Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

По каким правилам жили, что ели и как разговаривали в богатых и бедных семьях. Крестьянские дома XIX века на Русском Севере Краткий объяснительный текст*)

Многие сведения о русском быте сохранились в воспоминаниях иностранцев, путешествовавших по нашей стране. Их удивляла жизнь в России, которая была так не похожа на жизнь в Европе. Они отмечали удивившие их особенности русского быта. Часть путешественников писала о России в недоброжелательном тоне, но многие писали с уважением и удивлением. К числу последних относился и французский писатель Теофиль Готье, оставивший интересные заметки о поездке в Россию в 1858-1859 гг. Есть там и глава о русских домах. Вот как Готье описывает обычный русский дом (а не дворец) "приличного" человека в Санкт-Петербурге.

Прежде всего, в русском доме Готье поразили прихожие. Ничего подобного он в Европе не видел. В огороженном перилами месте висело огромное количество различных шуб, которые в сочетании со стоявшими под ними галошами выглядели почти фантастически. Готье пишет, что Гофман населил бы эти одежды призраками придворных советников и архивариусов, Арним отыскал бы здесь одежду господина Медвежья Шкура. Он же (т.е. Готье) вспоминал сказки Перро и видел здесь семь жен Синей Бороды в его страшной комнате.

Шубы развешивались у теплой печки и потом на улице сохраняли тепло в течение нескольких часов. Готье отмечал, что слуги в домах обладают чудесной способностью помнить, кому принадлежит какая шуба, и никогда не ошибаются, даже при многочисленных наездах гостей, накидывая каждому на плечи его собственную шубу.

Дома в России пользовались всеми достижениями европейской цивилизации, но Готье больше интересовали отличия. Его поразило огромное количество икон во всех домах и горящие перед ними лампады.

Удивили его и двойные рамы на окнах, которые тщательно заделывались на зиму. Между рамами насыпали слой песка и ставили рожки с солью для впитывания влаги, чтобы стекла не покрывались льдом. Иногда между окнами клали слой ваты. Окна занавешивались толстыми шторами, чтобы от окон не шел холодный воздух. Поразили Готье форточки для проветривания помещений. Он считал, что эта процедура неудобна и очень опасна.

О размерах русских комнат Готье написал, что из одной только гостиной в русском доме парижский архитектор сделал бы целую квартиру, а то и двухэтажную. Комнаты в холодный период постоянно отапливались высокими, почти до потолка печами, украшенными красивыми изразцами. Двери из квартир выходят на отапливаемые(!) лестницы, поэтому в квартирах всегда тепло, и русские дамы не боятся ходить в легких платьях и оголять плечи. Камины топятся только весной и осенью, так как зимой они бы охладили квартиру. На зиму их закрывают и украшают цветами. Обилие цветов и зелени в русских домах просто ошеломило Готье. Он пишет, что все дома заполнены разнообразными цветами и экзотическими растениями.

Мебель в России, писал Готье, похожа на французскую, но только она большего размера и ее намного больше во всех помещениях, так как комнаты более просторны. Типично русской мебелью являлись разнообразные ширмы, или перегородки, изготовленные из дорогих пород дерева с тончайшей резьбой. Готье отмечает, что эта резьба иногда напоминала ему изящные веера. Ширмы обычно занимают угол гостиной, и по ним часто вьются растения. Получается место удобное для интимного или отдельного разговора. За ширмами расставлены различные диваны и сиденья, где хозяйка дома может принимать двух-трех особо близких гостей, оставаясь все же и со всеми. Часто такие кабинеты за ширмами украшались цветными зеркалами и гравюрами, вделанными в панно из позолоченной меди. Часто за креслами, пуфами и диванчиками можно было видеть чучело гигантского белого медведя, из которого сделана целая софа. Табуретками часто служили чучела черных медвежат. Широкие диваны, обтянутые кожей встречались буквально на каждом углу во всех квартирах.

Спальни же в русских домах не так шикарны, как это было положено во Франции. Обычно за красивой ширмой находилась низкая кровать, похожая на походную, как отмечал Готье, или широкий диван. Спальни в России его разочаровали своей обстановкой.

Стены домов покрыты дорогими обоями. Часто это была индийская камка или имитация парчи. Во многих домах на стенах висят в богатых рамах картины русских и французских художников. Из русских художников в моде тогда были Брюллов и Айвазовский.

Так Теофиль Готье описывал интерьер обычного "приличного" дома, а отнюдь не дворца, что он неоднократно и подчеркивал, в Санкт-Петербурге в середине XIX века.

В мастерской у М.А.Зичи

Сейчас имя художника М.А.Зичи мало что говорит читателям. Оно известно только знатокам русской живописи. Но в середине XIX века его работы пользовались большой популярностью в России, хотя за рубежом и были почти неизвестны. Готье в своих записках о путешествии в Россию шутливо замечает, что русские держат Зичи только для себя. Готье удалось встретиться с Зичи, и он дал описание этой встречи, причем подробно описал и квартиру художника. Посмотрим, что представляла собой квартира русского художника в середине XIX века, подразумевая, что описание сделано французским писателем.

Каждая квартира в России начинается с прихожей, где каждый посетитель скидывает на руки слуге шубу, которую тот одевает на вешалку, и снимает галоши. Вид груды висящих шуб и свалки галош поражают глаза иностранца в любом доме.

Затем следовала просторная гостиная, одна из стен которой была увешана охотничьим оружием. На оленьих рогах и шкурах рыси, волка и лисицы висели ружья, карабины, ножи, охотничьи сумки и пороховницы. Все было как в доме обер-егермейстера или спортсмена-охотника. Но на других стенах висели гравюры и картины в рамах, а также висело несколько пустых рам, ожидавших полотен. Это уже указывало на жилище художника. На окне стояли вазоны с тепличными растениями. Посередине комнаты стоял большой круглый стол, за которым по пятницам собирались приглашенные гости.

Сразу после неё шла вторая, гораздо меньшая комната. Угловой диван украшал в ней сразу две стены. Напротив него стояла резная перегородка (Готье отмечает, что такие перегородки являются шедеврами русского столярного искусства). Внешне она напоминала работу из кованого железа, так как, повинуясь фантазии мастера, там были и арабески, и решетки, и древовидный орнамент, и различные завитки. Из жардиньерок тянулся плющ и другие вьющиеся растения, свешивая свои настоящие листья на резные деревянные. Все вместе это выглядело очаровательно. С помощью таких ажурных перегородок можно уединиться в углу гостиной или посередине комнаты, можно составить себе спальню, кабинет или будуар, т.е. можно уединиться и в то же время находиться в общей атмосфере дома. На консолях, образуемых выступами орнамента, стояли статуэтки Полле. Сквозь решетку можно было видеть развешанные на стене национальные костюмы черкесов, лезгин и казаков. На боковых стенах висели великолепные гравюры с фресок Каульбаха, украшавших лестницу Берлинского музея. Висели также картина Поля Делароши "Убийство герцога Гиза", несколько медальонов с портретами работы самого Зичи, а также другие безделицы.

В комнате, где Зичи принимал Готье, выделялись детские доспехи XVI века, которые стояли на каминной полке, там, где обычно стоят часы. Вместо зеркала на камине висели доспехи и оружие разных народов. Здесь были: толедские шпаги, дамасские клинки, ятаганы, малайские кинжалы, кортики, ружья с длинными черными стволами, приклады которых были инкрустированы бирюзой и кораллами. Стена была увешана колчанами, луками, большими мушкетонами, пистолетами, грузинскими кольчужными шлемами, персидские штыки, наргиле из корассанской стали, африканские дротики и еще множество предметов. Оружие было страстью Зичи, который выискивал его, где только возможно. Другая стена была занята книжными шкафами, где были шедевры почти всей европейской литературы на языках подлинников. Две другие стены занимали окна, занавешенные красивыми тяжелыми шторами. Пюпитр художника стоял около окна, в углу, и художник мог работать только в светлое время суток.

Готье был очарован творчеством Зичи и назвал его "чудесным гением".

Стеклянный домик Нащокина

Среди множества замечательных редкостей, находившихся в квартире Нащокина, был и двухэтажный стеклянный домик, длина которого составляла около двух аршин (примерно 142 см). Каждая отдельная часть этого домика и его украшения были заказаны заграницей: в Вене, Париже и Лондоне. Обошелся этот домик Нащокину около 40000 рублей (правда, источники не указывают: серебром или ассигнациями). По тем временам деньги просто огромные. Домик имел в плане форму квадрата, был обрамлен богемскими зеркалами и имел два отделения, верхнее и нижнее.

В верхнем отделении помещался танцевальный зал со столом в середине, сервированным на 60 кувертов. По четырем углам зала были размещены столы, на каждом из которых находился бронзовый канделябр на малахитовой подставке. На потолке, вылепленном в мавританском стиле, висели три серебряные люстры, каждая на 50 свечей. В одном из углов зала стояла арфа, а в другом находился рояль, на котором хозяйка дома могла играть небольшие пьесы, ударяя по клавишам спицами для вязания. Находились в зале также ломберные столы с картами, щеточками и мелками для карточной игры. Весь зал был украшен тропическими растениями, сделанными в Париже так искусно, что они казались живыми.

Нижний этаж представлял собой жилые покои какого-нибудь вельможного жилища. Тут не была забыта ни одна мелочь. Стены этих покоев, частично мраморные, а частично покрытые разноцветным штофом, были украшены маленькими картинами, писанными масляными красками. Там стояло пианино с нотами, и находилась миниатюрная библиотека. Для печатания одних только заглавий книг был создан шрифт, причем такой мелкий, какой бывает только на денежных ассигнациях. Здесь же находился целый арсенал оружия, ящик с пистолетами Лепажа, бильярд, сигары и т.д. Столовая утварь была сделана из серебра. Паркет на обоих этажах был мозаичный. В сводчатом подвале под домиком находился винный погреб, в котором в открытых винных ящиках хранились различные дорогие вина, укупоренные заграницей. Имелась даже восковая свечка для зажигания канделябров.

В 1855 году в Нижнем Новгороде было 2089 деревянных домов, составлявших 92% всех зданий. К началу XX века доля их хотя и сократилась до 75%, однако общее количество увеличилось до 65000.

В 1855 году в Нижнем Новгороде было 2089 деревянных домов, составлявших 92% всех зданий. К началу XX века доля их хотя и сократилась до 75%, однако общее количество увеличилось до 65000. Таким образом, на протяжении всего рассматриваемого периода застройка Н. Новгорода была преимущественно деревянной. Однако со стороны рек Оки и Волги город, наоборот, выглядел каменным, монументальным. Такое впечатление создавалось потому, что уже к середине прошлого, а тем более в начале нашего века большинство каменных домов было сосредоточено в его прибрежной части. Нижне-Волжская набережная, Благовещенская слобода, кремль имели плотную капитальную застройку с возвышающимися над ней кремлевскими башнями и каменными храмами. Небольшие деревянные дома, стоявшие на откосах, прятались за купами деревьев и во дворах. В удалении же от берегов Оки и Волги они преобладали даже на главных улицах. Окраины и слободы с деревянными домами, заборами, тротуарами, садами и огородами являли собой картину провинциального захолустья. В настоящее время в г. Горьком некапитальная застройка составляет всего 9%. Она исчезает не только на периферии, где ее место занимают новые жилые районы, но и в центральной части города в результате сноса домов по ветхости, под новое строительство или меняет своей облик до неузнаваемости после их ремонта и реконструкции.

Невнимание и пренебрежение к архитектуре деревянных домов было порождено недостаточной ее изученностью, недооценкой ее художественных качеств, а также отсутствием в таких домах современного инженерного оборудования и их высокой пожароопасностью. Между тем деревянные строения представляют собой важную часть архитектурных ансамблей в ряде районов города. Известный историк и теоретик отечественной архитектуры и градостроительства прошлого века И. Забелин считал, что в России сочетание деревянного и городского элементов застройки соответствует национальным представлениям о прекрасном. Утрата народного архитектурно-строительного опыта наносит ущерб национальной культуре.

Какие же деревянные дома строились в Нижнем Новгороде? В эпоху классицизма это были преимущественно одноэтажные или одноэтажные с мезонинами дома, принадлежавшие одной семье, с открытым двором и надворными постройками. В городе сохранилось несколько таких домов. Усадьбы помещиков и дома дворян, часто оштукатутуренные жилища, были украшением главных улиц города. (В XIX веке оштукатуренные деревянные здания по внешнему виду не отличались от каменных, поэтому в настоящей главе они не рассматриваются). Постройки мещан, чиновников, мелких купцов были поменьше и попроще, однако фасады тех и других вплоть до середины XIX века, как правило, выполнялись по высочайше утвержденным образцам. Это придавало застройке определенную упорядоченность и стилистическую однородность.

В 1850-1860-х годах в связи с развитием торговли, промышленности и транспорта, ростом численности населения были созданы благоприятные условия для частного предпринимательства в жилищном строительстве. Быстро росли его объемы, изменились типы квартир, повысилась этажность, капитальность домов, а с конца XIX века улучшилось их инженерное оборудование. Постепенно доходные дома, в которых хозяин сдавал внаем отдельные комнаты и квартиры, получают большее распространение, чем индивидуальные.

Типичный нижегородский доходный дом, получивший распространение в последней трети XIX века, - это двухэтажное сооружение, часто с каменным цоколем или первым этажом, высотой не более 4 саженей (8,5 м) с четырьмя двух-, четырехкомнатными квартирами. Квартиры имели печное отопление, в пристрое вместе с лестницей, сенями и кладовой теплые или холодные уборные типа люфт-клозет. При каждом доме находились те или иные надворные постройки: сараи, прачечная, каретник, одно-, двухэтажный флигель с более дешевыми квартирами. Иногда во флигеле проживал сам хозяин, сдавая внаем более дорогие квартиры, обращенные окнами на улицу.

К концу столетия разделение участков домовладельцев уплотнение застройки повлияли на конфигурацию домов. Появились застройки с тупыми и острыми углами, Т- и Г-образные. Дома стали пристраиваться вплотную цруг к другу или располагаться на небольшом расстоянии и отделяться брандмауэрами. В результате отдельные участки улиц представляли собой сплошную разновысотную разноликую стену.

Архитектура городских деревянных домов во второй половине XIX - начале XX века была необычаино разнообразной. В ее развитии можно выделить два основных направления. Первое характеризуется адаптацией к городским условиям и cовершенствованием крестьянского жилища, находившегося на окраинах города и в окружавших его селениях. Эволюция этого направления привела к тому, что двухэтажый городской доходный дом и до некоторой степени одноэтажный индивидуальный, утратив функциональную связь с сельским жилищем, сохранили присущий последнему резной декор, соответствующим образом преобразованный и модернизированный. Второе направление связано с чисто профессиональной архитектурной деятельностью, при которой в городских жилых домах разных типов воплощались в дереве различные формы каменных сооружений. Подражание состоятельным домовладельцам, строившим каменные здания в модных стилях, привело к тому, что архитектура деревянных построек, как в зеркале, отражала смену архитектурных направлений. Искусно имитировались детали фасадов каменных здании: рустика, пилястры, капители, наличники - и несвойственные дереву как материалу криволинейные формы модерна.

Процесс формирования первого направления был более сложным, поэтому остановимся на нем подробно. Широкому строительству деревянных домов в Н. Новгороде и его окрестностях способствовало наличие крупных лесных массивов, развитие плотничного искусства, бондарного и щепного дела, сооружение речных судов, украшавшихся глухой резьбои. К началу XIX века волжские мастера не только достигли высокого мастерства в этих областях, но и создали совершенное по своему функциональному назначению жилище. Под одной крышей объединились несколько ячеек-срубов с летними и зимними жилыми комнатами, сенями, чуланом и двор с поветью. Такими домами крестьяне и ремесленники застраивали окраины города и слободы.

К середине XIX века изменились конструкции деревянного дома и его внешний вид. Старая безгвоздевая кровля заменяется более совершенной стропильной, а бревенчатый щипец - дощатой обшивкой. Стык ее со стеной прикрывается лобовой доской, над которой устраивается карниз, прикрывающий от атмосферных осадков стену и оконные наличники. В результате крыша как бы отделилась от сруба, образовав фронтон, подобный классическому фронтону городского и помещичьего домов. То, что ноги стропил (быки) опирались на затяжки (роспуски), давало возможность делать подшивной карниз по всему периметру здания, а под ним располагать модульоны или кронштеины. Увеличились размеры окон. Все больше и больше стало строиться полукаменных домов, или полу-домков, у которых верхний этаж был деревянным, а нижний или цокольный каменным. В соответствии с Положением об устройстве губернского города Нижнего Новгорода 1836 года все дома сооружались на каменных или кирпичных фундаментах.

На всех этапах развития архитектуры деревянного дома декоративное убранство его было тесно связано с конструкцией. На домах с безгвоздевой кровлей резьбои украшались концы немногочисленных досок - крылья, прикрывавшие торцы выступавших из-под кровли слег, и подкрылки, которые прибивали к торцам верхних, выступавших вперед бревен сруба, а также наличники окон. При этом использовалась преимущественно выемочная резьба с неглубоким рельефом. Образование фронтона и подшивного карниза способствовало заимствованию форм орнамента русского ампира и использованию их при обработке оконных наличников и пилястр, прикрывавших торцы бревен сруба. Причем нижегородские резчики не просто копировали, а творчески преображали эти формы, органически включая их в систему украшений жилища. Однако дома с глухой рельефной (корабельной) резьбой в городе не сохранились. Последние из них исчезли в 1980-х годах. Одни были снесены, другие перестроены, с третьих резные доски были сняты для пополнения фондов музеев Москвы, Ленинграда, Горького.

В центре города сохранилось мало деревянных домов постройки 1840 - 1870-х годов в их первоначальном виде. В Сормове же на улицах Коминтерна. Свободы и КИМа можно видеть, хотя и в ветхом состоянии, более трех десятков построек 1840 -1890-х годов с частично, а в некоторых случаях и полностью сохранившейся резьбой (дата строительства вырезана на фризовых досках фронтонов или подоконьях слуховых окон. По ним можно проследить преобразование сельского дома в городской по мере объединения нескольких соседних деревень в рабочий поселок Сормово.

Изменение условий труда и быта с постепенным превращением крестьян в ремесленников, изготовлявших, кирпичи, гвозди, канаты, красивших холсты, а затем, после строительства завода, - в рабочих, а также повышение стоимости участков на двух главных улицах привело к замене одноэтажной деревенской избы двухэтажным

м городского типа. Первыми стали строить двухэтажные дома богатые ремесленники, владельцы мастерских, скупщики, а затем мастера и квалифицированные рабочие, в планировочном отношении сначала это был дом, состоящий традиционных изб, водруженных одна на другую с пристроенными сбоку или сзади сенями и лестницей, ведущей на второй этаж. С прирубом сзади еще одного-двух домов они превращались в дома-цепочки. Ставились они обязательно торцом на улицу. Сени делались раздельными ддя первого и второго этажей. Вместо дворовой уборной пристраивался люфт-клозет. В доме предусматривалось помещение для сдачи внаем. Позже начали строить дома больших размеров - пятистенки, крестовики с усложненной планировкой. Фасады их стали обшиваться тесом. Жилища указанных выше типов, преимущественно в перестроенном виде, до сих пор встречаются и в центре города. В 1890-х годах появились двухэтажные дома по образцам доходных домов мещан-нижегородцев с трехскатной или четырехскатной (вальмовой) кровлей, часто с каменным первым или цокольным этажом, в котором размешались лавка или кладовые. Строились они не перпендикулярно, а параллельно улице. В них размещалось от двух до четырех квартир. Планировка таких домов была более свободной с выделением перегородками нескольких комнат.

Во второй половине XIX века конструкции городского деревянного дома и размещение на его фасадах декоративного убранства не претерпели существенных изменений. По-прежнему резьбой украшались карнизы, оконные наличники, угловые пилястры, междуэтажные пояски, а также крыльца и веранды. (Некоторые изменения произошли в связи с распространением четырехскатных крыш, на которых появились декорированные мезонины-светелки или слуховые окна, а также украшения из просечного железа). Однако существенно изменился характер самой резьбы. Появившиеся в 1820-х годах формы глухой рельефной резьбы, навеянные классицизмом, в 1870-х годах стали вытесняться моделированным накладным, а затем пропильным орнаментом.

В Сормове на фронтонах домов № 213 по ул. Коминтерна и № 77 по ул. Свободы можно видеть фрагменты неглубокой глухой резьбы середины 1840-х годов с упрощенным растительным орнаментом. На доме № 91 по ул. КИМа, построенном в 1849 году, полностью сохранился фронтон, свидетельствующий о расцвете искусства рельефной резьбы. Фризовые доски по периметру здания украшены короткими волнообразными растительными побегами, прикрытыми листьями аканта и заканчивающимися цветком или экзотическим плодом. Побеги соединены лентами-перевязками. Посередине доски на главном фасаде во всю ее ширину вырезан год строительства. Богато украшенный карниз фронтона повторяет форму и рисунок лепных деталей классического ампирного фронтона с мо-дульонами. Фрагменты аналогичной фризовой доски уцелели и на доме № 79 по ул. Свободы.

В 1870-1890-х годах искусство резьбы в Сормове замедленнее, многие мотивы и приемы многократно повторялись и становились традиционными. На протяжении всего этого периода здесь неизменным оставался прием обработки трехчастного слухового окна, обрамлявшегося колонками, треугольным очельем и волютообразными прорезными боковыми досками. Окна первого и второго этажей имели криволинейные очертания очелий. Наличники окон и угловые пилястры украшались моделированным накладным, а с 1880-х годов пропильным растительным орнаментом. Упростились карнизы фронтонов. Они были или гладкими или украшались скромной геометрической пропильной резьбой, хотя широкое распространение она получила только в 1900-х годах. В конце XIX века оконные наличники сормовских домов обрели подчеркнуто усложненные формы, как и формы наличников на фасадах нижегородских домов. Они отличались разнообразными ажурными формами боковых досок, очельем и подоконьем, украшенными не только моделированной накладной резьбой, но и дополненной сверху и снизу моделированной прорезью. Все это видно на сохранившемся фасаде дома № 205 (построен в 1893 году) на ул. Коминтерна.

В Н. Новгороде встречалась глухая рельефная резьба на несохранившихся ныне домах, построенных в 1820 - 1830-х годах. Ее выполняли в процессе строительства дома, или переносили резные доски с сельских домов. Имели место случаи обогащения фасадов резными деталями с целью преодоления единообразия застройки по официально утвержденным проектам. На полукаменном доме Заплатиной (ул. Гоголя, 28), построенном в 1838 году, ампирные оконные наличники и угловые пилястры украшены незатейливым резным орнаментом. Однако широкое распространение резьбы началось в 1860 -1870-х годах после прекращения использования проектов образцовых фасадов и усиления интереса к народному искусству, в 1870-1890-х годах дома с резными украшениями стали преобладать среди деревянных построек. При этом сами постройки по своему планировочному и пространственному решению, а также декоративному убранству были разнообразны. Особенно выделялись формы декоративных украшений. Они использовались как при строительстве новых, так и при реконструкции обветшалых зданий.

Рассмотрим наиболее интересные и характерные приемы резьбы, украшавшей деревянные дома в 1860 - 1910-х годах. Большой двухэтажный, с цокольным этажом дом № 26/28 по ул. Ковалихинской был построен в первой четверти XIX века. Его ампирные формы сохранились на фасаде, выходящем во двор. В 1860-х годах два его фасада, выходившие на улицу и Ковалихинскую площадь, были реконструированы: ликвидирован фронтон, появились фигурные кронштейны, поддерживающие карниз, и подоконные пояски с римитивной пропильной резьбой, выполненной с помощью пилы и коловорота. Однако наибольший интерес представляют наличники, поскольку при их создании были использованы новые композиционные и технологические приемы. Окна попарно объединены общим прямым очельем с раскрепованным карнизом, поддерживаемым тремя скульптурными кронштейнами. Сам наличник составлен из плотно подогнанных друг к другу частей, украшенных глухой рельефной резьбой. Это создает впечатление их целостности и монолитности. Такой прием, упрощающий работу резчика, получил в дальнейшем достаточно широкое распространение.

В Н. Новгороде одной из первых построек, в которой глухую рельефную резьбу использовал профессиональный архитектор, был дом № 35 по ул. Лядова. Композиция его, довольно типичная для домов последней трети XIX века, проста: с обеих сторон главного фасада два слабо выступающие за плоскость стены ризалита, покрытые двухскатной кровлей. Дом венчается резным карнизом с широким фризом, уподобленным форме кровли. Ризалиты от подоконного пояска до конька кровли покрыты досками и деревянными плитами различной формы, украшенными глухой резьбой. Они установлены на одинаковых расстояниях друг от друга и образуют крестообразный рисунок, связывающий треугольную форму конька со сложной формой оконного проема. В проекте неизвестный автор рисунок резьбы наметил условно, однако в натуре она была прекрасно выполнена под руководством архитектора Р. Килевейна. Выявление во внешних формах внутренней структуры здания, удачная взаимосвязь формы резных плит с формой крыши и окон и мастерски выполненная резьба позволяют отнести этот дом к лучшим образцам городских деревянных домов периода эклектики.

По-другому спроектирован двухэтажный дом № 5в, расположенный внутри квартала по ул. Загорского и принадлежавший З. Апраксину. В плане он имеет квадратную форму. Этот дом с четырехскатной кровлей увенчан со всех сторон пологими фронтонами. Главный фасад его украшен красивой глухой накладной резьбой, тонкой, изящной (выполненной, очевидно, по рисунку архитектора), незатейливо обрамляющей оконные проемы, карнизы, междуэтажные пояски, угловые пилястры. В отличие от дома по ул. Лядова, где использован рисунок народной резьбы, здесь она целиком выполнена в классических формах с использованием акантовых листьев, розеток, иоников, резных каблучков и др.

В 1870-х годах в периферийных городах страны в подражание постройкам Ропета стали возводить деревянные дома в русском народном стиле. В Н. Новгороде архитектор И. Кострюков одним из первых запроектировал два двухэтажных доходных дома в таком стиле для жены надворного советника Е. Богоявленской. Это типичный пятистенок с усложненной внутренней планировкой, с двумя пристроенными лестницами, позволяющими иметь отдельные входы в квартиры. Автор проекта, воспитанный на принципах академической эклектики, не смог преодолеть ее влияния при проектировании обоих домов. Вместо свободной живописной пространственной композиции, свойственной русскому народному стилю, здесь использована фронтальная композиция с центральными ризалитами, положение которых не соответствует внутренней планировочной структуре. Архитектурные формы первого этажа типичны скорее для каменного, а не для деревянного сооружения. Народность архитектуры выражена формальным использованием пропильной резьбы, выполненной в натуре в соответствии с проектом. Сама пропильная резьба, недавно появившаяся в городе, еще далека от совершенства.

Примером отделки фасадов комбинированной резьбой, получившей широкое распространение в 1880-х годах, служат два двухэтажных дома - № 18 и № 18а по ул. Гоголя, построенные для себя и своего сына подрядчиком Авдеевым. Дома прямоугольной формы стоят в саду на большом расстоянии друг от друга, за ними располагались два флигеля, в которых жили рабочие. Характерная особенность обоих домов - одинаковая отделка всех фасадов однотипными наличниками, карнизами, угловыми пилястрами. Особенно богато оформлены оконные наличники с использованием скульптурной моделированной накладной и пропильной резьбы. Орнамент был окрашен в натуральные цвета: листья зеленые, виноград фиолетовый, колонки желтые и т. д. Интересно, что здесь прослеживается попытка типизировать, очевидно с целью упрощения и удешевления строительства, не только элементы архитектурного оформления фасадов, но и внутреннюю планировочную структуру зданий. Похожие наличники, вероятно выполненные теми же мастерами, можно видеть на полудомке купца Мяздрикова (ул. М. Ямская, 3).

Сочетание глухой моделированной и пропильной резьбы представлено и на хорошо сохранившемся жилом доме усадьбы мещанина Гордеева (ул. Грузинская, 36). Усадьба состояла из двух двухэтажных деревянных домов, красильни, прачечной, сушильни, конюшни, коровника и сарая, впоследствии частично перестроенных. Фасады построек выходили на открытый двор. К бровке Почаинского оврага примыкал сад. Квартиры предназначались не только для семьи хозяина и его прислуги, но и для сдачи внаем, что вместе с красильным производством составляло уплотняется снизу вверх и отличается нарочитой декоративностью, как бы спорящей с богатой отделкой каменных домов того времени. Наличники окон венчаются волютообразными барочными сандриками. На втором этаже они обогащены сетчатым фризом и верхней своей частью накладываются на многослойный пропильной и моделированный карниз. Такой же многослойный, ажурный междуэтажный пояс делит фасад дома на две части. Угловые филенчатые пилястры увенчаны стилизованными ионическими капителями глухой резьбы.

Одноэтажные дома типа изба-сени, строившиеся наименее состоятельными домовладельцами, до сих пор встречаются в центральной части города. Хорошо сохранился фасад такого дома на цокольном этаже (ул. Белинского, 50), построенного в 1890-х годах мещанином В. Гудиным. Он украшен моделированной пропильной резьбой. На широком наличнике слухового окна рисунок волюто-образной формы с розетками и гроздьями винограда, характерный для южных районов края.

При реконструкции обветшалых домов часто фасады их переделывались с использованием приемов и форм, бытовавших в то время. Так, сохранился двухэтажный Г-образный в плане усадебный дом (ул. Дзержинского, 19), построенный в первой трети XIX века в стиле ампир. Фасады его в 1880-х годах были переделаны и украшены комбинированной резьбой высокого качества, хорошо сохранившейся в верхней части здания.

Иногда форма и рисунок деталей, запроектированных профессиональным архитектором, по-своему интерпретировались самими мастерами, которые использовали сложившиеся приемы обработки дерева и проявляли при этом свою творческую индивидуальность. Например, построенный в 1903 году двухэтажный деревянный дом Зимен-ского (ул. Свердлова, 111) был запроектирован оштукатуренным в формах академической эклектики, однако в натуре лепные детали были заменены пропильной резьбой, мало изменившей его внешний вид.

В 1890-х годах глухая резьба была вытеснена пропильной и моделированной. Возможность использования при этом шаблонов и тонких досок ускоряла работу и снижала ее стоимость. Наложением досок с пропильной резьбой друг на друга или на гладкие доски достигалось впечатление объемности кружевного богатства декора. Стилистически пропильная резьба становится более однородной. Одновременно с появлением пропильной резьбы вновь получает распространение просечное железо. Если в XVIII веке его использовали только состоятельные домовладельцы, теперь оно стало общедоступным. Это было связано с увеличением производства кровельного железа, снижением его стоимости, что позволило делать кровлю огнестойкой и более долговечной. Просечные украшения размещались в навершиях дымовых труб в виде четырех или восьмискатной крыши со шпилем, увенчанным цветком. На гранях окованных железом труб размещались накладные рельефные розетки. Позднее появились про сечные украшения на воронках водосточных труб. К концу XIX века отдельные декоративные элементы из просечного железа складываются в единый комплекс украшения городского деревянного дома, состоящий из ажурного гребня на коньке крыши и фронтоне, башенок для флюгеров и окованных железом дымовых труб с замысловатыми ажурными колпаками над ними. На рубеже веков пышные украшения из просечного железа и многослойные орнаменты пропильной резьбы стали наиболее модными и получили широкое распространение в деревянном зодчестве.

Двухэтажный полукаменный дом А. Штерновой (ул. Грузинская, 35), построенный в 1864 г. по проекту архит. Кострюкова, интересен равнокачественностью фасадов и объемностью композиции, которой крестовый мезонин придает уравновешенность и завершенность. В конце 1890-х годов главный фасад был украшен модной в то время пропильной резьбой. Качество ее, по сравнению с рассмотренными выше примерами, значительно ниже. Такие же дома с крестовым мезонином можно видеть на ул. Дзержинского, 32 и Ковалихинской, 24, и др.

Дом мещанина А. Лебедева (ул. М. Горького, 42) обладает живописным объемом. Он имеет сложную в плане форму: с одной стороны эркер с высоким фронтоном, металлический зонт на кованых ажурных кронштейнах, с другой - большая веранда. Резьба его многообразна и качественно неоднородна. Со скульптурным рисунком наличников соседствуют примитивная нропильная резьба карниза и грубая накладная па угловых пилястрах.

Одноэтажный с каменным цокольным этажом и мезонином деревянный дом № 49 по Краснофлотской улице принадлежал наследникам купца Ложкарева. Он демонстрирует собой конечный результат эволюции архитектуры одноэтажного сельского дома, превратившегося в конце XIX века в городской особняк. Дом Ложкарева только отдаленно напоминает свой прототип. По планировочной структуре и размерам (10 х 14 м) это пятистенок с пристроенными сенями, у которого фронтон заменен мезонином с трехчастным окном, похожим на итальянское. Его фронтон модернизирован. Изменены пропорции окон, которые обрамлены изящными резными наличниками, увенчанными килевидными сандриками. Стекла в них зеркальные, без переплетов. Карниз большего выноса с редко поставленными резными консолями. Обшивка горизонтальная с. небольшими бороздками. Все традиционные детали: карнизы, наличники, изящные угловые колонки - богато декорированы искусно выполненной комбинированной, моделированной и пропильной, резьбой. Гребень конька, водосточные и дымовые трубы имели пышное украшение из просечного железа. Все это производило впечатление богатого нарядного убора, где деревянная кружевная резьба удачно сочеталась с ажурным узором металлических просечек.

В начале XX века искусство резьбы начало приходить в упадок. Изменился и внешний вид деревянного городского дома. Увеличились его размеры, двухскатная кровля все чаще стала заменяться более экономичной четырехскатной, исчез фронтон, под влиянием модерна на некоторых домах появились эркеры, башенки, веранды, балконы. Однако сохранился принцип рационального размещения декоративных элементов, хотя характер их продолжал изменяться. По-прежнему наиболее богато украшенной частью дома оставались оконные наличники и карниз. Увеличился его вынос, для его поддержки делаются фигурные резные кронштейны. На филенчатые пилястры накладываются выпиленные узоры упрощенного рисунка. На уровне междуэтажного перекрытия устанавливается резной пояс. Часто над входными дверями помещается металлический зонт на кованых ажурных кронштейнах, а иногда на чугунных узорчатых столбах. Внутренние помещения дома оштукатуривались и оформлялись карнизами или лепными украшениями, печи часто облицовывались кафелем. Этот тип дома получил широкое распространение в начале XX века.

В 1910-х годах наблюдается дальнейшее ухудшение качества резьбы. Пропильной рисунок ее становится укрупненным и примитивным. Во многих случаях резьба заменяется конструированием элементов декора геометрической формы, особенно широкое распространение приобрели наличники с небольшими фронтончиками, филенчатые пилястры и другие детали, выполненные с помощью пилы и рубанка. Все это можно наблюдать на многих двухэтажных домах по ул. Невзоровых и ул. Генкиной, интенсивно застраивавшихся в предвоенные годы. Рационализм здесь главенствовал в ущерб эстетике. Наглядным примером служит дом № 270 по ул. Белинского, перестроенный Е. Талановой в 1912 г.. на котором появились башня, эркер, примитивные наличники с треугольными очельями, заменившие простые ампирные формы.

Второе направление развития архитектуры деревянного дома, характеризующееся подражанием архитектуре каменных зданий, поначалу использовало формы русского классицизма первой трети XIX века. Дома, как правило, строились по классической схеме с симметричным фасадом, часто с мезонином, увенчанным фронтоном. До 1856 года для этого использовались образцовые проекты. Однако и после их отмены на фасадах продолжали применяться упрощенные классические детали. Такие постройки можно и сейчас встретить на улицах Грузинской, Провиантской, Воровского, Ульянова. Постепенно на фасадах домов стали появляться формы академической эклектики, затем русского стиля, модерна и неоклассицизма. Проекты таких домов, в какой-то степени копирующие архитектуру каменных зданий, построенных в разных стилях, публиковались в периодически издаваемых альбомах вплоть до 1918 года.

Каменные дома в 1870 -1880-х годах строились с использованием ренессансных форм. Эта тенденция отразилась на архитектуре не только вновь строящихся, но и реконструируемых деревянных домов.

Деревянные дома на каменных цокольных этажах при хорошем содержании кровли были долговечны, и многие из них при ремонте меняли свой внешний вид в соответствии с новыми стилями. На главном фасаде одноэтажного с мезонином дома № 20 по ул. Лядова наследников М. Аверкиева, построенного в 1806 году. А. Плотников в 1882 году заменил крупные формы приставного портика измельченными деталями наличников с лучковыми сандриками по первому и прямоугольными - по мансардному этажу, разделив эти этажи сплошным карнизом с модульонами, овальными фестонами, спускающимися от карниза к окнам шнурами. Фасады одноэтажного дома мещанки Ф. Торсуевой (ул. Ульянова. 40), построенного в 1839 году Кизеветтером в простых ампирных формах, дважды переделывались: в связи с сооружением в 1876 году теплого крыльца и в 1880-е годы - одноэтажного пристроя с северной стороны. В первом случае на фасадах были сделаны пилястры и обрамлены прямоугольными наличниками все окна. Во втором - тем же Плотниковым была реконструирована крыша с устроиством мезонина и воссозданы архитектурные детали, напоминающие отделку дома наследников Аверкиевых. Оба здания находятся в хорошем состоянии, а их архитектура представляет собой типичный пример академик академическрй эклектики 80-х годов прошлого века.

Более крупные и пластичные формы присущи особняку М. Рукавишникова (ул. Лядова, 24: 1889 г.). Главный фасад его разбит на три неярко выраженных ризалита, увенчанных одним лучковым и двумя треугольными фронтонами, а плоскость стены сплошь покрыта хотя и упрощенными, но разнообразными деталями, характерными для классицизма. Флигель усадьбы В. Рукавишникова (ул. Лядова, 21), построенный в 1888 году", имеет несколько необычную для деревянной постройки П-образную в плане форму. На заглубленной центральной части фасада расположен балкон. Боковые выступающие части увенчаны фигурными аттиками с рельефным карнизом и двумя полуциркульными окнами на тимпане (надкарнизные украшения не сохранились). Окна имеют лучковые перемычки с замковыми камнями. Фасад обшит рейкой. Торцы бревен сруба забраны вертикальными профилированными досками, образуя филенчатые пилястры, поддерживающие антаблемент с зубчатым карнизом. Упрощенные в натуре, по сравнению с проектом, детали фасада, участки гладких стен как бы повторяют архитектуру каменного дома.

Ярко выраженные черты академической эклектики присущи собственному дому гражданского инженера В. Лемке, запроектированному им в 1891 году (ул. Короленко. 11/12). Здесь есть искусно выполненные в дереве детали, свойственные оштукатуренным зданиям, пилястры, наличники с колонками, карниз с кронштейнами п меандровым поясом. Все работы, отличающиеся высоким качеством, очевидно, выполнялись хорошими мастерами под руководством автора проекта. Деревянных домов в стиле академической эклектики, по сравнению с кирпичными, было немного, однако архитектура их была не менее разнообразной и выразительной.

Русский стиль, в котором был построен Главный ярмарочный дом, нашел отражение в архитектуре деревянных домов, однако если в его внешних формах, так же как и в формах других каменных построек в этом стиле, воспроизведены не только узорчатость, но и силуэтность сооружений XVII века, то нижегородские мастера механически перенесли рисунок кирпичных архитектурных деталей (в основном оконных наличников) на прямоугольные фасады мещанского двухэтажного дома, выполнив их в дереве. При этом для украшения карнизов, междуэтажных поясков, пилястр использовалась пропильная и моделированная резьба, а форма кронштейнов, поддерживающих карниз, заимствовалась из арсенала средств академической эклектики. Все это можно наблюдать на фасадах полудомков купцов А. Каменева на ул. Краснофлотской, 99 (1896 г.) и Г. Замотина на ул. Коминтерна, 320 (1898 г.), несущих на себе печать эклектизма. Дом А. Каменева интересен попыткой связать архитектуру его деревянной и каменной частей путем введения в отделку первого этажа оштукатуренных наличников, поясков, зубчиков. По сравнению с ним стилистически более цельным выглядит двухэтажный дом О. Макаровой (ул. Нестерова, 24), построенный после 1905 года. Здесь, очевидно, под влиянием новых идей романтического модерна детали приобрели большую скульптурность. Они укрупнены, стилизованы, выполнены в одной манере и, главное, представляют собой не копии, а свободные композиции на тему узорчатых форм зданий XVII века. К сожалению, после пожара, случившегося в 1970 году, в процессе восстановительного ремонта внешний вид дома исказился. Часть архитектурных деталей, в том числе карниз, исчезла, а резные колонки крыльца и балкона были употреблены для устройства веранды соседнего флигеля. Однако и сохранившиеся детали свидетельствуют о творческом подходе автора к использованию старых архитектурных форм. Архитектура этого дома тяготеет к неорусскому стилю.

На ул. Фигнер, 25 находится единственный в городе пристрой к двухэтажному дому в кирпичном стиле, деревянные детали которого по форме повторяют кирпичные.

Первые признаки модерна в деревянном зодчестве города появились на рубеже веков. В качестве примера назовем собственный двухэтажный дом № 31 по улице Новой (1899 -1900 гг.) гражданского инженера П. Дом-бровского. В первоначальном проекте декоративное оформление фасада с рустованным первым этажом, двумя эркерами с башенками и наличниками в виде колонок несет на себе печать эклектики. В процессе строительства в проект были внесены изменения. Под эркерами появились мощные кронштейны, колонки были заменены имитированным фахверком, и, если бы не кружевные узоры на карнизе, здание можно было бы отнести к одной из первых деревянных построек в стиле рационального модерна. Обращает на себя внимание экономичность планировочного решения. На этаже десять жилых комнат, из которых только две - зал и кухня - проходные. Связь между комнатами осуществляется с помощью прихожей и небольшого коридора. Две лестницы - главная и подсобная - даёт в случае необходимости заселить на этаже две семьи.

На улицах и площадях города возводились преимущественно двухэтажные сооружения с башнями, эркерами, балконами, высокими фронтонами, живописно располагавшимися на асимметричных фасадах. Сами фасады не только формой криволинейного декора, но и своим более скульптурным объемно-пространственным решением отличались от преобладавших в архитектуре академической эклектики симметричных плоскостных фасадов. Ограниченные возможности дерева в создании причудливых криволинейных форм, присущих декоративному модерну, заставили архитекторов искать новые средства художественной выразительности. Дом № 14 по ул. Маслякова (1900 г.), принадлежавший инженеру-судостроителю Н. Березину, построен в стиле рационального модерна. Сложные криволинейные формы двух фронтонов, большой вынос карнизов не только самого здания, но и надоконных сандриков, навесы над крыльцом, поддерживаемые прямолинейной и криволинейной формы, деревянными конструкциями с простым рисунком консолей, и двухэтажная веранда, также с криволинейными формами ограждающих конструкций, - все это придает единство и пространственную законченность всему сооружению.

Одна из разновидностей рационального модерна имитировала фахверковые конструкции стен. Фасад здания расчленялся брусками но границам окон на прямоугольные элементы, обшиваемые рейкой в разных направлениях. Иногда над окнами устраивались разгрузочные арочки, подшивной карниз большого выноса поддерживался кронштейнами. Однако ясно выраженная тектоника фахверка иллюзорна, ибо сами дома были рублеными, а карниз поддерживался не кронштейнами, а выпусками балок. Распространению этого приема способствовали дешевизна и простота работы, возможность использования коротко-мерных брусков и досок. Иногда, как например на двухэтажном доме № 31 по ул. Грузинской, принадлежавшем купцу Б. Красильникову, или на одноэтажном с двумя мансардами доме № 34а по ул. Короленко домовладелицы И. Шапошниковой, делались эркеры, фронтоны, междуэтажные пояски с кронштейнами и т. д. К сожалению, дома № 18 и № 20 по улице Ошарской, представляющие собой лучшие образцы этой разновидности модерна, были снесены в середине 1980-х годов.

Типичным примером деревянного дома, выстроенного в формах декоративного модерна, служит двухэтажный рубленный жилой дом М. Арсакова (ул. Звездинка, 10; Архит. С. Левков). Этот дом Г-образной формы был построен на затеснённом участке и в связи с этим ограждён с двух сторон брандмауэрами. Обшитые рейками с фигурными кромками торцы поперечных стен разделили фасад на три части - центральную, пятиоконную, и крайние, двухоконные. Прямоугольные окна охвачены по вертикали тонкими наличниками сложной формы, напоминающих стебли болотных растений. Орнамент, состоящий из переплетающихся ветвей, заполняют междуоконные пространства и криволинейный карниз. На боковых частях дома орнамент упрощён.

Пышное декоративное убранство отличает дом Н. Чардымова (ул. Лядова, 54), запроектированный С. Левковым в 1911году. Его фасад также разделён на три части. Он обшит рейками, на которые вертикально и горизонтально расположеные доски разной ширины, а на них в свою очередь прикреплены разнообразные детали прямолинейной и криволинейной формы, образующие причудливый, характерный для модерна рисунок. Два боковых ризалита увенчаны возвышающимися над карнизом широкими арками с большими окнами. Поскольку многие детали не были защищены от атмосферных осадков, часть их разрушилась и в настоящее время не восстановлена.

В конце первого десятилетия XX века в архитектуру деревянных и особенно полукаменных домов проникает влияние неоклассицизма. В качестве типичных примеров можно привести три дома, построенные в 1910-е годы в различных частях города. Они почти полностью лишены резных украшений. На симметричные фасады, с ризалитами по краям, наложены строгие классические детали первом, каменном, этаже двухэтажного дома купца Власова (ул. Студеная, 5) располагались службы и комнаты прислуги, во втором - деревянном, большей высоты и более комфортабельном, - покои семьи и владельца. Нижний, оштукатуренный, этаж украшен классическими рустами и наличниками окон с замковыми камнями, верхний, неоштукатуренный, - обшит досками, искусно имитирующими формы тосканского ордена. По краям фасада, немного выступая за плоскость стены, расположены два ризалита со спаренными пилястрами и в центральной части фасада часто расположены окна с наличниками. Дом увенчан довольно сложным карнизом с модульонами. Влияние эклектики сказывается в отсутствии центральной оси, заполненности плоскости фасада декоративными формами и в резных сандриках наличников окон второго этажа. Интересно, что соседний дом того же Власова (ул. Студеная, 3), гостиничного типа для сдачи квартир внаем, построен уже в чисто эклектических формах, металлические ворота между домами - в декоративном модерне, а каменные службы во дворе - в кирпичном стиле.

Влияние неоренессанса просматривается в архитектуре двухэтажного дома № 37 по ул. Нестерова, принадлежавшего известному в городе хирургу профессору П. Михалкину, и одноэтажного дома церковного старосты К. Норышкина (его инициалы вырезаны на аттиках боковых ризалитов) на ул. Шевченко, 16. Этот небольшой композиции дом на фоне деревянной, измельченной резьбой застройки выделяется своей простотой и монументальностью.

В стиле необарокко - одной из разновидностей неоклассицизма - построил свой двухэтажный дом № 36 на ул. Б. Перекрестной резчик-краснодеревщик М. Логинов, принимавший участие в отделке интерьеров здания Государственного банка. Над всеми окнами помещены вырезанные спиралевидные криволинейные сандрики. Веранда отделана ложными полубалясинами, наложенными на ее ограждения, и элементами резного орнамента (первоначальный рисунок карниза не сохранился).

О разнообразии и быстрой смене художественных вкусов в то время свидетельствует такой факт. Домовладелец Г. Беккер в 1898 году построил двухэтажный деревянный дом (Холодный пер., 1/11) в русском стиле. Купивший у него этот дом К. Хекберг в 1912 году переделал его в стиле декоративного модерна. Для этого фасады были оштукатурены и украшены сложным растительным и геометрическим орнаментом.

Нижегородская архитектура деревянных домов сохранила до нашего времени заметные следы очень разнообразного самобытного искусства народных мастеров. В сторительстве деревянных домов принимали участие известные, а большей частью забытые профессиональные архитекторы. Наша задача - сберегать наиболее ценные памятники нижегородского деревянного зодчества.

Источник в интернете:

http://www.booksite.ru/trade/main/market/4.htm

Крестьянская изба из бревна испокон веков считается символом России. По мнению археологов, первые избы появились на Руси еще 2 тысячи лет назад до нашей эры. В течение многих столетий архитектура деревянных крестьянских домов оставалась практически неизменной, соединяя в себе всё, что было необходимо каждой семье: крышу над головой и место, где можно отдыхать после тяжелого трудового дня.

В XIX веке самый распространённый план русской избы включал в себя жилое помещение (хату), сени и клеть. Главным помещением была хата – отапливаемое жилое помещение квадратной или прямоугольной формы. В качестве складочного помещения выступала клеть, которая была соединена с избой за счёт сеней. В свою очередь, сени представляли собой хозяйственное помещение. Их никогда не отапливали, поэтому использовать их в качестве жилого помещения можно было только летом. Среди бедных слоёв населения была распространена двухкамерная планировка избы, состоящая из хаты и сеней.

Потолки в деревянных домах были плоскими, их часто подшивали крашеным тёсом. Полы изготавливались из дубового кирпича. Отделку стен проводили при помощи красного теса, при этом в богатых домах отделка дополнялась красной кожей (менее зажиточные люди обычно использовали рогожу). В XVII веке потолки, своды и стены начали украшать росписью. Вокруг стен под каждым окном ставили лавки, которые надёжно крепили непосредственно к самой конструкции дома. Примерно на уровне человеческого роста над лавками вдоль стен обустраивали длинные полки из древесины, которые назывались воронцы. На полках, расположенных вдоль помещения, хранили кухонные принадлежности, а на других – инструменты для мужской работы.

Изначально окна в русских избах были волоковыми, то есть смотровыми окнами, которые были вырублены в смежных брёвнах на половину бревна вниз и вверх. Они выглядели, как небольшая горизонтальная щель и иногда украшались резьбой. Закрывали проём («заволакивали») при помощи досок или рыбьих пузырей, оставляя в центре задвижки маленькое отверстие («гляделку»).

Спустя какое-то время стали популярны так называемые красные окна, с рамой, обрамлённые косяками. Они обладали более сложной конструкцией, нежели волоковые, и всегда украшались. Высота красных окон составляла не менее трёх диаметров бревна в срубе.

В бедных домах окна были настолько маленькими, что, когда их закрывали, в помещении становилось очень темно. В богатых домах окна с наружной стороны закрывали при помощи железных ставней, часто используя вместо стекол куски слюды. Их этих кусочков можно было создать различные орнаменты, расписывая их при помощи красок изображениями травы, птиц, цветов и т.д.

Имеет ли право на существование странное утверждение, что до революции (1917 года) крестьяне Российской Империи жили в бедности? К примеру...: Если в Германии в конце 19 века крестьянин имел в хозяйстве корову - то он назывался зажиточным. А в Российской Империи если крестьянин имел ТОЛЬКО ОДНУ корову и ТОЛЬКО ОДНУ лошадь - такой крестьянин попадал в разряд бедняков.
Типовые дома крестьян конца 19 века были просторны (по меркам тех времен) и красивы. Люди побогаче украшали свои дома изысканной резьбой, крыли крыши деревянными лемехами (осиновыми) и даже железом... Люди победнее довольствовались дранкой на крыше или соломой (сейчас соломенная или камышовая крыша считается признаком состоятельности владельца)
В старинном журнале лет пять назад нашел эскизы типового крестьянского дома, журнал был весь дряхлый и рассыпался под руками, но я сделал попытку воссоздать этот проект (правда резьбой не украшал). Кто архитектор...не знаю!
Так что давайте посмотрим проект дома средней полосы России конца 19 века (реставрация Алексеев Иван Иванович)...
Мое мнение.... для 19 века это вполне достойное жилье...да и сейчас половина деревенской России живет в домах построенных по этому проекту.
План крестьянского дома:

Главный фасад:


Задний фасад:

Журнал был датирован 1876 годом.

Перепечатка ЗАПРЕЩЕНА, без разрешения автора

"Большие" дореволюционные квартиры все еще будоражат мозг общественности. Житье на 100 или 150 метрах кажется многим счастливым уделом интеллигенции рубежа 19-20 веков. Большая площадь квартиры для человека советского и постсоветского залог спокойной сытой жизни.

"Четырехкомнатная" квартира доходного дома Капустина. Фонтанка 159

Между тем, большие площади квартир имеют порой не очень приятные объяснения. В этом посте я хочу показать, как распределялись жилые метры и почему большая по современным меркам площадь оказывалась довольно скромным жильем человека. Человека ослепленного жизнью богатейшей столицы империи и имеющего понятия как должны жить люди его круга. В моем повествовании чиновники будут менять инженеров и финансистов. Их профессиональная принадлежность мне не совсем интересна. Я скорее рассказываю о условиях жизни людей определенного образа жизни и состояния.
Примером нам послужит одна из из квартир доходного дома Капустина построенного архитектором Бубырем Алексеем Федоровичем в 1909-1907 годах.


Доходный дом Капустина. Петербург.

Доходный дом почетного дома Капустина настолько известный памятник Петербургского модерна, что повторять все что о нем сказано и написано не имеет смысла. О композиции это домика я рассказывал здесь http://koloma9.livejournal.com/31600.html . Там есть ссылки на людей которые много сделали для того что бы этот памятник был замечен, оценен и любим многими. Прежде всего это создатель сайта о Бубыре Александр Мамлыга с его сайта я взял поэтажные планы здания, предоставленные Романом Ганом и петербургский историк архитектуры Борис Кириков. О владельце здания можно почитать по ссылке . Домик известен тем так же, что был показан в кино Питер ФМ. Для вступления довольно, перейдем квартире.

План 3-5 этажей доходного дома Капустина.

План квартиры, который я буду использовать, современный. Он взят из объявления сайта недвижимости emls.ru . Планировка квартиры,указанная на нем, полностью совпадает с одной из двух квартир справа вверху на поэтажном плане здания.
Общая площадь квартиры чуть больше 100 метров. На плане видно, что это не самое шикарное жилье в доме, а один из экономных вариантов.
Квартира имела два входа: парадный и черный для хозяйственных нужд. Для своего времени она неплохо оснащена. На оригинальном плане указывается наличие ванн и туалетов. Отопление квартиры печное.
Как и многие квартиры своего времени она делилась на две половины хозяйскую и хозяйственную. Хозяйскую часть отапливали две печи. Хозяйственная обогревалась от плиты на кухне.

Красным выделена хозяйственная часть квартиры.

Хозяйственная часть включала кухню 11,6 метров. Комнату для прислуги 5,3 метра. Ванна 4 метра. Коридор 8 метров и туалет рядом с кухней.
Планировка хозяйственной части квартиры типична для петербургских доходных домов 1870-1917 годов. Автор этих строк успел пожить в двух других квартирах в разных концах города с аналогичным устройством пространства.
Главный недостаток такого планировочного решения - длинный неосвещенный узкий коридор связывающий две половины квартиры. Его наличие своеобразное проклятие многих петербургских квартир. Такое решение во много вынужденное и обусловлено как невозможностью использовать перекрытия больше определенной длины так и жадностью домовладельцев. Обратите внимание что коридор "съедает" около 8 процентов общей площади квартиры.
Второй особенностью такой планировки можно назвать не отапливаемый туалет, граничащий с лестничной клеткой. И в современных условиях с паровым отоплением, зимой там бывает прохладно.
Ванная комната 4 метра на современный вкус будет выглядеть достаточной. Но не следует забывать о дровяном отоплении. Оно требовало дополнительного пространства.
Пример богатой ванной из меди с дровяным титаном сохранился в музее- квартире Елизаровых. Она занимает схожее по размерам помещение.

Ванна из Музея-Квартиры Елизаровых.

Маленькая комната рядом с кухней предназначена прислуге. Она очень небольшая для такого рода помещений. Всего-лишь 5.3 метра. В домах построенных 20 годами ранее, такие комнаты занимали до 12 метров. Была ли это комната постоянным жильем или служила убежищем для приходящей прислуги мне не известно.
Кухня так же небольшая. Всего 11.6 метров. По современным меркам не плохо. Однако 100 лет назад это место поступления дров в зимний период. Держать дневной запас топлива для трех печей на такой площади не так просто.
Обзор хозяйственной части квартиры позволяет говорить о о своеобразной экономии площади архитектором в этой части квартиры. Перед нами бюджетный вариант жилья.
С другой стороны сохранилась "дореволюционное" соотношение хозяйственной части квартиры к общей площади жилья. Техническая часть квартиры занимает около трети общей жилой площади. Что очень много по современным меркам, но соответствует технологиям и домашнему укладу того времени.

Красным выделена хозяйская часть квартиры.

Хозяйская часть квартиры занимает чуть меньше 70 метров и содержит пять помещений. На первый взгляд более чем достаточно для комфортного жилья. Рассмотрим, как делятся эти квадратные метры.
Прихожая в десять метров имеем несколько вытянутые пропорции и открывает доступ к трем помещениям.
Помещение 7,7 метров с крошечным окном слишком маленькое для полноценной комнаты. Скорее всего перед нами так же техническое помещение. Я думаю, что это гардероб.

Фотография гардероба квартиры с сайта недвижимости.

Размещение гардероба в такой небольшой квартире, его площадь съедает еще 8 процентов, говорит о желании архитектора придать квартире ценности в глазах возможного арендатора квартиры. Кому же предназначалось такое жилье?
Об это рассказывает комната 14,3 квадратных метров рядом с прихожей. Если задуматься она расположена довольно странно. Вы попадаете в прихожую квартиры и сразу из прихожей либо в гардероб, либо в гостиную ведущую в остальную часть квартиры либо в изолированную комнату с отдельной печью. Перед нами кабинет.
О кабинетах в квартирах доходных домов нужно сказать отдельно. Основными арендаторами квартир в доходных домах были государственные и коммерческие служащие. Деловая культура конца 19 века допускала совмещение основной работы с частной деятельностью. Поэтому на многих планах квартир начала века мы будем видеть изолированные комнаты рядом с прихожей. Здесь глава семейства зарабатывал или скорее дозарабатывал деньги. Размещение таких помещений рядом с входом в квартиру говорит о их предназначении принимать приходящих людей, а не придаваться размышлениям в одиночестве.


План доходного дома Бубыря на Стремянной улице.

Многие планы доходных домов публиковались в журнале Зодчий. На них зачастую помещения подписаны. Для примера схожий кабинет можно найти на плане другой постройки Бубыря на Стремянной улице.
Таким образом из 70 метров хозяйской половины почти 32 занимали помещения, предназначенные для работы и создания впечатления перед гостем о "шикарности" жилья. В спальной, детской или гостиной прием вести было никак нельзя.
На оставшихся 70 метрах располагалась небольшая спальная в 14 квадратных метра и большая гостиная в 26 метров.
О гостиной следует сказать отдельно. Ее размещение не совсем удачно. Если посмотреть на план еще раз, то видно, что архитектор буквально втиснул 30 метровое тело в общую массу квартиры. Отсюда и видимые огрехи. Гостиная имеет неправильную форму, ведь нужно было оставить окно для кабинета.

Это проходная комната. Ее большая площадь получена урезанием коридора для связи с технической частью квартиры. Теперь, например, вы не можете принести дров в кабинет, не пронеся их через главную комнату квартиры. Комнату площадью 27 метров освещает всего одно окно находящиеся в нише созданной стенами других помещений квартиры. Хроническая проблема освещенности петербургского жилья начала века на лицо.
Таким образом, перед нами жилье для небольшой семьи из двух человек занимающие 100 метров. Большая его часть отведена техническим службам или представительским помещениям. Где разместить детскую или комнату для пожилых членов семьи? На 100 метрах площади для этого не нашлось места. Перед нами жилье для людей тянущиеся к жизни на широкую ногу, но не имеющие на это средств. Было ли оно спокойным и размеренным?
Не о их ли жизни задолго до постройки дома Капустина в повести Шинель рассказывал Николай Васильевич Гоголь.............. Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованьем и собственной прихотью, — когда все уже отдохнуло после департаментского скрыпенья перьями, беготни, своих и чужих необходимых занятий и всего того, что задает себе добровольно, больше даже, чем нужно, неугомонный человек, — когда чиновники спешат предать наслаждению оставшееся время: кто побойчее, несется в театр; кто на улицу, определяя его на рассматриванье кое-каких шляпенок; кто на вечер — истратить его в комплиментах какой-нибудь смазливой девушке, звезде небольшого чиновного круга; кто, и это случается чаще всего, идет просто к своему брату в четвертый или третий этаж, в две небольшие комнаты с передней или кухней и кое-какими модными претензиями, лампой или иной вещицей, стоившей многих пожертвований, отказов от обедов, гуляний, — словом, даже в то время, когда все чиновники рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлебывая чай из стаканов с копеечными сухарями, затягиваясь дымом из длинных чубуков, рассказывая во время сдачи какую-нибудь сплетню, занесшуюся из высшего общества, от которого никогда и ни в каком состоянии не может отказаться русский человек, или даже, когда не о чем говорить, пересказывая вечный анекдот о коменданте, которому пришли сказать, что подрублен хвост у лошади Фальконетова монумента..........

© 2024 Строительный портал - PvaStudio