

Ваша ругань и оскорбления для меня - косвенное признание, что материал в стать опубликован верный и по существу Вам нечего возразить.

Басов Александр , 05.10.2015 15:56:25

"Видимо, опять поставляем оружие «дружественному режиму» за спасибо."

Именно так и думают наивные люди. Открывать кредит на поставку товаров другому государству - крайне выгодное дело для собственной экономики. Наш ВПК получает заказы, а это рабочие места, зарплаты специалистам, переоснащение производственной базы. Деньги на государственном уровне - это показатель экономики. Не будет производства - не будет денег. Или будут, но ничем не обеспеченные. Создавая производство оружия на экспорт, государство насыщает деньгами собственную же экономику. А каким образом за оружие будет расплачиваться "дружественный режим", не настолько важно. Поэтому и прощают долги, чтобы снова можно было открыть им кредит.

Аркадий Слуцкий , 06.10.2015 00:24:58

Басов Александр, 05.10.2015 15:56:25

Такая наивность в экономике.
Кредитовать кого-либо выгодно, если долг возвращают с процентами.
А если не возвращают, то Вы бесплатно работаете на того, кому дали долг.
В средние века такая бесплатная работа на дядю называлась "платить дань", быть вассалом этого дяди. Например, Русские княжества были побеждены Золотой Ордой и платили ей дань в знак подчинения.
Еще пример, Рф простили Сирии долг за поставленное оружие в сумме 10 миллиардов долларов. При населении РФ 140 млн человек, это значит, что каждый гражданин РФ (включая пенсионера и ребенка) отдал Сирии из своего кармана 70 долларов. Если семья 4 человека, то она отдала 280 долларов или (при курсе доллара 65 руб) 18 000 руб. Или примерно семья работала бесплатно (на дядю Асада полмесяца). Я так понимаю, Вы готовы бесплатно работать на дядю Асада и больше. А приплюсуйте сюда расходы на содержание из вашего кармана Абхазии, Южной Осетии, Крыма, Донбасса, теперь прибавьте на содержание войск в Сирии и на боеприпасы, керосин, запчасти к самолетам - может быть окажется, что Вы бесплатно работаете 1-2 месяца в году. Патриотизм спокойно измеряется в рублях, которые Вы отдаете из своего личного дохода (или не получаете в свой доход).

Басов Александр , 06.10.2015 12:24:50

Аркадий Слуцкий,

Думаю, что вы не совсем верно представляете себе, что такое деньги на государственном уровне. Речь идет не о денежном займе, который требуется вернуть, да еще и с процентами. Речь не идет о просто продаже готовой продукции. Не нужно передергивать. Если вы не представляете, о чем пытаетесь писать, то мне очень жаль. Просвещать вас по этим вопросам не имею ни малейшего желания.

Аркадий Слуцкий , 07.10.2015 01:53:07

Басов Александр, 06.10.2015

Спасибо, что не будете просвещать меня Вашим невежеством в экономике.

Виктор Иванов , 07.10.2015 19:22:27

Статья уровня "Аркадия". Как будто он и сочинял.
Возможно и он... В любом случае автор - евреец.
Аргументация забойно-идиотская, как и положено местечковому пейзанину.
Можно обойтись без послойного разоблачения дури автора по каждому Мифу №...

Но Россия идет в Сирию . Она отстаивает Сирию.
Россия удерживает Тартус и оборудует базу ВВС.
И похоже не одну...
Это сильно напрягает Запад.
Монархии Залива истерично вскрикивают исходят на понос.
Изя занервничал и послал Беню Нетаньяхова в Москву...

То есть, все считают, что у России есть более чем весомый геополитический интерес в Сирии .

Так есть у России интересы в Сирии, аль нет?

Получается, одна из двух сторон смотрящих на Сирию - автор этой дешевой писанины, или весь мир - явный идиот.

И,возможно,самую малость, тот, кто её презентовал здесь...

Аркадий Слуцкий , 08.10.2015 01:12:48

Виктор Иванов, 07.10.2015

Спасибо за комплимент. Не зря презентовал. По существу сказать нечего, осталось пройтись по автору. Значит, согласны, значит, не зря презентовал.

Россия то идет в Сирию, бросив Украину. Россия защищает Асада в Сирии, бросив русских в Украине на съедение украм, как до этого бросила Русских в Туркменистане (как писали), как бросила русских в Чечне (части РФ).

И еще. Есть мнение русского специалиста, что операция РФ в Сирии - это пиар компания. Нет речи ни о какой серьезной войне. Сказал русскиий, не евреец, не арменин:
https://youtu.be/MsCNQJAgiLc

Жду, как размажете го--м своего, русского, а то стали специализироваться на еврейцах. Шире надо жить и мазать. Жду.

Виктор Иванов , 09.10.2015 06:00:35

Жди, конечно... Надейся и жди, сержант.
Я не комментирую откровенные глупости.
Они видны сразу и всем.
И армянам и русским и даже некоторым еврейцам... Не всем?

Так все-таки есть у России интересы в Сирии.
Мир, выходит, правильнее оценивает ситуацию, чем дураковатый автор статьи...

Виктор Иванов , 09.10.2015 08:09:34

В рамках визита представители «Деловой России», Республики Крым и Оргкомитета IV Ялтинского международного экономического форума встретились с премьер-министром Сирии Имадом Хамисом, министром экономики и внешней торговли Мухаммедом Самер Аль-Халилем и крупнейшими бизнесменами страны.

На форуме в Ялте запланирована большая делегация сирийских политиков и бизнесменов. «Премьер-министр Сирии заверил, что будет большая статусная делегация от Сирии, в которую войдут порядка 100 человек, включая членов правительства, ключевых министров, крупнейших бизнесменов, руководителей сирийско-российского делового совета, промышленной, торговой и сельскохозяйственной палат», — рассказал о планах сопредседатель «Деловой России» и Оргкомитета IV ЯМЭФ Андрей Назаров. Он также отметил, что для скорейшего разрешения поднятых вопросов премьер-министр намерен лично возглавить делегацию.

Планируется, что целый пакет инвестиционных соглашений, включая соглашение о подготовке прямого судоходного сообщения между Республикой Крым и Сирией, будет подписан уже на ЯМЭФ.

«Для закрепления этого сотрудничества и укрепления дружбы между нашими народами в преддверии Ялтинского форума в Молодежный день, который совпал с днем независимости Сирии, мы откроем две оливковые Аллеи дружбы в Ялте и Латакии. Мэры двух городов также подпишут соглашения о побратимстве, а в Латакии пройдет торжественное открытие монумента, посвящённого российско-сирийской дружбе», — пояснил Андрей Назаров.

Расширение двустороннего сотрудничества

Стороны обсудили вопросы посткризисного восстановления Сирии и расширения двустороннего торгового-экономического сотрудничества между странами. По мнению Андрея Назарова, выйти на довоенный уровень товарооборота между Россией и Сирией, который оценивался в 2 млрд долларов, возможно уже в ближайшие 3 года.

«Сирийцы заинтересованы в первую очередь в поставках фармацевтики, агроудобрений, арматуры и зерна, производство которого здесь упало до 2 млн. тонн в год. При наших объемах производства в 130 млн. тонн — это открывает новые экспортные возможности для России. В этой связи председатель Сельскохозяйственной палаты Сирии Мохаммед Аль Кето предложил не только предоставить российским производителям землю под засевы, но и открыть зерновой хаб в одном из портов Крыма», — отметил сопредседатель Оргкомитета IV ЯМФЭ.

«Сегодня уже курсирует ряд челноков, но их явно недостаточно удовлетворить растущие потребности и Сирии и России, поскольку сирийские товары и продукты питания в силу высокого качества и низкой стоимости могли бы зайти на отечественный рынок и даже потеснить турецкие и израильские овощи и фрукты», — подчеркнул он.

Строительство — перспективное направление

Также Андрей Назаров считает, что перспективным направлением для развития сотрудничества станет строительная отрасль: «Война разрушила треть жилищного фонда Сирии. В этой связи российским инвесторам и застройщикам предложили присоединиться к реализации крупных проектов по строительству 14-этажных домов, рассчитанных на 10 тысяч квартир в Дамаске и Алеппо».

Постоянный представитель Республики Крым при президенте России Георгий Мурадов обратил внимание на запрос сирийской стороны в вопросах восстановления инфраструктуры республики: «В Сирии сейчас большие потребности в восстановлении дорог, в том числе железных. У нас в Крыму есть крупное предприятие, которое производит железнодорожное оборудование: стрелки, разъезды и многое другое. Оно может поставлять это оборудование в Сирию. Кроме того, наши дорожно-строительные организации, которые сегодня строят трассу „Таврида“, нарабатывают серьезный опыт и могут заниматься восстановлением дорог в Сирии».

Постпред также отметил перспективы развития портовых отношений между Сирией и регионом: «Крым — географически ближайший к Сирии регион России, поэтому выстраивание стабильных связей в сфере морского судоходства, а впоследствии и пассажирских связей может быть очень перспективным. Если мы наладим прямой трафик по морскому судоходству, это будет один их крупных позитивов, которые смогут пополнять бюджеты Крыма и Сирии».

© 2024 Строительный портал - PvaStudio