Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

На территории какой страны были шумерские племена. Возникновение и развитие цивилизации шумер. Шумерская цивилизация возникла резко, внезапно, достигла невероятного развития и столетия оставалась центром Мира. Эта загадочная и неизвестная цивилизация вызы

Во второй половине 4-го тыс. до н.э. в Южной Месопотамии появились шумеры - народ, который в более поздних письменных документах называет себя "черноголовыми" (шумер. "сангнгига", аккад. "цальмат-каккади"). Это был народ этнически, лингвистически и культурно чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в тоже время или несколько позднее. Шумерский язык, с его причудливой грамматикой не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Относятся к средиземноморской расе. Попытки отыскать их первоначальную родину до сих пор оканчивались неудачей. По всей видимости, страна, откуда пришли шумеры, находилась где-то в Азии, скорее в горной местности, но расположенной таким образом, что её жители смогли овладеть искусством мореплавания. Свидетельством того, что шумеры пришли с гор является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях или на сложенных из кирпича или глиняных блоков холмах-террасах. Едва ли подобный обычай мог возникнуть у обитателей равнин. Его вместе с верованиями должны были принести со своей прародины жители гор, воздававшие почести богам на горных вершинах. И ещё одно доказательство - в шумерском языке слова "страна" и "гора" пишутся одинаково. Многое говорит и за то, что шумеры пришли в Месопотамию морским путём. Во-первых, они, прежде всего, появились в устьях рек. Во-вторых, в их древнейших верованиях главную роль играл бог Энки, чей "дом" - Абзу - находился на дне океана. И, наконец, едва поселившись в Двуречьи, шумеры сразу же занялись организацией ирригационного хозяйства, мореплаванием и судоходством по рекам и каналам. Первые шумеры, появившиеся в Месопотамии составляли небольшую группу людей. Думать о возможности массовой миграции морским путём в то время не приходится. В эпосе шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего человечества - остров Дильмун.

Обосновавшись в устьях рек, шумеры овладели городом Эреду. Это был их первый город. Позднее они стали считать его колыбелью своей государственности. По прошествии ряда лет, шумеры двинулись вглубь Месопотамской равнины, возводя или завоёвывая новые города. Для наиболее отдалённых времён шумерская традиция является настолько легендарной, что не имеет почти никакого исторического значения. Уже из данных Бероса было известно, что вавилонские жрецы делили историю своей страны на два периода: "до потопа" и "после потопа". Берос в своём историческом труде отмечает 10 царей правивших "до потопа" и приводит фантастические цифры их правления. Те же данные приводит и шумерский текст 21-го века до н.э., так называемый "Царский список". Кроме Эреду, в качестве "до потопных" центров шумеров "Царский список" называет Бад-Тибиру, Ларак (впоследствии малозначимые поселения), а также Сиппар на севере и Шуруппак в центре. Этот пришлый народ подчинил себе страну, не вытеснив - этого шумеры просто не могли - местного населения, а напротив они восприняли многие достижения местной культуры. Тождество материальной культуры, религиозных верований, общественно-политической организации различных шумерских городов государств отнюдь не доказывает их политической общности. Напротив, скорее можно предположить, что с самого начала экспансии шумеров в глубь Месопотамии возникло соперничество между отдельными городами, как вновь основанными, так и завоёванными.

I Этап раннединастического периода (ок.2750-2615 до н. э).

В начале 3-го тыс. до н.э. в Двуречье существовало около полутора десятков городов-государств. Окрестные, мелкие селения подчинялись центру, во главе которого стоял правитель, являвшийся иногда одновременно и военачальником и верховным жрецом. Эти мелкие государства принято в настоящее время именовать греческим термином "номы". Известны следующие номы, существовавшие к началу Раннединастического периода:

Древнее Междуречье

  • 1. Эшнунна. Расположен был ном Эшнунна в долине реки Диялы.
  • 2. Сиппар. Расположен выше раздвоения Евфрата на собственно Евфрат и Ирнину.
  • 3. Безымянный ном на канале Ирнина, позднее имевший центр в городе Куту. Первоначальными центрами нома были города расположенные под современными городищами Джедет-Наср и Телль-Укайр. Города эти прекратили своё существование к началу 3-го тыс. до н.э.
  • 4. Киш. Расположен на Евфрате, выше его соединения с Ирниной.
  • 5. Кеш. Расположен на Евфрате, ниже его соединения с Ирниной.
  • 6. Ниппур. Расположен ном на Евфрате, ниже отделения от него Интурунгаля.
  • 7. Шуруппак. Расположен на Евфрате, ниже Ниппура. Шуруппак, по-видимому, всегда зависел от соседних номов.
  • 8. Урук. Расположен на Евфрате, ниже Шуруппака.
  • 9. Ур. Расположен в устье Евфрата.
  • 10. Адаб. Расположен на верхнем отрезке Интурунгаля.
  • 11. Умма. Расположен на Интурунгале, в месте отделения от него канала И-нина-гена.
  • 12. Ларак. Расположен на русле канала, между собственно Тигром и каналом И-нина-гена.
  • 13. Лагаш. Ном Лагаш включал в себя целый ряд городов и поселений, расположенных на канале И-нина-гена и примыкающих к нему каналах.
  • 14. Акшак. Местоположение этого нома не совсем ясно. Обычно его отождествляют с позднейшим Описом и помещают на Тигре, против впадения в него реки Диялы.

Из городов шумеро-восточносемитской культуры, находившихся вне Нижней Месопотамии важно отметить Мари на Среднем Евфрате, Ашшур на Среднем Тигре и Дер, расположенный к востоку от Тигра, по дороге в Элам.

Культовым центром шумеро-восточносемитских городов был Ниппур. Возможно, что первоначально именно ном Ниппур назывался Шумером. В Ниппуре находился Экур - храм общешумерского бога Энлиля. Энлиль почитался, как верховный бог ещё в течение тысячелетий всеми шумерами и восточными семитами (аккадцами), хотя Ниппур никогда не представлял собой политического центра ни в историческое, ни, судя по шумерским мифам и легендам, в доисторическое время.

Южная часть Месопотамии (Двуречье - в узком смысле этого слова) образовалась постепенно в результате заполнения Персидского залива наносами Тигра и Евфрата. Морские воды все больше отступали на юг, уступая место болотистой равнине.

Во времена палеолита страна представляла собой сплошное болото, над которым носились тучи комаров и москитов. Жизнь для человека была здесь невозможной. Не случайно до сих пор археологи не обнаружили в этих местах ни одного палеолитического орудия".

Заселение Месопотамии происходит лишь в период неолита.

Первые обитатели страны занимались рыболовством и охотой. В VI тыс. до н.э. начинается переход к производящим формам хозяйства - мотыжному земледелию и скотоводству. Судя по археологическим данным, земледелие и скотоводство возникли впервые в горных областях к востоку от р. Тигр. В VII тыс. до н.э. здесь складывается древнейшая неолитическая культура, получившая по главному месту раскопок наименование культуры Джармо. Ее характерными памятниками являются изогнутые серпы. Возделывались злаковые, лен (что свидетельствует о зачатках ткачества).

Более развитой является Хассунская культура (VI тыс. до н. э), получившая название от городища Телль-Хассуна, на правом берегу Тигра, близ современного Моссула.

В поисках новых земель и пастбищ земледельческо-скотоводческие племена из предгорий Загросского хребта двинулись на запад и распространились по всей Верхней Месопотамии. Недостаток атмосферных осадков на новых местах заставил их предпринимать первые попытки искусственного орошения. Вместе с мелким рогатым скотом начинает разводиться крупный рогатый скот.

К концу VI тыс. до н.э. земледельческие и скотоводческие племена осваивают Нижнюю Месопотамию. В этой области экономическое развитие пошло более быстрыми шагами в результате перехода к ирригации.

Переход от присваивающих форм хозяйства (охоты и рыболовства) к более высоким нашел свое отражение в мифах древнейших обитателей страны (шумеров). В них подчеркивается, что изобретательницами мотыжного земледелия были женщины. Богиня Ашнан, которая называется "приветливой и щедрой девой", научила людей обрабатывать землю. Напротив, первыми пастухами выступают в мифах не богини, а боги, что отражает решающую роль мужчин в развитии скотоводства. Основными земледельческими культурами в Нижней Месопотамии были злаки (ячмень, двузернянка и др.). Возделывались огородные культуры (чеснок, лук, огурцы). Выращивалась финиковая пальма, ставшая основным фруктовым деревом Двуречья.

Переход от мотыжного земледелия к плужному знаменовал значительный сдвиг в развитии производительных сил. Открывалась возможность освоения более значительной посевной площади. Однако необходимо было отвоевать эту площадь у природы. Приходилось осушать болота, защищать поля от разливов Тигра и Евфрата, создавать запасы воды (на время засухи) в искусственных водохранилищах. Для этого необходимо было прорывать каналы, сооружать плотины, а на высоких, иссушенных солнцем участках копать колодцы. В дальнейшем все более совершенствуются способы поливки полей (ибо дожди в Двуречье идут главным образом зимой).

Благодаря труду многих поколений долина Тигра и Евфрата превратилась в плодородную страну, дающую небывалые урожаи (до сам-50 и более).

Многие сельскохозяйственные орудия (даже серпы и зернотерки) ухитрялись делать из глины. Именно в Двуречье впервые появились глиняные книги (таблетки с выдавленными на них знаками) и даже глиняные конверты.

Высушенный тростник шел на всевозможные изделия, а также служил топливом. Развитие сельского хозяйства и ремесла приводило к быстрому росту населения. Появляются значительные селения, и некоторые из них разрастаются в города, окруженные стенами. Население Двуречья не было однородным в этническом отношении. Процесс заселения страны происходил с двух сторон. С востока к берегам Тигра и Евфрата спускались шумеры, говорившие на языке, который трудно отнести к какому-либо языковому семейству.

По внешнему виду шумеров трудно смешать с другими народами. Приземистые, коренастые фигуры, округлые лица, выдающиеся носы, отсутствие бороды и усов - все это сильно отличает их от соседей.

С запада и северо-запада в Месопотамию проникали семитские племена - аккадцы. Их родиной были, по всем данным, Аравийский полуостров и Северная Африка, прошли они через Палестину и Сирию. По внешности они отличались от шумеров более стройными фигурами и продолговатыми лицами, обрамленными обычно бородами и бакенбардами.

Таким образом, между шумерами и семитами не зафиксировано какой-либо этнической розни. В северной части Месопотамии древнейшими обитателями были хурриты, позднее семитизированные.

- 56.00 Кб

Московский гуманитаро-экономический институт

Чувашский филиал

Кафедра: Государственно - правовых дисциплин

Дисциплина: История государства и права зарубежных стран

Государство и право Древнего Шумера

Выполнила: студентка группы 11юс 4/11д

Полякова Вероника Олеговна

Проверил: к. ю. н. Скуратова И. Н

Чебоксары 2011г.

1. Шумеры. Появление шумер.

2. Государство.

Государсвенный строй

Общественный строй

3. Право Древнего Шумера.

Право собственности.

Семейное право.

Наследственное право.

Уголовное право.

Суд и судебный процесс.

Шумеры. Появление шумер.

Шумеры не были однорасовым этносом: встречаются и брахицефалы ("круглоголовые") и долихоцефалы ("длинноголовые").Шумеры не были однорасовым этносом: встречаются и брахицефалы ("круглоголовые") и долихоцефалы ("длинноголовые"), шумеры- («черноголовые»),которые резко отличались друг от друга как по своему внешнему облику, так и по языку. Впрочем это могло стать и результатом смешения с местным населением. Этот народ, появившийся на юге Месопотамии в середине III-го тысячелетия до нашей эры неизвестно откуда, сейчас называют "прародителем современной цивилизации".

Мы не знаем откуда пришли Шумеры, но когда они появились в Месопотамии там уже жили люди. Племена, населявшие в глубочайшей древности Месопотамию, жили на островах, возвышавшихся среди болот. Свои поселения они строили на искусственных земляных насыпях. Осушая окружающие болота, они создали древнейшую систему искусственного орошения.

Надо сказать, что южная Месопотамия не самое лучшее место в мире. Полное отсутствие леса и полезных ископаемых. Заболоченность, частые наводнения сопровождаемые изменением русла Евфрата из-за низких берегов и, как следствие, полное отсутствие дорог. Единственное чего там было в достатке это тростника, глины и воды.Из глины лепили сосуды, делали в большом количестве важнейший строительный материал - кирпич, также шумерам были известны металлы: медь, бронза, железо. Население занималось охотой и рыболовством, но уже переходило к более прогрессивным видам хозяйства: к скотоводству и земледелию. Так как сочетание плодородной почвы, удобренной наводнениями, оказалось достаточно чтобы в самом конце III-го тысячелетия до нашей эры там расцвели первые города-государства древнего Шумера.

Государство.

Государственный строй.

Правителем шумерского города в начальный период истории Шумера был эн ("господин, обладатель"), или энси. Он сочетал в себе функции жреца, военного вождя, градоначальника и председателя парламента. В число его обязанностей входили следующие:

1. Руководство общинным культом, особенно участие в обряде священного брака.

2. Руководство строительными работами, особенно храмостроительство и ирригация.

3. Предводительство войском из лиц, зависящих от храмов и от него лично.

4. Председательство в народном собрании, особенно в совете старейшин общины.

Эн и его люди по традиции должны были спрашивать разрешения на свои действия у народного собрания, состоявшего из "юношей города" и "старцев города". Впоследствии, по мере концентрации власти в руках одной политической группировки, роль народного собрания совершенно сошла на нет.

Кроме должности градоправителя, известен из шумерских текстов и титул lugal - "большой человек" или "царь". Первоначально это был титул военного вождя, который временно занимал положение хозяина страны с полномочиями диктатора. Но впоследствии царями становились не по выбору, а по наследству. хотя при интронизации все еще соблюдали старый ниппурский обряд. Таким образом, один и тот же человек одновременно был и эном какого-то города, и лугалем страны, поэтому борьба за титул лугаля шла во все времена истории Шумера. Также существовали приближенные царя.

Общинный строй.

В Шумере благодаря теократическому правлению все сословия были ориентированы по иерархической оси. Такое общество удобно для управления, когда каждый человек приписан к своему "цеху",за ним легко вести учет и контроль. Поэтому население шумерского города-государства разделялось следующим образом:

1. Знать: правитель города, начальник храмовой администрации, жрецы, члены совета старейшин общины. Эти люди имели в порядке семейно-общинного или родового, а часто и индивидуального владения десятки и сотни гектаров общинной земли, эксплуатируя клиентов и рабов. Правитель, кроме того, часто пользовался для личного обогащения землей храма.

2. Рядовые общинники, имевшие участки общинной земли в порядке семейно-общинного владения. Они составляли более половины всего населения.

3. Клиенты храма: а) члены храмовой администрации и ремесленники; б) подчиненные им люди. Это бывшие общинники, утратившие общинные связи.

4. Рабы: а) рабы храма, мало отличавшиеся от низших категорий клиентов; б) рабы частных лиц (число этих рабов было сравнительно невелико).

Таким образом, мы видим, что социальная структура шумерского общества довольно четко распределяется по двум основным экономическим секторам: община и храм. Знатность определяется количеством земли, население либо обрабатывает свой надел, либо трудится на храм и крупных землевладельцев ремесленники прикреплены к храму, а жрецы - к общинной земле.

Право собственности.

Окружавшие шумерский город земли делились в это время на естественно орошаемые и на высокие поля, требовавшие искусственного орошения. Кроме того, имелись ещё поля на болоте. Часть естественно орошаемых полей была «собственностью» богов и по мере перехода храмового хозяйства в ведение их «заместителя» - царя становилась фактически царской. Очевидно, высокие поля и поля-«болота» до момента своей обработки являлись, наряду со степью, той «землёй, не имеющей хозяина».Обработка высоких полей и полей-«болот» требовала больших затрат труда и средств, поэтому здесь постепенно складывались отношения наследственного владения. Появление наследственного владения способствовало разрушению изнутри коллективного земледелия сельских общин.

Не все земли сельских общин были издревле размещены на естественно орошаемой территории. Они имели свои наделы на той земле, на нолях которых ни царь, ни храмы не вели своего собственного хозяйства. Наделы были расчленены на индивидуальные или коллективные. Индивидуальные наделы распределялись между знатью и представителями государственного и храмового аппарата, а коллективные наделы сохранялись за сельскими общинами. Взрослые мужчины общин были организованы в отдельные группы, которые и на войне и на сельскохозяйственных работах выступали совместно, под началом своих старост. Также некоторые общинники привлекались правителем для строительства различных сооружений.

Наделы, передаваемые отдельным лицам или в некоторых случаях и сельским общинам, были небольшими. Даже наделы знати в то время равнялись лишь нескольким десяткам гектаров. Некоторые наделы отдавались безвозмездно, а другие за налог, равнявшийся 1/6 -1/8 урожая.

Владельцы наделов работали на полях храмовых (позже также царских) хозяйств обычно месяца четыре. Тягловый скот, а также плуг и прочие орудия труда выдавали им из храмового хозяйства. Они обрабатывали и свои поля с помощью храмового скота, так как на своих маленьких участках держать скот не могли. За четыре месяца работы в храмовом или царском хозяйстве они получали ячмень, в небольшом количестве - эммер, шерсть, а в остальное время (т. е. в течение восьми месяцев) кормились урожаем со своего надела

Рабы работали круглый год. Их труд использовался на строительных и оросительных работах. Они несли охрану полей от птиц и использовались также в садоводстве и отчасти в скотоводческом хозяйстве. Труд их применялся также в рыболовстве, продолжавшем играть значительную роль.

Семейное право.

Значительная часть дошедших до нас судебных документов, «дитилл», была посвящена вопросам брачно-семейных отношений. Это говорит о высоком уровне развития шумерской юриспруденции в области семейного права, основой которого являлось уважение его граждан к общественному порядку и справедливости, четкое осознание своих обязанностей и гарантия прав. Основным звеном общества в Шумере была семья, семейные кланы, поэтому высокоразвитая судебная система стояла на защите семейных ценностей и веками сложившихся порядков.

Уклад жизни в шумерской семье был патриархальный. Отец, мужчина, стоял во главе.Его слово было решающим в наиболее важных семейных и хозяйственных вопросах. Уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры, брак был моногамный, хотя мужчине позволялось завести и наложницу, как правило, из рабынь. Если супруга была бесплодна, она сама могла выбрать мужу вторую жену-наложницу, но та по своему положению занимала ступеньку ниже, и не могла требовать равноправия с законной женой-горожанкой.

Права женщины в Шумере были более ограниченными, чем у ее мужа. В семье она занимала подчиненное положение (мужчина имел право для отработки долга отдать жену в кабалу кредитору),тем не менее, обладала немалыми экономическими и социальными свободами в обществе. Женщина имела возможность самостоятельно, без согласия мужа, совершать торговые сделки и операции, она могла подать жалобу в суд и выступать в качестве свидетеля,она имела право занимать государственные должности,иногда под управлением женщин нередко оказывались целые города. Чаще всего это были вдовы царей или энси, но стал достоянием случай, когда простолюдинка, занимавшаяся торговлей, самовольно заняла трон и успешно управляла городом на протяжении довольно продолжительно времени.

Шумерское право юридически строго регулировало все имущественные и личные отношения между сторонами в браке и семье. Вопрос о вступлении в брак обычно решался между отцами жениха и невесты. Для обеих сторон это была сделка, в ходе которой достигалось соглашение о сумме выкупа, обычно, не превышающая стоимости рабыни, и сроке вступления в брак. Отец невесты давал дочери приданное и слагал с себя все дальнейшие обязанности по отношению к ней. Дочь уходила в семью мужа, а с ней и дополнительные рабочие руки. Семья невесты несла убытки, так сумма приданного обычно была больше свадебного выкупа, но дочь не имела в дальнейшем прав на долю при разделе отцовского наследства. Договор между семьями о заключения брака считался достигнутым, только после официального подписания всех необходимых документов.Заключение брачного договора между родителями молодых налагало на них определенные обязанности.

Брак надлежало зафиксировать в официальном акте, заверенном городскими властями.

Все дары жениха невесте на свадьбу строго фиксировались в брачном контракте, так же как и на все подарки, сделанные мужем в ходе семейной жизни, надлежало составлять дарственные таблички. Если брак расторгался, муж имел право вернуть назад все свои дары. В брачном контракте обычно оговаривалась «вдовья доля», та часть имущества, которая отходила к женщине после смерти мужа.

Развод был не редкостью в шумерском обществе, но инициатором бракоразводного процесса в суде мог выступать только мужчина. Наиболее часто причиной для расторжения семейных отношений выступало бесплодие жены. Суд мог согласиться с доводами мужа и расторгнуть брак. При этом женщине обычно полагалась материальная компенсация. Муж должен был вернуть все приданное или выплатить определенную денежную сумму. По закону, если жена возражала против развода, мужчина обязывался после официального расторжения брака в суде обеспечить ее домом и пожизненным содержанием. Муж мог доказать в суде, что женщина повинна в более серьезных грехах, например, растрате или краже хозяйственных денег, или она каким-либо причинам отказывалась выполнять супружеские обязанности. В этом случае он имел право лишить ее крова и выгнать ее на улицу без денежной компенсации, либо бывшая жена становилась рабыней в его доме.

Особенно суровы были законы Шумера к женщинам, нанесшим оскорбление и изменившим мужу, но только если их вина доказана.

Брак считался расторгнутым, если мужчина попадал в плен или рабство во время войны. По законам Шумера, женщина обязана была ожидать мужа в течение пяти лет, затем городская администрация два года выплачивала ей материальное пособие. Если за это время муж не возвращался, только тогда женщина могла вторично выйти замуж. Женщина могла свободно вступать в брак, если ее муж самовольно покидал городскую общину.

Наследственное право.

Главной ценностью шумерской семьи были дети. Шумерские законы налагали на родителей множество обязанностей, но и давали довольно большую власть над детьми, хотя ее и нельзя считать полной и абсолютной.

Обязанностью отца было полностью обеспечить детей. Денежные средства на свадебный выкуп сыну отец должен был выделить из своего имущества. Он же должен быть обеспечить приданное дочерям в требуемом законом размере. Процесс раздела наследства после умерших родителей проходил строго в соответствии с законами, практически неизменными в большинстве шумерских городов-государств.

Все имущество после смерти главы семейства переходило к сыновьям. Обычно, они не разбивали его на части, вели общее хозяйство и делили полученные с имущества доходы. Старший сын наделялся привилегированным правом при разделе унаследованного имущества, что выражалось в несколько большой доле в доходах от отцовского наследства. Права остальных братьев были равными.

Описание работы

Шумеры - древний народ, некогда населявший территорию долины рек Тигра и Евфрата на юге современного государства Ирак (Южная Месопотамия или Южное Двуречье). На юге граница их обитания доходила до берегов Персидского залива, на севере - до широты современного Багдада.
На протяжении целого тысячелетия шумеры были главными действующими лицами на древнем Ближнем Востоке. Шумерская астрономия и математика считались точнейшими на всем Ближнем Востоке. Мы до сих пор делим год на четыре сезона, двенадцать месяцев и двенадцать знаков зодиака, измеряем углы, минуты и секунды в шестидесятках - так, как это впервые стали делать шумеры.

Около середины IV тысячелетия до н.э. в Южном Двуречье появляются первые политические структуры в форме городов-государств. Примером их служит Урук. Общественным и хозяйственным центром Урука был храм в честь Ана, а жрецы храма исполняли функции управителей во главе с верховным жрецом, главой протогосударства.

В IV тыс. до н.э. Урук являлся самым крупным городом региона, занимая площадь примерно 7,5 кв. км., треть которой была под городом, треть занимала пальмовая роща, а на остальной площади располагались кирпичные карьеры. Обжитая территория Урука составляла 45 га. В районе города находилось 120 различных поселений, что свидетельствовало о стремительном росте населения.

В Уруке располагалось несколько храмовых комплексов, а сами храмы отличались значительными размерами. Шумеры были великолепными строителями, хотя им не хватало камня и дерева. Для защиты от воздействия воды они облицовывали здания. Делали длинные глиняные конусы, обжигали их, красили в красный, белый или черный цвета, а затем вдавливали в глиняные стены, образуя красочные мозаичные панно с узорами, имитирующими плетенку. Подобным образом был украшен красный дом Урука - место народных собраний и заседаний совета старейшин.

Огромным достижением Урукского периода было создание целой системы магистральных каналов в сочетании с продуманной агротехникой, на которой базировалась регулярное орошение полей.

В городских центрах набирало силу ремесло, специализация которого стремительно развивалась. Появились строители, металлурги, гравировщики, кузнецы. Ювелирное дело выделилось в особое специализированное производство. Помимо различных украшений изготовляли культовые фигурки и амулеты в виде разнообразных животных: быков, овец, львов, птиц. Переступив порог бронзового века, шумеры возродили производство каменных сосудов, которые в руках талантливых безымянных мастеров становились подлинными произведениями искусства.

Своих залежей металлических руд в Месопотамии не было. Уже в первой половине III тыс. до н.э. шумеры стали привозить золото, серебро, медь, свинец из других областей. Шла оживленная международная торговля в виде бартерных сделок или обменов дарами. В обмен на шерсть, ткани, зерно, финики и рыбу они получали также дерево и камень. Возможно, происходила и настоящая торговля, которую вели торговые агенты.

Помимо Урука надо назвать шумерские города Киш, Ур, Лагаш, Эреду, Ларса, Умма, Шуруппак, Иссин, Ниппур.

Город-государство - это самоуправляющийся город с прилегающей к нему территорией. Обычно каждый такой город имел свой храмовый комплекс в виде высокой ступенчатой башни зиккурата, дворец правителя и глинобитные жилые постройки. Города Шумера строились на холмах и были окружены стенами. Они делились на отдельные поселки, из соединения которых и появились эти города. В центре каждого поселка находился храм местного бога. Бог главного поселка считался господином всего города. В каждом из таких городов-государств жило приблизительно 40-50 тыс. человек.

Рис. 7. Древняя Месопотамия

Рис. 8. Древний храм Месопотамии

Ранние протогосударства Двуречья были знакомы с достаточно сложным ирригационным хозяйством, которое поддерживалось в рабочем состоянии усилиями всего населения во главе с жрецами. Храм, выстроенный из обожженного кирпича, был не только крупнейшей постройкой и монументальным центром, но одновременно и общественным складом, и амбаром, где размещались все запасы, все общественное достояние коллектива, в который уже включалось и некоторое количество пленных иноземцев, использовавшихся для обслуживания текущих нужд храма. Храм был также центром ремесленного производства, включая и металлургию бронзы.

Около 3000 - 2900 гг. до н.э. храмовые хозяйства становятся настолько сложными и обширными, что понадобился учет их хозяйственной деятельности. В связи с этим зарождается письменность.

Сначала письмо в Нижней Месопотамии возникало как система объемных фишек или рисунков. Рисовали на пластичных плитках из глины концом тростниковой палочки. Каждый знак-рисунок обозначал либо сам изображенный предмет, либо любое понятие, связывавшееся с этим предметом. Например, небосвод, зачерченный штрихами, означал "ночь" и тем самым также "черный", "темный", "больной", "болезнь", "темнота" и т.д. Знак ноги означал "идти", "ходить", "стоять", "приносить" и т.д.

Грамматические формы слов не выражались, да это было и не нужно, так как обыкновенно в документ заносились только цифры и знаки исчисляемых объектов. Правда, сложнее было передавать имена получателей предметов, но и тут на первых порах можно было обойтись наименованием их профессий: горн обозначал медника, гора (как знак чужой страны) - раба, терраса (?) (может быть, род трибуны) - вождя-жреца и т.п. Скоро стали прибегать к ребусу. Ребусным способом писали целые слова, если соответствующее понятие трудно было передать рисунком.

Рис. 9. Таблички из Киша (3500 г. до н.э.)

Рис. 10. Табличка с древнейшей шумерской клинописью

Письменность была, несмотря на свою громоздкость, совершенно тождественной на юге и на севере Нижней Месопотамии. Видимо, она была создана в одном центре, достаточно авторитетном, чтобы тамошнее изобретение было заимствовано разными номовыми общинами Нижней Месопотамии, хотя между ними не было ни экономического, ни политического единства и их магистральные каналы были отделены друг от друга полосами пустыни.

Возможно, таким центром, был город Ниппур, расположенный между югом и севером нижнеевфратской равнины. Здесь находился храм бога Энлиля, которому поклонялись все "черноголовые", хотя каждый ном имел и собственную мифологию и пантеон. Вероятно, здесь был когда-то ритуальный центр шумерского племенного союза еще в догосударственный период. Политическим центром Ниппур не был никогда, но важным культовым центром он оставался долго.

Миновало не менее 400 лет, пока письмо из системы чисто напоминательных знаков превратилось в упорядоченную систему передачи информации во времени и на расстоянии. Это произошло около 2400 г. до х.э. Первые шумерские записи фиксировали не исторические события или вехи биографий правителей, а просто данные хозяйственной отчетности. Сначала писали сверху вниз, столбцами, в виде вертикальных колонок, затем горизонтальными строками, что значительно ускорило процесс письма.

Клинопись, которой пользовались шумеры, содержала около 800 знаков, каждый из которых изображал слово или слог. Запомнить их было трудно, однако клинопись была воспринята многими соседями шумеров для письма на их, совершенно иных по строю языках. Клинопись, которую создали древние шумеры, называют латиницей Древнего Востока.

В первой половине III тыс. до н.э. в Шумере сложилось несколько политических центров. Для правителей государств Месопотамии в надписях того времени встречаются два различных титула лугаль и энси. Лугаль это ни от кого не зависимый глава города-государства, большой человек, как шумеры обычно называли царей. Энси это правитель города-государства, признавший над собой власть какого-либо другого политического центра. Такой правитель лишь исполнял роль верховного жреца в своем городе, а политическая власть находилась в руках у лугаля, которому энси подчинялся. Однако ни один лугаль не являлся царем над всеми другими городами Двуречья.

Правители городов-государств, как и в более древний период, вели ожесточенную борьбу между собой за усиление и укрепление своей власти, расширение и распространение ее за счет соседей. Войско правителей городов-государств на раннем этапе обычно состояло из небольшого отряда тяжеловооруженных воинов. Вспомогательной силой были примитивные колесницы на сплошных колесах, запряженные, видимо, онаграми либо ослами и приспособленные для метания дротиков.

Вначале, в XXVIII–XXVII вв. до н.э., успех был на стороне Киша, правители которого первыми приняли титул лугаля, стремясь тем самым подчеркнуть свое первенство среди остальных. Затем возвысился Урук, имя правителя которого, Гильгамеша, впоследствии вошло в легенду и оказалось в центре шумерского эпоса. Урук при Гильгамеше подчинил себе, хотя и еще очень непрочно, ряд соседей – Лагаш, Ниппур и др.

В XXV в. верховенства и титула лугаля добились правители Ура, чьи царские гробницы, раскопанные английским археологом Л. Вулли, были наполнены богатыми украшениями, драгоценностями, повозками и десятками сопогребенных, призванных сопровождать на тот свет повелителя.

XXVI в. до н.э. Из царской гробницы в Уре.

Рис. 11. Голова быка. Золото.

Рис. 12. Кинжалы и ножны. Золото, кость

В могилах лежали печати, по которым удалось установить имена царя и царицы Ура, чьи погребения раскопал Л. Вулли. Царя звали Абарги, а царицу – Шубад. Как пример цилиндрических шумерских печатий можно привести следующее изображение.

Рис. 13. Резная цилиндрическая печать и оттиск с нее . XXIV-XXII вв. до н. э. Камень, глина, гравюра

На рубеже XXV – XXIV вв. на авансцену шумерской истории вышел Лагаш. Сначала его правитель Эанатум присоединил ряд соседних центров – Киш, Урук, Ларсу и др., что привело к усилению его военного и политического могущества. Но внутреннее положение Лагаша не было прочным. Более половины всей земли являлось собственностью правителя и его семьи. Ухудшилось положение общинников, которые были в долгах у знати. Возросли поборы, связанные с ростом государственного аппарата.

При Лугальанде политика дальнейшей централизации власти и связанных с этим злоупотреблений вызвала резкое недовольство населения. В результате восстания – едва ли не первого из зафиксированных историей – Лугальанда был низложен, а к власти пришел Уруинимгина, проведший ряд реформ, сущность которых сводилась к восстановлению нарушенной нормы, отмене либо уменьшению поборов с населения, увеличению выдач работникам храма.

Видимо, эти вынужденные реформы содействовали ослаблению централизованной администрации Лагаша, что вскоре и привело к завоеванию его удачливым правителем Уммы Лугальзагеси в 2312 г.д.н.э., создавшим объединенное Шумерское государство, правда, просуществовавшее всего 25 лет. Оно являлось лишь конфедераций городов-государств (номов), которую Лугальзагеси возглавил в качестве верховного жреца.

Затем последовали две попытки создания объединенного государства Месопотамии при Саргоне Аккадском и при III династии Ура. Этот процесс занял 313 лет.

О Саргоне (Шаррум-кен), имя которого переводится как «царь истинен», известно следующее предание. Подкидыш, воспитанный в семье водоноса, он стал личным слугой лугаля города Киша, а затем возвысил никому не известный город Аккад, создав там собственное царство. Саргон Древний - талантливый полководец и государственный деятель.

Объединив Аккад и Шумер, Саргон принялся укреплять государственную власть. При нем должность энси превратиласть наследственную, и это стало нормой. Была создана единая ирригационная система, которая регулировалась в общегосударственном масштабе. Кроме того, впервые в мировой истории было создано постоянное профессиональное войско.

Армия объединенного Двуречья насчитывала 5400 человек. Воины-профессионалы были расселены вокруг города Аккакда и полностью зависели от царя, подчиняясь только ему. Особенно большое значение придавалось лучникам - более динамичному и оперативному воинству, нежели копьеносцы и щитоносцы. Опираясь на такую армию, Саргон и его преемники добились успехов и во внешней политике, покорив Сирию и Киликию.

При Саргоне утверждается деспотическая форма правления. Итогом 55-летнего правления Саргона (2316-2261 гг. д. н. э.) было объединение под властью одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей по тем временам в Передней Азии державы с центром в Аккаде. Внук правителя Нарам-Суэн (2236-2200 гг. до н. э.) отбросил старый традиционный титул и стал называть себя царем четырех сторон света. Именно тогда Аккадское государство достигло своего апогея.

Нарам-Суэн принял меры, которые укрепили его деспотическую власть. Вместо прежних наследственных «энси» из числа аристократии он посадил в ряде городов своих сыновей, представителей царской бюрократии, и низвёл «энси» до положения чиновников. Опора на жречество стала ведущей линией его внутренней политики. Он и его сыновья-на­местники возводят храмы, члены царской семьи входят в состав храмового персонала, жрецам даются многочисленные льготы. В ответ жречество признало Нарам-Суэна «богом Аккада».

Однако в объединенной державе росло недовольство существовавшими порядками. Горные племена кутиев разгромили Аккадское царство. Шумерские города стремились обрести прежнюю независимость. Захватчики-кутии предпочитали находиться в пределах своей страны, управляя Месопотамией с помощью наместников и военачальников из среды шумеров и аккадцев.

Одним из таких наместников, который, возможно, осуществлял власть над всем Шумером, был «энси» Лагаша Гудеа, правивший около 20 лет во второй половине XXII в. до н. э. Сохранились его скульптурные изображения, строительные и посвятительные надписи, ритуальные гимны и песни, из которых следует, что во времена Гудеа в Лагаше строились многочисленные храмы в честь местных и общешумерских богов, восстанавливались ирригационные сооружения, при этом на строительстве часто использовался труд рабов-чужеземцев.

Рис. 14. Статуя Гудеа, правителя Лагаша . XXI в. до н. э. Диорит, резец. Высота 46 см, ширина 33 см, глубина 22,5 см. Лувр, Париж

Около ста лет кутии удерживали политическое господство над страной. Оно пало в результате сопротивления, которое возглавил при поддержке Ура Урук, где к власти пришел простой рыбак Утухенгаль. В 2109 г. до н. э. кутии были разбиты Утухенгалем. Однако он вскоре умер, и гегемония над освобожденной Месопотамией перешла к царю Ура - Ур-Намму. Он стал основателем знаменитой III династии Ура, правившей объединенным Шумеро-Аккадским царством (конец XXII - конец XXI в. до н. э.).

Государственное устройство Шумеро-Аккадского царства в эпоху III династии Ура имело законченную форму древневосточной деспотии.

Во главе государства стоял царь с неограниченной властью, носивший титул «царя Ура, царя Шумера и Аккада», называвшийся иногда «царем четырех стран света». Власть царя идеологи­чески обосновывалась религией. Глава пантеона, общешумерский бог Энлиль, отождествленный с аккадским верховным богом Белом, считался царем богов и покровителем земного царя. Был составлен «Царский список» с перечнем царей «до потопа» и «от потопа», что утверждало идею об изначальном существовании царской власти на земле. Со времени правления Шульги (2093-2047 гг. до н. э.) царям воздавались божественные почести и был учрежден их культ. Жречество было подчинено царю.

Царю подчинялся и огромный бюрократический аппарат. С самостоятельностью городов-государств и их правителей было покончено, исчезла и местная общинная знать. Вся страна была разделена на наместничества, которыми управляли назначаемые и сменяемые царем наместники, лишь носившие прежний титул (шумерский - «энси», аккадский - «ишшаккум»), но целиком подчинявшиеся царю.

Был организован царский суд. Обязанности судей выполняли наместники, чиновники, жрецы. В общинах действовали общинные суды, своего рода остатки местного самоуправления. Для нужд судебного ведомства был создан один из древнейших судебников в мире - законы Шульги. Многочисленные писцы и чиновники разрабатывали дальнейшие нормы трудовых повинностей и пищевого довольствия, учитывали мельчайшие изменения в хозяйственной деятельности и положении людей, составляли всевозможные отчеты и справки. Дух бюрократии пронизывал всю систему царской деспотии III династии Ура.

Рис. 15. Белый храм и зиккурат в Уре. Реконструкция . XXI в. до н. э. Камень. Основание 56 х 52 м, высота 21 м. Ур, Ирак

Однако с течением времени в государстве накапливались многочисленные проблемы, росло недовольство населения. Началось отпадение отдельных городов, например Иссина, Эшнуны. В таких условиях оказалось сложно выстроить оборону и дать отпор новой волне кочевников-амореев и восточному государству Элам. Именно эламиты разрушили Ур, захватили статуи богов и увели в плен последнего представителя царской династии (2003 г. д. н. э.). Сохранившиеся литературные произведения, так называемые «Плачи» над гибелью Ура, Аккада, Ниппура, как реквием звучат над сошедшим на рубеже III - II тысячелетий д. н.э. со страниц истории Шумеро-Аккадским царством.

Подводя итог существования ранних городов-государств, можно отметить следующее.

Для III тыс. д. н.э. был характерным экономический подъём. Это произошло благодаря развитию земледельческого хозяйства на базе ирригации и более широким, чем прежде, использованием металла. К концу периода создается обширная оросительная сеть в масштабах всей южной части страны.

Высокого уровня достигло ремесло. На первом месте стоит металлургическое производство. Из меди шумеры изготовляли различные орудия труда и оружие, научились также получать бронзу. Из меди, золота и серебра делали украшения, а также сосуды и светильники. Шумерскому обществу был известен способ изготовления фаянса, стекла. Возможно, обнаруженный при раскопках Эреду, хранящийся в Британском музее, -самый древний стеклянный слиток. Он датируется первой половиной III тысячелетия д. н. э.

В этот период произошло отделение торговли от ремесла. Ремесла и торговля сосредоточиваются в городских центрах, растет площадь городов, увеличивается число их жителей. Из общин выделяются специальные торговцы - тамкары, которые занимаются обменом товаров и продуктов. Мерилом стоимости при этом служат зерно и скот, но используется уже и металлический эквивалент - медь и серебро. Развивается торговля с Сирией, Закавказьем, Ираном, островами и побережьем Персидского залива. Шумерские города выводят торговые колонии вплоть до северных и восточных пределов Месопотамии.

Рассматривая социальную структуру общества шумерских городов-государств, следует отметить наличие рабов. Основным источником рабства являлась война. Рабов клеймили, содержали в колодках, нередко они работали под контролем надзирателей, подвергались побоям. Рабы были храмовыми и частновладельческими. В храмах рабов использовали не только на тяжелых работах, но и в культовых церемониях, например как певчих. Храмы владели значительным количеством рабов (около 100-200). В частных хозяйствах их число было небольшим (1-3), а в хозяйствах правителя - несколько десятков.

Предполагают, что в целом, например, в Лагашском государстве на 80-100 тыс. свободных приходилось более 30 тыс. рабов, в Шуруппаке на 30-40 тыс. свободных -2- 3 тыс. рабов. Рабы стоили от 15 до 23 сиклей серебра (1 сикль примерно 8 г).

Иерархичность общества проявлялась в наличии и других категорий населения. Было много подневольных работников: разорившиеся и лишившиеся своих наделов общинники, младшие члены бедных семей, лица, пожертвованные в храмы по обету, пришельцы из других общин, совершившие те или иные преступления граждане. Такие подневольные работники трудились рядом с рабами как в храмовых, так и в частных хозяйствах, их положение было близким к рабскому.

Верхушку шумерского общества составляла родовая знать, высшее жречество, представители администрации, образующие служилую знать, значение которой все более возрастало. Все они обладали крупными участками земли, десятками рабов и подневольных работников.

Примерно половину населения в шумерском городе-государстве составляли рядовые общинники, владевшие небольшими наделами общинной земли, объединенными в территориальные и большесемейные общины.

Земля в шумерском городе-государстве делилась на две части. Одна находилась в собственности территориальной общины, но передавалась в индивидуальное владение большим семьям, из которых состояла община. Эта земля могла продаваться и поку­паться, а, следовательно, могли быть созданы крупные земельные владения у отдельных лиц. Другая часть составляла фонд храмовой земли. Эти земли могли отдаваться в пользование и аренду.

Политические структуры шумерского общества были представлены выборной должностью «эн» - верховный жрец (иногда жрица), руководителя города. Помимо жреческих функций и управления храмовым административным аппаратом в круг его обязанностей входило руководство храмовым и городским строительством, сооружением оросительной сети и другими общественными работами, распоряжение имуществом общины и ее экономической жизнью.

Иногда употреблялся термин «лугаль», который мог быть эпитетом по отношению к «эн» и переводиться как «большой человек, господин, царь», а мог означать и другое лицо - военного вождя, осуществлявшего эту функцию во время военных действий. Однако чаще всего тот же «эн» избирался военачальником и в этом качестве руководил действиями военных отрядов - основы будущей армии.

В дальнейшем во главе шумерских городов-государств становятся правители с титулом либо «энси», либо «лугаль». Термин «энси» примерно переводится как «жрец-строитель». Власть «энси» была выборной, и его правление в связи с этим называлось «чередом».

Функции «лугаля» в основном совпадали с функциями «энси», но, очевидно, это был более почетный и масштабный титул, обычно принимаемый правителями крупных городов, а иногда даже их объединений и связанный с военными полномочиями и большей полнотой власти.

На протяжении всего III тыс. функционировали совет старейшин и народное собрание из числа полноправных общинников-воинов. В их полномочия входило избрание или низложение правителя (из числа членов совета и определенного рода), контроль за его деятельностью, принятие в члены общины, совещательная роль при правителе, особенно в вопросе о войне, суд на основе обычного права, поддержание внутреннего порядка, управление общинным имуществом.

Однако затем роль народных собраний падает, должность руководителя становится наследственной, и сам характер монархической власти приобретает черты деспотии. Суть деспотии заключалась в том, что стоящий во главе государства правитель обладал неограниченной властью. Он являлся собственником всех земель, во время войны был верховным главнокомандующим, выполнял функции верховного жреца и судьи. К нему стекались налоги.

Стабильность деспотий основывалась на вере в божественность царя. Деспот это бог в человеческом облике. Свою власть деспот реализовывал через разветвленную административно-бюрократическую систему. Мощный аппарат чиновников контролировал и считал, взимал налоги и осуществлял суд, организовывал сельскохозяйственные и ремесленные работы, следил за состоянием ирригационной системы, набирал ополчение для военных походов.

Опорой власти правителя становится формирующаяся армия, прошедшая длительный путь развития от народного ополчения через аристократические дружины до создания постоянного войска, находящегося на государственном обеспечении.

Армия в этот период состояла из нескольких родов войск. Во-первых, из отрядов колесничих (в колесницы запрягались ослы или онагры), вооруженных копьями и дротиками. Во-вторых, из тяжеловооруженных пехотинцев-копейщиков в своеобразных «панцирях» (кожаных или войлочных плащах с металлическими бляхами), защищенных тяжелыми щитами в рост человека. В-третьих, из легковооруженных пехотинцев с защитной перевязью через плечо, обшитой бляхами, с легкими копьями и боевыми топорами. Все воины имели шлемы и кинжалы.

Армия была хорошо обученной и достигала нескольких тысяч человек (например, в Лагаше 5-6 тыс.).

Города-государства существовали в Месопотамии на протяжении почти всего III тыс. д.н.э. Низкий уровень экономического развития, позволявший осуществлять производство и обмен продуктов лишь внутри небольшого территориального объединения, отсутствие необходимости в широких экономических связях, еще не развившиеся социальные противоречия, небольшое количество рабов и патриархальный способ их эксплуатации, до определенного времени не требовавший масштабных средств насилия, отсутствие могущественных внешних врагов - все это способствовало, сохранению небольших городов-государств на территории Южной Месопотамии.

Самым древним городом шумеры считали южный город Эреду (в переводе - «Добрый город»), куда они, по преданию, переселились с острова Дильмун (совр. Бахрейн) в Персидском за­ливе. Наряду с ним в древнейших документах упоминаются Сиппар на севере и Шурупак на юге.

Рис. 16

Город Вавилон не играл значительной роли. Но именно он становится важнейшим центром Месопотамии во II тыс. д. н.э., объединившем весь регион под своей властью.

Было ли что-то в ежедневной жизни шумеров такое, что отличало их от многих других народов? Пока резких отличительных доказательств не найдено. Каждая семья имела свой двор рядом с домом, обсаженным густым кустарником. Кустарник именовался ""сурбату". С помощью этого кустарника удавалось уберечь от палящего солнца некоторые посевы, и охладить сам дом.

Возле входа в дом обязательно устанавливался специальный кувшин с водой, предназначавшийся для омовения рук. Между мужчинами и женщинами прослеживается равноправие. Археологи и историки склоняются к тому, что, несмотря на возможное влияние окружающих народов, у которых преобладал патриархат, древние шумеры взяли равноправие от своих богов.

Пантеон шумерских богов в описанных историях собирался на "небесные советы". На советах равноправно присутствовали и боги и богини. Только позднее, когда в обществе прослеживается расслоение, и земледельцы становятся должниками более богатых шумеров, они отдают своих дочерей по брачному контракту, соответственно без их согласия. Но, несмотря на это каждая женщина могла присутствовать на древнем шумерском суде, имела право владеть личной печатью...



Воды Тигра и Евфрата сделали плодородными огромные территории, благодаря чему уже более пяти тысяч лет назад были созданы благоприятные условия для зарождения и развития высокоразвитых цивилизаций. Могущественные государства простирались не только в Междуречье, но и на территории Сирии, Передней Азии, а часто даже и границ с Египтом. Их богатство неудержимо манило соседние агрессивные варварские племена, которые в огромных количествах беспорядочно перемещались по всей территории Ближнего Востока. В противоположность консервативной устойчивой государственности Египта здесь хаотично сменяли друг друга враждебные деспотические империи. На территории Месопотамии на протяжении тысячелетней истории последовательно господствовали шумеры, которые заложили здесь основы цивилизации и постепенно ассимилировали. Затем вавилоняне, ассирийцы, персы.

В бесчисленных разрушительных войнах и пожарищах за давностью времен, естественно, не сохранилось ни царского трона, ни еще какого-либо предмета мебели, относящегося к временам «до нашей эры». Атрибуты домашней обстановки, убранство дворцов и храмов мы сегодня можем представить только по находкам археологов, рельефным изображениям, фрагментам памятных плит и стел, благо традиция изображать богов, жрецов, а позднее и царей существовала в Шумере с древнейших времен. Сцены обрядов, мифологические сюжеты, композиции из жизни царей и придворных, в изобилии снабжены подробностями быта – образцами одежды знати и простых воинов, элементами интерьеров и образчиками мебели дворцов и храмов. Следует отметить, что археологические находки с подобными изображениями на территории Месопотамии во многом явились доказательством для ученых факта существования древней шумерской цивилизации и высочайшего уровня развития их культуры...



Главной ценностью шумерской семьи были дети . Сыновья становились по закону полноправными наследниками всего отцовского имущества и хозяйства, продолжателями его ремесла. Им оказывалась великая честь - обеспечить посмертный культ отца. Они должны были проследить за надлежащим захоронением его праха, постоянным почитанием его памяти и увековечиванием его имени.

Даже в несовершеннолетнем возрасте дети в Шумере обладали довольно широкими правами. Согласно расшифрованным табличкам, они имели возможность совершать акты купли-продажи, торговые сделки и иные хозяйственные операции.
Все договора с несовершеннолетними гражданами, согласно закону, надлежало закрепить в письменном виде в присутствии нескольких свидетелей. Это должно было оградить неопытную и не очень разумную молодежь от обмана и предотвратить излишнюю расточительность.

Шумерские законы налагали на родителей множество обязанностей, но и давали довольно большую власть над детьми, хотя ее и нельзя считать полной и абсолютной. Родители, например, имели право продать своих детей в рабство, чтобы рассчитаться с долгами, но только на определенный срок, как правило, не более трех лет. Тем более, они не могли лишить их жизни, даже за самую тяжкую провинность и своеволие. Непочитание родителей, сыновнее неповиновение, считалось в шумерских семьях тяжким грехом и жестоко каралось. В некоторых шумерских городах непокорных детей продавали в кабалу, им могли отрубить руку...

Значительная часть дошедших до нас судебных документов, «дитилл », была посвящена вопросам брачно-семейных отношений. Найденные архивы судов – это тысячи глиняных табличек с записями брачных контрактов, договоров и завещаний, которые по законам городов-государств Шумера требовалось составить в письменной форме и официально заверить. Архивы содержат огромное количество протоколов судебных процессов по бракоразводным делам, по делам о супружеской измене, спорным вопросам при разделе наследства и еще великое разнообразие рассмотренных дел во всех областях семейных отношений. Это говорит о высоком уровне развития шумерской юриспруденции в области семейного права, основой которого являлось уважение его граждан к общественному порядку и справедливости, четкое осознание своих обязанностей и гарантия прав. Основным звеном общества в Шумере была семья, семейные кланы, поэтому высокоразвитая судебная система стояла на защите семейных ценностей и веками сложившихся порядков.

Уклад жизни в шумерской семье был патриархальный. Отец, мужчина, стоял во главе. Его власть была копией власти правителя или энси в пределах одного семейного клана, его слово было решающим в наиболее важных семейных и хозяйственных вопросах. Уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры, брак был моногамный, хотя мужчине позволялось завести и наложницу, как правило, из рабынь. Если супруга была бесплодна, она сама могла выбрать мужу вторую жену-наложницу, но та по своему положению занимала ступеньку ниже, и не могла требовать равноправия с законной женой-горожанкой...



Большая часть известных шумерских судебных документов было обнаружено при раскопках знаменитого «холма табличек» в Лагаше. По предположениям ученых именно здесь, находился судебный архив, где хранились протоколы судебных процессов. Таблички, содержащие судебные записи, располагаются в определенном, установленном обычаями порядке и строго систематизированы. К ним имеется подробная «картотека» - перечень всех документов, в соответствии с датами их написания.

Огромный вклад в расшифровку судебных документов из Лагаша внесли французские ученые – археологи. Ж.-В. Шейль и Шарль Виролло, которые в самом начале 20 века первыми скопировали, опубликовали и частично перевели тексты табличек из найденного архива. Позднее, уже в середине двадцатого века, немецкий ученый Адам Фалькенштейн опубликовал несколько десятков подробных переводов судебных протоколов и приговоров и во многом благодаря этим документам мы сегодня можем достаточно точно восстановить правовые процедуры в городах-государствах Шумера.

Запись судебных решений у самых древних секретарей носила название дитилла, что в буквальном переводе означает «окончательный приговор», «завершенный судебный процесс». Все правовое и законодательное регулирование в городах-государствах Шумера находилось в руках энзи – местных правителей этих городов. Они были верховными судьями, именно они должны были вершить справедливость и следить за выполнением законов.

На практике от имени энси праведный суд осуществляла специально назначенная для этого коллегия судей, которые принимали решения согласно установившимся традициям и действующим законам. Состав суда не был постоянным. Профессиональных судей не существовало, их назначали из представителей городской знати – храмовых чиновников, префектов, морских купцов, писарей, авгуров. Судебный процесс обычно вели три судьи, хотя в некоторых случаях их могло быть один или два. Количество судей определялось социальным статусом сторон, тяжестью дела и еще рядом причин. О способах и критериях назначения судей ничего не известно, не ясно также, на какой срок назначались судьи, и оплачивался ли их труд...



Судьба великих археологических открытий порой бывает очень интересна. В 1900г. экспедиция Пенсильванского университета обнаружила во время раскопок на месте древнего шумерского города Ниппура два сильно поврежденных фрагмента глиняной таблички с почти неразборчивым текстом. Среди других более ценных экспонатов они не привлекли особого внимания и были отправлены в Музей Древнего Востока, который находился в Стамбуле. Его хранитель Ф. Р. Краус, соединив части таблицы между собой, определил, что она содержит тексты древних законов. Краус занес артефакт в каталог Ниппурской коллекции и забыл о глиняной табличке на долгие пять десятилетий.

Лишь в 1952г. Самуэль Крамер, по подсказке все того же Крауса, вновь обратил внимание на эту таблицу, и его попытки расшифровать тексты частично увенчались успехом. Плохо сохранившаяся, вся покрытая трещинами таблица содержала копию правового кодекса основателя Третьей династии Урра, правившего в самом конце третьего тысячелетия. до н.э, - царя Ур-Намму.

В 1902г на весь мир прогремело открытие французского археолога М.Жаке, нашедшего во время раскопок в Сузах, плиту из черного диорита – более чем двухметровую стелу царя Хаммурапи с выбитым на ней сводом законов. Кодекс Ур-Намму был составлен на три с лишним столетия раньше. Таким образом, полуразрушенные таблички содержали текст самого раннего из дошедших до нас правовых кодексов.

Вполне вероятно, что первоначально он был высечен на каменной стеле, так же как и кодекс царя Хаммурапи. Но, ни она, ни даже ее современная или более поздняя копия не сохранились. Единственное, что имеется в распоряжении исследователей - это частично поврежденная глиняная табличка, поэтому восстановить полностью свод законов Ур-намму не представляется возможным. На сегодняшний день удалось расшифровать только 90 из 370 строк, из которых, по предположению ученых, состоит полный текст правового кодекса Ур-Намму.

В прологе к кодексу , говорится о том, что Ур-Намму, был избран богами в качестве их земного представителя, что бы установить торжество справедливости, искоренить беспорядок и беззаконие в Уре во имя благоденствия его жителей. Его законы были призваны защитить «сироту от произвола богача, вдову–от власть имущих, человека, имеющего один шекель, - от человека с одной миной (60 шекелей)».

Исследователи не пришли к единому мнению об общем количестве статей в кодексе Ур-Намму. С некоторой степенью вероятности удалось воссоздать текст только пяти из них, и то только с определенными допущениями. Фрагменты одного из законов говорят о возвращении раба хозяину, в другой статье рассматривается вопрос о вине колдовства. И лишь только три закона, впрочем, также сохранившиеся не полностью и с трудом поддающиеся расшифровке, представляют чрезвычайно интересный материал для исследования социальных и правовых отношений, сложившихся в шумерском обществе.

Они звучат примерно так:

  • «Если человек повредит орудием стопу другому человеку, он заплатит 10 шекелей серебром»
  • «Если человек перебьет кость другому человеку орудием, он платит одну мину серебром»
  • «Если человек повредит другому человеку лицо орудием, то он платит две трети мины серебра»...


Переход от охоты и сбора дикорастущих растений к земледелию и скотоводству, произошедший в эпоху неолита около 10 тысяч лет назад, ознаменовал коренные изменения в жизни человека. Он стал толчком для поистине революционных изменений в обществе. Занятие земледелием приводит к появлению первых оседлых поселений на Ближнем Востоке, а вместе с ними и первой собственности. Возникает необходимость в удостоверении прав на то, чем владеешь, клеймения своей собственности. Для этой цели и служили первые печати, появившиеся в Месопотамии. Печати могут послужить интересным объектом для исследований. Они наглядно демонстрируют изменение техники обработки различных материалов на Ближнем Востоке после переселением туда шумерских племен.

Материалы и техника обработки, применяемые Древними шумерами

Прежде всего, нужно отметить, что для обработки любого материала применяется минерал или камень, твердость которого не меньше, а еще лучше больше, чем обрабатываемый материал. Из таких минералов, обладающих достаточной твердостью для резки по камню, особо стоит отметить кварц. Существует два его основных вида. Первый вид - это макрокристаллические, прозрачные кварцы - аметист, горный хрусталь, розовый кварц. Горный хрусталь можно было найти в виде камней различного размера в Тигре и Евфрате, поэтому он был доступен и находил применение с древнейших времен. В Месопотамии был и свой розовый кварц, аметист приходилось завозить из Египта, Турции или Ирана.

Вторая разновидность кварца - халцедоны и различные микрокристаллические слоистые кварцы - агат, тигровый глаз, яшма, сердолик. Сюда же относится и кремень. Яшма встречалась в горах Загроса, а халцедоны, агат, сердолик доставляли из Индии и Ирана.

В технике вырезания печатей существовало три основных способа обработки материала. Первый – предварительная грубая обработка вращающимся точильным колесом. Затем сверление с помощью лучковой дрели. «Смычок» такой дрели двигался вперед и назад, в зависимости от этого сверло поворачивалось сначала в одну, потом в другую сторону. Резчик мог закрепить обрабатываемый образец и держать дрель вертикально, или держать сам образец и расположить дрель горизонтально. Третья техника – это окончательная ручная обработка. Резец удерживался непосредственно в руке или насаживался на рукоятку из дерева...



Сын продолжил дело отца, правив твердой рукой в течение 53 лет: с 605 до 562 года до нашей эры. На тот момент Вавилон насчитывал уже двести тысяч человек. Он воздвигал храмы, реставрировал древние постройки, строил каналы, дворцы. При нем была достроена южная часть города, построен первый мост из камня через Евфрат. Есть миф, что были проложены и туннели под рекой! Навуходоносор соорудил для своей несравненной жены Семирамиды висячие сады. При этом по воспоминаниям современников, Семирамида была одной из самых жестоких и похотливых женщин того времени. Но и самой красивой.

Именно при этом правителе Вавилон стал выглядеть так, как описывали его историки: четко проведенные в соответствии с геометрией улицы, ровная стена, окружившая город в виде правильного четырехугольника. Этот город до сих пор остается самым большим из известных в мире городов, окруженных стеной. Вдоль стены шел глубокий заполненный водой ров. Сама стена в ширину достигала почти тридцати метров!...

«Красива» была жертвенная овца, предназначенная для проведения обряда. Эпитетом «прекрасный» они могли наградить жреца, обладающего необходимыми ритуальными атрибутами и символом власти или предмет, изготовленный по древним обрядовым канонам. Прекрасным, обладающим высшей степенью красоты, у древних шумеров было то, что в наибольшей степени соответствует своей внутренней сущности и своему божественному предначертанию, а значит наиболее пригодно для выполнения определенной, возложенной на него функции – культовой, мемориальной.

Культовая функция объекта заключалась в участии в ритуальных обрядах, царских или церковных. Эти предметы обеспечивали знаковую связь с божествами и усопшими предками.

Если предмет участвует в текущей общественной жизни, подтверждает высокое социальное положение своего владельца, то он выполняет возложенную на него прагматическую функцию.

Сегодня считается, что Вавилония не была отдельной страной. Вавилон – это последний всплеск умирающего царства шумеров. Первым царем красивейшего и самого загадочного города, как считается, был великий Хаммурапи, который правил в 1792-1750 годах до нашей эры. Именно он жесткой рукой объединил разрозненную после очередных смут страну, он же возобновил торговлю, строительство, ужесточил законы, которые позволили продлить предсмертную агонию шумерской цивилизации.

Кодекс Хаммурапи содержал 282 статьи, в которых были и уголовные законы, и административные, и гражданские. Настоящая находка для наших юристов, увидевших, что в древности судили не по положению в обществе или богатству. Считалось, что свиток с законами Хаммурапи передал сам бог Солнца Сильного наказывали, если он обидел слабого. Процветала начальная форма вендетты: око за око. Все было просто и в то же время кроваво. Зато действенно. За грабеж казнили. Если грабитель перед этим проламывал стену в доме, то именно перед проломом его и зарывали, хорошо еще, что не заживо. За кражу детей убивали. Грабителей храмов и дворцов убивали. Перекупщиков убивали. Приютившего белого раба убивали. За прелюбодеяние топили обоих: изменщицу и то, с кем она изменила. Если жена убивала из-за другого мужчины супруга, ее сажали на кол. Если пришедший тушить пожар, что-то крал, его кидали в этот же огонь. Если сын поднимал руку на отца, ему отрезали обе верхние конечности. Если дом, который построил строитель, рухнул и убил домовладельца, строителя казнили. За неудачную операцию врачу отрубали кисти рук. Некоторые из административных статей кажутся очень удачными в свете существующего сегодня разгула коррупции и халатности чиновников, врачей и различных компаний...

|
шумеры, шумеры википедия
sag-gig-ga

Вымер

II тысячелетие до н. э.

Археологическая культура

Убейд, Урукская культура, Джемдет-Наср

Язык

Шумерский

Религия

Шумеро-аккадская мифология

Шуме́ры (шум. sag-gig-ga «черноголовые») - принятое в научной литературе обозначение древнего населения Южной Месопотамии, говорившего на шумерском языке; с шумерами обычно связывают возникновение цивилизации в долине Тигра и Евфрата - одной из первых цивилизаций в истории человечества. Происхождение этой группы населения и родственные связи шумерского языка являются частью крупной исторической проблемы, известной в научной литературе как «шумерская проблема».

  • 1 Название
  • 2 Происхождение
  • 3 Антропологический тип
  • 4 Язык и письменность
  • 5 История
  • 6 Культура
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Название

Этноним «шумеры» - научная абстракция, используемая для обозначения древнего не семитского населения Месопотамии, говорившего на известном языке. Сами «шумеры» отчетливо не отделяли себя от соседей, семитов-аккадцев: и те и другие имели единое самоназвание - «черноголовые» (шум. sag-gig-ga, аккад. șalmat qaqqadim). Название взято от имени страны из титула древних ассирийских царей «царь Шумера и Аккада». Поскольку семитоязычное население Месопотамии - аккадцы, вавилоняне и древние ассирийцы называли свой язык «аккадским», то другой, трудно дешифруемый язык ранние исследователи обозначили «шумерским», а его носителей - «шумерами».

Происхождение

Происхождение шумеров - одна из сложнейших научных проблем. основе своей «шумерский вопрос» был сформулирован в конце XIX в. Ф. Вайсбахом. Первоначально многие исследования были связаны с поиском «шумерской прародины». Это было обусловлено принятием в научной среде концепции об изначальном затоплении Южной Месопотамии водами Персидского залива и постепенного отступления моря вследствие проградации Тигро-Евфратской дельты. Поскольку такая модель отвергала существование какого-либо аборигенного населения в Шумере до определенного времени, то возникал вопрос об истоках шумерской цивилизации. Различные исследователи помещали «шумерскую прародину» в Аравии (У. К. Лофтус), Эламе (Г. Франкфорт, Э. Перкинс), связывали ее с Хараппской цивилизацией. После публикации в 1952 г. статьи геологов Дж. М. Лиса и Н. Л. Фолкена, доказывающей ничтожный эффект проградации, появилась отдельная ветвь дискуссий и исследований, прежде всего геологической направленности. ходе этих исследований было установлено, что Персидский залив сформировался относительно недавно (ориентировочно с VIII тыс. до н. э.), что его береговая линия постоянно колебалась, но в целом, никогда не затапливала весь юг Месопотамии, и что в убейдское время, которым датируются наиболее ранние находки в Шумере, уровень воды примерно соответствовал современному. Указания на то, что вследствие тяжелых климатических условий существование постоянного населения в Нижней Месопотамии невозможно без навыков ирригации (а такие навыки могли возникнуть лишь у достаточно развитых обществ), опровергаются этнографическими сведениям и данными о продуктивности ресурсов болот и тростниковых зарослей низовьев Тигра и Евфрата. Тем не менее, низкий уклон долины великих рек, приводивший к частым затоплениям, и высокий уровень подпочвенных вод - пока не позволили археологам обнаружить в Нижней Месопотамии слои, предшествующие убейдскому времени; возможное исключение - Телль эль-Уэйли - располагалось на возвышенности и на сегодняшний день является самым ранним памятником на территории Шумера. Находки из Телль эль-Уэйли свидетельствуют о связи обитателей этого памятника с Самаррской культурой и традициями докерамического неолита Сирии.

С середины XX в. исследования по шумерской проблеме окончательно ушли в область лингвистики. основе своей, эти работы занимались поиском генетических связей шумерского языка, который на сегодняшний день считается изолированным. Эти поиски осложняются двойным искажением языка: шумерская клинопись дешифрована через совершенно чуждый ей аккадский язык, а тот, в свою очередь - через другие неродственные ему языки, в том числе древнегреческий. Как следствие, было выдвинуто множество гипотез, связывающих шумерский со многими языками Евразии, но на сегодняшний день ни одна из указанных гипотез не является общепризнанной.

Сами шумеры в своих мифах называют прародиной человечества остров Дильмун, в описании которого присутствуют архетипичные черты золотого века и потерянного рая. Топоним «Дильмун» встречается и в текстах исторического времени и отождествляется с современным Бахрейном, однако месопотамские находки в Бахрейне моложе шумерских. С другой стороны, последние геологические и археологические исследования указывают на вероятность существования в плейстоценовую эпоху огромного оазиса, располагавшегося на месте Персидского залива до затопления последнего водами Индийского океана (так называемый Gulf Oasis), однако из-за недостатка материала проводить какие-либо надежные параллели пока не представляется возможным.

Антропологический тип

Антропологические особенности шумеров - предмет дискуссий; такая ситуация обусловлена двумя факторами: 1) малочисленностью и плохой сохранностью антропологического материала, 2) длительным сосуществованием шумеров с представителями других групп населения, «этническая» смешанность погребений, трудность установления «этнической» принадлежности костяков. целом, исследователи относят древнее население Южной Месопотамии к средиземноморскому типу европеоидной расы. Это люди со смуглой кожей, темными глазами, прямым носом, темными прямыми или курчавыми волосами; такой облик имеет и население современного Южного Ирака. Вместе с тем, исследователями была предпринята попытка выявления собственно «шумерских» черт. частности, А. Мортгат предположил различия в черепном указателе между шумерами и семитами/аккадцами; характерной особенностью первых он считал долихокефалию, а вторых - брахикефалию. Г. Фрэнкфорт предпринял попытку установления антропологического типа шумеров по древним изображениям; согласно его исследованиями, шумеры, напротив, были короткоголовыми. Последующие исследователи скептически отнеслись к тезису Г. Френкфорта, указав на искаженность, нерепрезентативность данных изображений для антропологических исследований.

Язык и письменность

Основная статья: Шумерский язык

Шумерский язык - агглютинативный, формы и производные слова в нём образуются путем присоединения однозначных аффиксов (в отличие от флективных языков, таких как русский, где аффиксы как правило многозначны). Агглютинация характерна для уральских, алтайских, филиппинских, дравидских языков, языка басков, некоторых индейских народов и др. С точки зрения стратегии кодирования глагольных актантов шумерский является эргативным языком, то есть в его грамматике доминирует не противопоставление субъекта и объекта, проводимое в языках номинативного строя, а противопоставление агенса (производителя действия) и пациенса (носителя действия). Такая особенность характерна для языков кавказских народов, бурушаски, басков, папуасских, австралийских, чукотско-камчатских, эскимосско-алеутских, индейских языков. Фонология реконструируется в самых общих чертах. Имя делилось на классы, имело категории числа (1 единственное и 6 множественных), падежа (всего 9) и притяжательности. Глагол обладал категориями лица, числа, класса, вида, наклонения и ориентации. Имелось 12 наклонений. Обычный порядок слов в шумерском - SOV (подлежащее - дополнение - сказуемое). Известно о существовании двух диалектов: эме-гир и эме-саль

Шумерская письменность претерпела эволюцию от полупиктографического письма, восходящего, согласно Д. Шмандт-Бессера, к знакам учета (известным на Ближнем Востоке еще с IX тыс. до н. э.) до относительно упорядоченной клинописи. После исчезновения шумерского из повседневного общения, он еще долго использовался как язык богослужений и науки.

История

Современные исследователи не видят препятствий для существования населения в Нижней Месопотамии в доубейдскую эпоху (то есть до VI-V тыс. до н. э.); однако установить были ли среди этого населения предки шумеров пока не представляется возможным. Приблизительно с VI тыс. фиксируются следы колонизации региона пришельцами из Центральной и Верхней Месопотамии, возможно Элама и Восточного Средиземноморья. О связях с тем или иным регионом свидетельствуют особенности архитектуры, характер керамики и некоторые другие черты. По всей видимости, главную роль играли выходцы с севера (представители самаррской и халафской культур), обладавшие навыками ирригации, монументального строительства, специализации ремесел, хозяйственного учета и т. д. Нижней Месопотамии они основывали автономные колонии (как Телль эль-Уэйли), жившие за счет ирригации и ресурсов окрестных рек и болот. Со временем некоторые колонии превратились в крупные центры, протогорода (самый яркий пример - Эреду, населенный непрерывно от фазы Убейд 1 вплоть до исторического времени). Не исключено, что ранние контакты с северными колонистами привели к заимствованию шумерами ряда «культурных терминов» (так называемый «протоевфратский субстрат»); нешумерскую этимологию имеют и названия некоторых известных городов Нижней Месопотамии - Ларсы, Вавилона и др.

В убейдское время (ориентировочно V - начало IV тыс. до н. э.) фиксируется экономический подъем Нижней Месопотамии. При использовании ирригации местный аллювий отличается особым плодородием; обилие сельскохозяйственной продукции приводит к быстрому росту населения, накоплению излишков, углублению социальной дифференциации. Навыки ранних земледельцев Северной Месопотамии - монументальное строительство, межрегиональный обмен, хозяйственный учет, разделение труда, обработка металла и т. д. бурно развиваются и на юге. итоге, к концу убейдского времени в Нижней Месопотамии появляются первые храмы (в Эреду, Уруке), формируются протогорода, первые ирригационные сети, первые номы и т. д. Этнический состав Нижней Месопотамии убейдского времени неясен, однако предки шумеров могли быть в числе местного населения. Так или иначе, очевидная преемственность материальной культуры этого времени с последующими «шумерскими» эпохами позволяет некоторым исследователям называть культуру убейдской Южной Месопотамии «протошумерской».

Дальнейший прогресс наблюдается в эпоху Урук (вторая половина IV тыс. до н. э.). Подавляющее большинство исследователей принимает тезис о наличии или преобладании в это время шумеского населения в Нижней Месопотамии. Урук - культура бронзового века, сменившая халколитический убейд. Расширение ирригационных сетей, развитие специализации производства, бурный рост протогородов на фоне углубления социальной дифференциации могли быть причинами такого явления как шумерская колонизация. Шумерские колонии представляли собой хорошо укрепленные крепости с продуманной планировкой (примеры - памятники Хабуба Кабира, Джебель Аруда и др.), создававшиеся в стратегически важных местах (у переправ, на торговых путях и т. д.). Основным объектом колонизации была Северная Месопотамия, где южное влияние стало сильным еще убейдское время (так называемый «северный убейд»). коренной зоне шумерской цивилизации закладываются основы государственности. конце урукского времени, в период Джемдет Наср (кон. IV - нач. III тыс. до н. э.; часто его выделяют в отдельный период) появляются изображения правителей, царей-жрецов, уже существует полупиктографическая письменность, формируются города-государства, сложная храмовая администрация, ведется монументальное строительство, совершаются грабительские походы в соседние страны. Таким образом, к началу III тыс. до н. э. сформировались основы шумерской цивилизации.

Последующий период Ранних династий (ориентировочно XXVIII - XXIV вв. до н. э.) - время расцвета шумерской цивилизации. то время последняя охватывала территории Нижней Месопотамии - области Ки-Энги (шум. ki-en-ĝir, собственно Шумер) и Ки-Ури (впоследствии - Аккад). ПО неизвестным причинам урукская колонизация ко времени РД прекратилась и пребывание шумерского населения в центрах севернее Ки-Ури - предмет дискуссий. Раннединастическую эпоху Нижняя Месопотамия представляла собой конгломерат непрерывно воюющих между собой городов-государств или номов. Важнейшими центрами Шумера (Ки-Энги) были Ур и Урук, в Ки-Ури - Киш. Особое место занимал обширный ном Лагаш, первоначально по-видимому находившийся под гегемонией Киша. конце Раннединастического периода подавляющее большинство номов Шумера и Ки-Ури оказалась объединенной под властью Лугальзагеси. Однако аккадское восстание положило конец этой конфедерации.

С древних времен по соседству с шумерами обитали восточные семиты. Обстоятельства и время появления их в Нижней Месопотамии остаются предметом дискуссий и доподлинно неизвестно. Восточные семиты составляли меньшинство в Шумере (Ки-Энги), но в области Ки-Ури их доля была значительной. XXIV в. до н. э. в Ки-Ури возникло Аккадское царство, правители и язык которого был семитским. Аккадцы (так с этого времени принято называть восточных семитов) смогли установить контроль над городами-государствами Шумера. Подавление восстаний и террор аккадских царей приводит к спаду культуры в Шумере. XXII в. до н. э. земли Шумера и Аккада были объединены под властью III династии Ура, цари которой всячески покровительствовали шумерской культуре. Несмотря на видимое «шумерское возрождение», в это время отмечается пик семитизации населения Ки-Енгир: аккадский стремительно вытесняет шумерский из разговорной речи.

После крушения державы III династии Ура, земли Шумера и Аккада попадают под власть амореев. Впоследствии эта территория была подчинена вавилонскими царями. Во II тыс. до н. э. в результате смешения шумеров с аккадцами и некоторыми другими этническими группами сформировалась народность вавилонян.

Культура

Основная статья: Шумер

Культура шумеров стала фундаментом развития культуры многих народов Ближнего Востока.

Примечания

  1. В. И. Уколова, Л. П. Маринович. История Древнего Мира издательство = «Просвещение». - 2009. - С. 301. - ISBN 978-5-09-021721-7.

Литература

  • История Древнего Востока. Зарождение классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации / Под ред. И. М. Дьяконова. - М.: Наука, 1983. - Т. 1. Месопотамия.
  • Крамер, Самюэль. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2010.

Ссылки

  • Владимир Емельянов. Проблема происхождения шумерской цивилизации (видео) // ПостНаука

шумеры, шумеры - потрясающе, шумеры ассирия фото, шумеры википедия, шумеры животные, шумеры живые убитые, шумеры захарий ситчин, шумеры и евреи, шумеры инопланетяне, шумеры магия вуду варлок

Шумеры Информацию О

© 2024 Строительный портал - PvaStudio