Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Особая экономическая зона. Особые экономические зоны: общая характеристика

Одним из эффективных современных макроэкономических инструментов привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику, повышения ее конкурентоспособности служит создание особых (свободных) экономических зон как приоритетное направление развития многих развитых стран. Кроме того, ОЭЗ является одним из механизмов взаимодействия властных структур и бизнеса, который позволяет при разделении рисков между партнерами реализовать социально-значимые проекты.2

Рассмотрим различные подходы к пониманию особых экономических зон, предлагаемые учеными и исследователями.

Прообразом института особых экономических зон являлись свободные экономические зоны (СЭЗ).

Согласно документам Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.)свободная зона - это часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности»), вследствие чего не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.

Т.П. Данько и Э.М. Окрут в своей книге «Свободные экономические зоны» утверждают, что «свободные экономические зоны – это суверенная территория государства, являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны, где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузному расширению ее границ».3

В современных теоретических работах экономистов и правоведов, изучающих данную экономическую категорию, свободные экономические зоны представляют собой инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы или как уникальная форма государственно-частного партнерства. При этом свободная зона - это не только и не столько обособленная географическая территория, но скорее часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов для бизнеса, не используемая в других его частях.

После принятия в нашей стране Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ«Об особых экономических зонах в РФ» в законодательных актах мы встречаем понятие «особые экономические зоны». Как утверждает В.Г. Вишняков, замена слов «свободная» на «особая», пишет о том, что такая позиция законодателя выражается в усилении государственного контроля над внешнеэкономической деятельностью ОЭЗ с целью недопущения их превращения в оффшорные зоны.4

Федеральный закон № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» закрепляет понятие «особая экономическая зона»как «определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности». Данное определение не полностью раскрывает сущность и значение ОЭЗ и обуславливает различные подходы к пониманию и трактовке исследуемой экономической категории.

С.Н Шевцова утверждает, что особая экономическая зона выступает элементом национальной и региональной социально-экономической системы, имеющей определенную целостность и специфические задачи (снижение транзакционных издержек, торговых и административных барьеров, создание благоприятной среды для инвестиций) для решения которых установлен особый хозяйственный режим, распространяющийся на резидентов ОЭЗ.5

2Рагулина Ю.В., Бутова Т.В. Организация взаимодействия властных структур и бизнеса. – М.: КноРус, 2014

3Данько Т.П., Окрут Э.М. Свободные экономические зоны. - М.: Инфра-М, 1998.

4Вишняков В.Г.Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2003. No1. С 18-28

Е.Е. Серебрякова в своем подходе уделяет внимание участникам ОЭЗ и определяет ее «как специальный режим осуществления деятельности, применяющийся в отношении физических и юридических лиц, зарегистрированных в качестве резидентов ОЭЗ и осуществляющие деятельность на определенной части территории Российской Федерации, установленной Правительством РФ».6

Однако данное определение отождествляет особую экономическую зону, прежде всего, с особым режимом, а не с территорией, на которой распространяются различного рода преференции.

Достаточно широко раскрывает исследуемое понятие М.В. Батыров:«ОЭЗ –это обособленная территория страны, на которой устанавливается специальный административный, налоговый и таможенный режим, а также особый режим осуществления предпринимательской деятельности, предусматривающий специфические правовые, экономические и организационные отношения государства и бизнеса в целях обеспечения государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии, занятости населения».7

Территория ОЭЗ –это территория не только в географическом, политическом или экономическом смысле, а часть экономического пространства, для которого характерно применение особого правового режима, регулирующего предпринимательскую деятельность.

Существенным признаком исследуемого понятия является особый правовой режим осуществления деятельности в ОЭЗ. Данный правовой режим и образует сущностный элемент функционирования ОЭЗ, он не делает акцент на государственном, политическом, административном аспекте, а, наоборот, проявляется в функциональном, организационном, узкоспециализированном назначении, выступающем ее главным признаком.

Таким образом, особую экономическую зону можно определить как часть экономического пространства на определенной территории государства, для которого характерно применение особого режима, выражающегося в предоставлении резидентам ОЭЗ при осуществлении ими хозяйственной деятельности разнообразных преимуществ, реализующихся в виде льгот и стимулов (налоговые преференции, особый административный режим, пониженный уровень страховых взносов во внебюджетные фонды, финансовые льготы, государственные гарантии и т.д.), создающих наиболее благоприятный климат для ведения бизнеса и привлечения капитала.

5Шевцова С.Н.Управление особой экономической зоной как инструментом повышения региональной социально-экономической способности: автореферат дис. ... канд. эконом. наук. Белгород, 2012. С.7

6Серебрякова Е.Е. Технико-внедренческие особые экономические зоны: правовые аспекты создания и функционирования:дис. ... канд. юрид. наук СПб, 2011. С 48-49.

7Батыров М.В. Административно-правовые основы функционирования особых экономических зон в Российской Федерации: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С 7

Список литературы

1. Батыров М.В. Административно-правовые основы функционирования особых экономических зон в Российской Федерации: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С 7

2. Вишняков В.Г.Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2003. No1. С 18-28

3. Данько Т.П., Окрут Э.М. Свободные экономические зоны. - М.: Инфра-М, 1998

4. Особые экономические зоны в Росcии: Правовое регули-рование / А.В. Пушкин, И.Г. Богданов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. - 228 c.

5. Рагулина Ю.В., Бутова Т.В. Организация взаимодействия властных структур и бизнеса. – М.: КноРус, 2014

6. Серебрякова Е.Е.Технико-внедренческие особые экономические зоны: правовые аспекты создания и функционирования:дис. ... канд. юрид. наук СПб, 2011. С 48-49.

8. Шевцова С.Н. Управление особой экономической зоной как инструментом повышения региональной социально-экономической способности: автореферат дис. ... канд. эконом.наук. Белгород, 2012. С.7

К территориям с особым экономическим статусом относятся:

  • Свободные экономические зоны; (см. Лекция №2)

· Особые экономические зоны , которые создаются с целью обеспечения диверсификации экономики и государственной поддержке инновационной деятельности посредством развития перерабатывающего производства и наукоемких производств, коммерциализации научных разработок, конкурентоспособных как на внутреннем рынке Российской Федерации, так и на мировых рынках. Под особой экономической зоной предлагается понимать часть территории Российской Федерации, в пределах которой в соответствии с Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации устанавливается особый режим ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также создается режим свободной таможенной зоны.

Выделяют следующие типы особых экономических зон.

Проект федерального закона предусматривает создание двух типов ОЭЗ :
промышленно-производственные;
технико-внедренческие.

При создании ОЭЗ должен соблюдаться принцип ограниченности их территории. Ограниченность территории ОЭЗ обусловливается, во-первых, необходимостью значительной концентрации затрат на обустройство инфраструктуры, предшествующее началу функционирования ОЭЗ, во-вторых, чрезмерно большие размеры территорий ОЭЗ привели бы к снижению концентрации инвестиционных, трудовых и иных ресурсов.
Предусматривается создание промышленно- производственных зон на территории с площадью не более 10 кв. км, технико-внедренческих - на территории с площадью не более 1 кв. км. При этом территории ОЭЗ не должны совпадать с территориями каких-либо административно-территориальных образований. В тоже время ОЭЗ могут размещаться одновременно на территориях нескольких таких образований, в том числе, двух или более субъектов Российской Федерации.
Предусматривается особенность создания технико-внедренческих зон, связанная с формированием их на отдельных участках территорий либо на участках территорий промышленно - производственных зон или участках территорий, сопряженных с территориями, занимаемыми высшими учебными заведениями, ведущими подготовку специалистов в области технических, точных или естественных наук, и (или) научно-исследовательскими институтами аналогичного профиля.
Например, объявлено о создании технико-внедренческой зоны на базе новосибирского Академгородка. Планируется, что резиденты технико-внедренческой центра получат ряд льгот, и итогом их работы должно стать создание в течение 2-3 лет до 500 новых малых и средних фирм с объемом производства 3-4 млрд дол в год. В Нижегородской области планируется создать особую внедренческую зону на базе существующих технопарков.

· оффшорные зоны; Из мировой практики известно, что данная форма используется для привлечения финансового капитала, как правило, островными государствами или на островах и особой юрисдикцией. Регистрируемые в оффшорных зонах фирмы свою основную деятельность в большинстве случаев осуществляют в других регионах. Главным экономическим стимулом оффшоров являются низкие налоги. В России единственная оффшорная зона, созданная по специальному ФЗ в 1996 г – Ингушетия.

· Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО ) – особая форма территориальной организации, регулируемая Законом РФ, действует в городах и поселках оборонного и атомно-промышленного профиля (в них находятся объекты Министерства обороны и Министерства по атомной энергетике). Особый режим ЗАТО соединяет требования секретности (закрытости), финансирования их деятельности и социальной поддержки проживающего населения.

ЗАТО имеет орган местного самоуправления и считается самостоятельной административно-территориальной единицей, причем его границы могут и не совпадать с границами краев, областей, районов. Ряд функций ЗАТО исключен из ведения субъектов РФ и передан непосредственно федеральному центру.

· Наукограды – эта форма территориальной организации в России совсем недавно приобрела правовой статус (соответствующий ФЗ вступил в силу в апреле 1999).

Наукоград – муниципальное образование с градообразующим научно-производственнм комплексом, который объединяет организации, ведущие научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием для разработки и утверждения федеральной целевой программы развития наукограда. В соответствии с утвержденной программой осуществляется государственная поддержка наукограда.

В настоящее время в число наукоградов России включают 65 городских и сельских поселений с высокой концентрацией научного потенциала, в которых проживает более 3 млн. чел. Они расположены на территориях 20 субъектов Российской Федерации, в том числе в Московской области находится 28 наукоградов, в Свердловской и Челябинской - по 4, в Нижегородской и Новосибирской - по 3, Тверской, Ярославской, Ленинградской и Красноярском крае - по 2, в 12 субъектах Российской Федерации (Томская, Владимирская, Ульяновская, Пензенская, Калужская и др.) - по 1; 13 наукоградов являются закрытыми административно-территориальными образованиями.

По характеру и профилю научных комплексов наукограды подразделяются на монопрофильные, моноориентированные и комплексные. Типичный пример монопрофильного наукограда - Оболенск, социально и инфраструктурно обеспечивающий один Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт прикладной микробиологии. К этому же типу можно отнести Протвино, Кольцово, Краснознаменск, Белоозерский, Менделеево, Снежинск, Реутов. Моноориентированные наукограды имеют несколько градообразующих предприятий одной сферы научно-технической деятельности. Это, например, Жуковский, в котором расположены крупнейшие исследовательские и испытательные комплексы авиационного профиля; Черноголовка - научный центр Российской академии наук с исследовательскими институтами и лабораториями в области химической физики; моно ориентированными являются также Королев, Юбилейный, Краснообск, Трехгорный.

Наиболее характерный пример комплексного наукограда - Дубна, где, кроме Объединенного института ядерных исследований, имеются научные, конструкторские и научно-производственные центры авиакосмического, приборостроительного, судостроительного профиля, международный университет. К этому же типу относятся Климовск, Железнодорожный, Долгопрудный. Крупным комплексным наукоградом, несомненно, является Обнинск.

  • Особые зоны рекреационного и туристского бизнеса
  • Особые зоны игорного и игрового бизнеса.

Лекция №9.

Тема: Экономический механизм регулирования территориального и регионального развития.

Вопросы лекции:

Если состояние экономики государства оставляет желать лучшего и является абсолютно непривлекательным для зарубежных инвесторов, то одним из выходов из сложившейся ситуации являются особые зоны, организованные на территории страны. В рамках этих отдельно взятых территорий возможно проведение абсолютно иной промышленной, инвестиционной, фискальной и тарифной политики.

Что такое особые экономические зоны России? Зачем они создаются? Чем привлекательны такие места для инвесторов и какую выгоду несут государству? На эти и другие вопросы попробуем ответить в рамках этой статьи.

Особые зоны

Передовой опыт создания подобных территорий принадлежит, несомненно, европейским странам. Тем не менее Россия тоже имеет в этой сфере довольно серьезный потенциал. На сегодняшний день на территории страны зарегистрировано более двух десятков ОЭЗ.Основные особые экономические зоны России можно разделить на несколько видов:

  • промышленные;
  • туристические;
  • логистические;
  • технологические.

Чуть позже мы поговорим более подробно о видах ОЭЗ. А сейчас расскажем об их местоположении. К особым экономзонам России относятся территории в Карачаево-Черкессии, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Дагестане. Сюда же входит и Калининградская область. К вновь создаваемым можно отнести Крымский полуостров.

Основные понятия

В этой сфере довольно запутанная терминология. Давайте в ней немного разберемся. Наверняка вы не раз слышали такие выражения:

  • особая экономическая зона;
  • свободная экономическая территория;
  • зона ;
  • специальная экономическая зона.

Как же разобраться, что они все означают? Сложного тут ничего нет. Все вышеперечисленное — разные названия одного явления. Исключение тут может составлять разве что понятие также означает свободную территорию, но гораздо меньших размеров. Обычно зоной свободной торговли именуют физически обособленную территорию в морских или воздушных портах, где полностью отсутствует таможенный сбор. Классический пример — Duty Free.

Цели и условия создания ОЭЗ

Особые экономические зоны России — это целые территории (районы, области, республики), которые обладают особым юридическим статусом. Там действуют свои, льготные экономические условия. Как правило, они чрезвычайно выгодны для отечественных или иностранных инвесторов. Все юрлица, ведущие хозяйственную деятельность на территории ОЭЗ, именуются ее резидентами.

Для создания ОЭЗ необходимо наличие некоторых условий:

  • удачное географическое расположение территории;
  • наличие свободных площадей для развития;
  • развитая инфраструктура;
  • привлечение кадровых ресурсов с достаточной квалификацией;
  • возможность развития межрегиональных и международных связей;
  • существование исторически сложившихся видов деятельности.

Зачем нужны особые зоны

Все особые экономические зоны России призваны решать стратегические задачи. Создание таких территорий способствует как развитию страны в целом, так и улучшению жизни в отдельных ее регионах.С организацией ОЭЗ государство решает такие задачи:

  • создание большого числа новых рабочих мест для граждан, имеющих достаточную квалификацию;
  • привлечение в страну иностранных капиталов;
  • стимулирование отечественных производителей инвестировать средства в передовые технологии, производство, инфраструктуру;
  • удержание интеллектуального потенциала на территории страны;
  • развитие и поддержка отечественного производителя.

Резиденты, участвующие в развитии особых экономзон, также имеют свои преимущества:

  • используют льготное налогообложение для снижения административных и производственных расходов;
  • экономя на различных пошлинах, арендных ставках и прочих платежах, создают более конкурентоспособный продукт;
  • имеют возможность привлекать квалифицированный персонал;
  • увеличивают свою доходную часть за счет минимизации собственных затрат.

Кроме того, строительство инфраструктуры в ОЭЗ государство проводит чаще всего за счет собственных средств. Это также снижает нагрузку на резидентов.

В чем заключается суть ОЭЗ?

Как вы уже поняли, все особые экономические зоны России (список их довольно велик) помогают развивать или осваивать новые территории и отрасли хозяйствования. Особый режим создается для предпринимателей с той целью, чтобы они могли в короткие сроки перенастроить свой бизнес под новые условия. Классический пример — Крым. Это абсолютно новая территория, весь бизнес на которой долгое время был адаптирован под законы Украины. Теперь же предпринимателям нужно время и льготы, чтобы переориентировать его. Поэтому государство снижает налоги, упрощает систему таможенных пошлин, адаптирует систему страхования и упрощает регистрацию. То же самое происходит и в других регионах.

Льготы

Для резидентов ОЭЗ существуют льготные экономические условия. Например, такие:

  • привилегии в сфере торговли — отсутствие пошлин на импортное сырье или запчасти, если они нужны для производства конечного продукта, а не для перепродажи;
  • инвестиционные льготы и послабления в сфере налогообложения — сниженные ставки налогов или их полное отсутствие, снижение валютного контроля;
  • незначительные ограничения или их полное отсутствие на владение производственными фондами для иностранцев;
  • упрощенные стандарты на оборудование рабочего места, заработную плату, вопросы безопасности и так далее;
  • доступные по цене здания и земельные участки — возможность обустроить склады и производственные помещения на условиях минимальной цены аренды;
  • доступные и недорогие услуги и инфраструктура — субсидии на коммунальные услуги, дешевые газ, вода, электроэнергия, отремонтированные дороги, обеспечение транспортными услугами;
  • сниженные стандарты загрязнения окружающей среды, ее охраны;
  • наличие большого количества дешевой рабочей силы, отсутствие профсоюзов и других организаций трудящихся;
  • открытый доступ к рынкам сбыта - как внутренним, так и внешним;
  • долгосрочное отсутствие налога на прибыль;
  • проведение таможенных процедур прямо на территории предприятия или ускоренное получение разрешений и др.

Виды особых экономических зон

Как мы уже говорили, все зоны с особыми экономическими условиями можно условно разделить на такие виды:


«Алабуга»

Теперь давайте немного подробнее остановимся на некоторых ОЭЗ России. Начнем, пожалуй, с ОЭЗ ППТ «Алабуга». Эта промышленно-производственная зона расположена в Республике Татарстан, недалеко от города Елабуги, всего в 25 км от Набережных Челнов.

Специализация тут довольно разнообразна:

  • производство автобусов и автомобильных компонентов;
  • изготовление бытовой техники;
  • изготовление мебели;
  • высокотехнологичное химпроизводство;
  • авиационное строительство.

На этой территории зарегистрировано 42 резидента, а всего занято более 4,5 тысячи человек. Площадь зоны — 20 квадратных километров.

Для того чтобы стать резидентом этого комплекса, нужно:

  • зарегистрировать свою фирму на территории Елабужского муниципалитета;
  • подписать договор с руководством ОЭЗ, взяв на себя обязательства внести в свои фонды инвестиции в размере не менее 1 млн евро на протяжение первого года и общие инвестиции за весь период действия договора — не меньше 10 млн евро.

Предприниматели, ставшие резидентами экономической зоны «Алабуга», могут рассчитывать на такие преференции:


ОЭЗ «Дубна»

Это технико-внедренческая зона, созданная в 2005 году на основании Постановления правительства РФ № 781.

Территория ОЭЗ «Дубна» имеет площадь около 200 гектаров и разделена на три участка:

  • городок программистов;
  • площадка нанотехнологий;
  • участок ядерно-физических технологий.

Приоритетными направлениями этой ОЭЗ являются:

  • проектирование сложных техсистем;
  • биотехнологии;
  • сложные медицинские технологии;
  • информационные технологии;
  • ядерно-физические и нанотехнологии.

Резидентами этой зоны могут стать как ИП, так и коммерческие организации. Исключение составляют лишь унитарные предприятия и иностранные фирмы. Чтобы стать резидентом ОЭЗ «Дубна», нужно зарегистрировать предприятие на территории муниципалитета и заключить с органами управления договор о проведении внедренческой деятельности.

Резиденты этой особой экономической зоны также могут рассчитывать на привилегированные условия в сфере налогообложения и другие виды поддержки. могут быть такими:

  • отсутствие НДС при вывозе товаров за рубеж;
  • нулевая ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет до 01.01.2018;
  • 13,5 % — налог на прибыль, подлежащий зачислению в местный бюджет;
  • 14 % — платежи во внебюджетные фонды;
  • 0 % — ставка земельного налога сроком на 5 лет, имущественного налога — на 10 лет, транспортного налога — на 5 лет.

Также резидентам полагаются другие преференции:

  • льготная аренда помещений и земельных участков;
  • бесплатное подключение к инженерным сетям и коммуникациям;
  • ускоренное оформление документов на земельные участки;
  • свободная таможенная зона;
  • высокоскоростные системы передачи данных.

Также резидентам предлагаются условия свободной таможенной зоны, при которых не уплачивается ввозная пошлина на иностранные товары и НДС при вывозе российских.

«Алтайская долина»

ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина» — это туристическо-рекреационная территория. Была создана в феврале 2007 года на основании Постановления правительства РФ № 67. Привилегированное положение предусмотрено на 49 лет.

Эта зона расположена в 12 км от города Горно-Алтайска, центра Республики Алтай. Здесь обеспечены новыми рабочими местами около 2,5 тысячи человек. Территория предлагает уникальные возможности для своих резидентов. Сотрудничество построено на принципах государственного и частного партнерства. Это означает, что создание всей необходимой инфраструктуры финансируется за счет бюджетных средств, а создание туристических объектов — доля частных инвестиций.

Государство гарантирует значительные административные преимущества:

  • невмешательство в реализацию инвестпроектов;
  • упрощенный формат проверок;
  • режим «одного окна»;
  • оформление аренды на земельные участки с урегулированным правовым статусом.

Инвесторов ждут также и налоговые льготы:

  • 0 % — ставка налога на имущество, а также земельного сбора на протяжении 5 лет;
  • плата за аренду земельных участков — не более 2 % от их кадастровой стоимости;
  • понижение ставки транспортного налога;
  • снижение налога на прибыль до 15,5 %.

«Бирюзовая Катунь»

ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» — еще одна рекреационная и туристическая зона. Она имеет самую большую площадь среди всех существующих — 3326 гектаров. «Бирюзовая Катунь» позиционируется как первая и наиболее крупная зона природного и экстремального горного туризма, разделенная на две части. Первая — для молодежи. Тут присутствуют центры горнолыжников, скалолазов, рафтеров, трекеров, молодежный отель и другая адаптированная инфраструктура. Вторая — для состоятельных туристов. Тут комфортабельные и дорогие гостиницы и другие удобства.

Эта экономическая зона, по сути, только начинает свое развитие, но уже имеет значительное количество инвесторов, готовых вкладывать деньги на привлекательных условиях. Ведь резидентам тут также предлагаются льготы и преференции.

«Титановая долина»

ОЭЗ «Титановая долина», создаваемая в Свердловской области, также довольно уникальна. Направление деятельности ОЭЗ — титановая промышленность, эксклюзивная на территории РФ. Здесь предоставляются существенные льготы предприятиям, ориентированным на выпуск и высокотехнологичную переработку продукции мирового уровня. Приоритетными отраслями тут считаются переработка титана и производство изделий из него, изготовление оборудования для металлургических комплексов и машиностроения, производство стройматериалов.

«Ульяновск»

ОЭЗ ПТ «Ульяновск» также ориентирована на машино- и приборостроение. Тут в чести такие виды деятельности:

  • приборостроение, производство электроники;
  • авиастроение;
  • техническое обслуживание самолетов;
  • производство электрооборудования;
  • изготовление композиционных материалов;
  • прочие отрасли машиностроения.

В заключение хотелось бы сказать и о предпринимателях-нерезидентах, ведущих свою деятельность на территории той или иной ОЭЗ. Чаще всего они также имеют возможность рассчитывать на часть преференций, предусмотренных для резидентов, поскольку условия их деятельности должны оговариваться с руководством ОЭЗ.

Например, в такой экономической зоне, как Калининградская область, пониженный налог на прибыль распространяется абсолютно на все предприятия, независимо от типа хозяйственной деятельности и группы товаров. Именно поэтому открытие бизнеса является наиболее интересным на территории ОЭЗ. Конечно, если речь идет о заработке.

"Финансовая газета", 2008, N 32

В настоящее время основным законодательным актом, регулирующим порядок создания и функционирования особых экономических зон, является Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 30.10.2007), в соответствии со ст. 2 которого под особой экономической зоной (далее - ОЭЗ) следует понимать часть территории Российской Федерации, определяемой Правительством Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

На территории Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ следующих типов: промышленно-производственные ОЭЗ; технико-внедренческие ОЭЗ.

Создаются ОЭЗ в целях развития регионов, привлечения в страну иностранного капитала, увеличения объема экспорта, активизации внешнеторговой деятельности и т.п. Для достижения этих целей государство, как правило, использует таможенные и налоговые льготы для резидентов ОЭЗ.

Статьей 37 Закона N 116-ФЗ предусмотрен таможенный режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Другими словами, режим свободной таможенной зоны ориентирован на экспортные производства, что позволяет завозить комплектующие и сырье из-за рубежа без уплаты НДС и таможенных пошлин, а после их переработки вывозить в пределах Российской Федерации в режиме экспорта, т.е. с уплатой НДС и ставки экспортной пошлины, либо за пределы Российской Федерации, но без уплаты НДС и таможенных пошлин.

В соответствии со ст. 36 Закона N 116-ФЗ налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, но имеет некоторые особенности.

По ЕСН ст. 241 НК РФ для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой ОЭЗ и производящих выплаты работающим на территории этой зоны физическим лицам, установлены ставки ЕСН. Причем данные ставки установлены только в части зачисления в федеральный бюджет, а именно при налоговой базе на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года:

до 280 000 руб. - 14%;

от 280 001 руб. до 600 000 руб. - 39 200 руб. + 5,6% с суммы, превышающей 280 000 руб.;

свыше 600 000 руб. - 57 120 руб. + 2% с суммы, превышающей 600 000 руб.

По налогу на прибыль предусмотрены следующие льготы:

  1. Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ для резидентов ОЭЗ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет, но не ниже 13,5%. Ставка может устанавливаться только в отношении прибыли от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и применяться резидентом ОЭЗ при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по этой деятельности от остальных доходов и расходов.
  2. В соответствии со ст. 259 НК РФ организации - резиденты промышленно-производственных ОЭЗ вправе в отношении собственных основных средств применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2.
  3. Абзацем 4 п. 2 ст. 262 НК РФ установлено, что расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата), произведенные налогоплательщиками-организациями, зарегистрированными и работающими на территориях ОЭЗ, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Следовательно, во всех ОЭЗ налогоплательщики могут учитывать расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки при исчислении налога на прибыль в размере фактических затрат независимо от результата (положительного или отрицательного) исследований.

  1. Для резидентов промышленно-производственных ОЭЗ отменяются ограничения по размеру при переносе на текущий налоговой период убытка прошлого периода согласно абз. 4 п. 2 ст. 283 НК РФ. Такое ограничение установлено абз. 2 п. 2 ст. 283 НК РФ: "Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток".

Таким образом, данные налогоплательщики могут перенести убыток предыдущего налогового периода на текущий год в полном объеме.

НК РФ предусмотрена льгота по налогу на имущество организаций - резидентов ОЭЗ. Согласно п. 17 ст. 381 НК РФ при расчете налога на имущество организации - резиденты ОЭЗ не учитывают стоимость основных средств, которые числятся у них на балансе.

Такая льгота действует в течение пяти лет с момента постановки основного средства на учет при выполнении трех условий:

основные средства были созданы или приобретены в целях ведения деятельности в ОЭЗ;

указанное имущество находится на территории ОЭЗ;

основные средства должны использоваться на территории ОЭЗ в рамках соглашений о создании особой экономической зоны.

Организации - резиденты ОЭЗ освобождаются от налогообложения земельным налогом в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ).

Здесь следует обратить внимание на то, что льгота предоставляется только организациям - резидентам ОЭЗ. Поэтому если объект недвижимости на территории ОЭЗ будет создан индивидуальным предпринимателем и он выкупит земельный участок, находящийся под объектом, то льгота по земельному налогу ему предоставлена не будет. Однако основная льгота для налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ - это гарантия от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах, т.е. акты, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ, не могут применяться к ним в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности (ст. 38 Закона N 116-ФЗ). Исключение в данном Законе сделано лишь в отношении налогообложения подакцизных товаров.

Консультант

Аудиторско-консалтинговой группы

BKR-Интерком-Аудит

Особые экономические зоны. Что следует понимать под понятием «особые экономические зоны»

Интернационализация хозяйственной жизни, потребность более эффективного использования географических и иных преимуществ определенных территорий привели к созданию во многих странах особых экономических зон. В различных вариантах они существуют в КНР, США, Франции, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Мексике, Ирландии, Южной Корее, и в ряде других государств.

Известно, что до революции в Одессе, Батуми существовали «порты франко» - свободные таможенные зоны. При всем разнообразии в основном созданные зоны можно свести к нескольким основным типам: таможенной, зоне экспортного производства и комплексной.

Главным фактором создания особой экономической зоны является выгодное экономико-географическое положение и привлекательность для иностранного инвестора. В любом случае зоны, как правило, создавались на ограниченных пространствах.

Ярким примером удачного выбора по созданию особой экономической зоны представляется зона «Янтарь», расположенной на территории Калининградской области. Географическое положение этой зоны на берегу Балтийского моря действительно уникально. Она входит в состав Российской Федерации, образуя своего рода анклав, окруженной Польшей и Литвой. Транспортные возможности: единственный незамерзающий порт России на Балтике, конечный пункт железнодорожной магистрали, причем с европейской колеей, и автомагистрали Калининград-Берлин, планы полного восстановления которой уже подготовлены. Сам Калининград - (бывший Кенигсберг) - город, где сходятся торговые пути Востока и Запада, Севера и Юга. Любая СЭЗ независимо от места ее расположения, цели создания остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями. Суверенитет государства, на территории которого создается зона, и осуществление его суверенных прав при этом не затрагивается. СЭЗ - хозяйственные, а не политические образования, государственная власть в них будет осуществляться органами власти и управления.

© 2024 Строительный портал - PvaStudio