Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Псалтырь. Псалтырь Да судятся язы́цы пред Тобою

В конец, о тайных сына, псалом Давиду, 9.

Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему, Вышний. Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего. Яко сотворил еси суд мой, и прю мою, сел еси на Престоле, судяй правду. Запретил еси языком, и погибе нечестивый, имя его потребил еси в век и во век века. Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси, погибе память его с шумом. И Господь во век пребывает, уготова на суд Престол Свой, и Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте. И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех. И да уповают на Тя знающии имя Твое, яко не оставил еси взыскающих Тя, Господи. Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания Его. Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих. Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных. Яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони, возрадуемся о спасении Твоем. Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша, в сети сей, юже скрыша, увязе нога их. Знаемь есть Господь судьбы творяй, в делех руку Своею увязе грешник. Да возвратятся грешницы во ад, вси языцы забывающии Бога. Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца. Воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред Тобою. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть. Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех? Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий, увязают в советех, яже помышляют. Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть. Раздражи Господа грешный, по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним. Оскверняются путие его на всякое время, отъемлются судьбы Твоя от лица его: всеми враги своими обладает. Рече бо в сердце своем: не подвижуся от рода в род без зла. Егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти, под языком его труд и болезнь. Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго, очи его на нищаго призираете. Ловит в тайне, яко лев во ограде своей, ло вит, еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей. Смирит его, преклонится и падет, внегда ему обладати убогими. Рече бо в сердце своем: забы Бог, отврати лице Свое, да не видит до конца. Воскресни, Господи, Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца. Чесо ради прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет. Видиши, яко Ты болезнь и ярость сматряеши, да предан будет в руце Твои, Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди Помощник. Сокруши мышцу грешному и лукавому, взыщется грех его и не обрящется. Господь Царь во век и в век века, погибнете языцы от земли Его. Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо Твое. Суди сиру и смиренну, да не приложит ктому величатися человек на земли.

На русском языке:


Толкование Афанасия Великого:


Пс.9:1. В конец, о тайных сына, псалом Давиду.

В псалме этом изображает сокровенные дела Спасителя, – ибо многое совершено Им втайне. Таковы: рождение Его по плоти от Девы чрез Духа Святого, необыкновенные и чудодейственные силы, самая смерть, сошествие в ад и воскресение из мертвых. Ибо все это совершено Им втайне. Сокрыл Он это от князей мира сего. Пророк же от лица человечества входит с благодарением за все эти тайные дела, и говорит: «исповемся Тебе, Господи». Последнею же печатию тайных дел Спасителя были: Его смерть, все совершенное Им в аде, Его воскресение и вознесение.

Пс.9:2. Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим...
Пс.9:4. Внегда возвратитися врагу моему вспять.

Объясняет, в чем состоит его исповедание. «Врагом» же называет смерть, обратившуюся вспять, то есть небытие.

Изнемогут и погибнут от лица Твоего.

Когда смерть обратится вспять, тогда ведена будет в бездействие и вся сопротивная сила. Ибо если истребляется «последний враг смерть» (1Кор.15:26), то явно, что еще прежде сего истреблены уже сопротивные силы.

Пс.9:5. Яко сотворил еси суд мой, и прю мою.

Представляет причину благодарения.

Сел еси на престоле

– объясняет Божие посещение в суде.

Очевидно, разумеет мысленных врагов.

Имя его потребил еси в век.

Говорит о мысленном змие или о диаволе. Поелику запрещение значит и исправление; то можно сказать, что, по исправлении язычников Апостолами, «погибе нечестивый», когда угасло и прекратилось на жертвеннике его курение тука. Ибо после того, как «запретил языком» и обратились они ко Господу, действовавший в них, когда были «сынами противления» (Еф.2:2), диавол погиб с идольскими храмами, которые, подобно городам, вмещали в себе множество привязанных к злочестию, и до того погибли, что не осталось и следа их. Можно толковать это и о последнем суде. Ибо тогда запретит Господь грешным и вконец погибнет диавол, сей в подлинном смысле «нечестивый». И города, по истреблении издревле обитавшего в них злочестия, приимут в себя назидание благочестия.

Пс.9:7. Врагу оскудеша оружия в конец.

Оружиями диавола называет сопротивные силы, которые придавали ему крепость. «Грады» суть сопротивные силы, которые подобно твердым, огражденным стенами городам содержали под властью своею уловленных их прелестью. Да и о каких говорить ему городах, кроме тех, о которых сказано в другом месте: «положил еси грады в персть, грады твердыя, еже пасти основаниям их» (Ис.25:2)? Явно, что это, по изъясненному выше, суть сопротивные силы.

Погибе память их с шумом

– погибель их стала гласною. Разумеет – или конечную погибель, или чрезмерность бедствий, или очевидность погибели.

Пс.9:10. И бысть Господь прибежище убогому,

То есть, народу нищему духовно. Давид часто называет себя убогим и нищим, хотя был и на царском престоле. Ибо знал, что всё человеческое бессильнее тени.

Помощник во благовремениих, в скорбех,

Как и в другом месте сказано: «во время приятно послушах тебе» (Ис.49:8).

«Благовремениим» называет время скорби. Ибо хотя и всегда, даже в благоденствии, имеем нужду в помощи, однако же гораздо ощутительнее для нас пособие в скорби.

Пс.9:12. Пойте Господеви живущему в Сионе,

То есть, в небесном Иерусалиме.

Возвестите во языцех начинания Его.

Это говорит как бы Апостолам и проповедникам Евангелия. Какие же это начинания, показывает ниже.

Пс.9:13. Яко взыскаяй крови их помяну,

То есть, взыщет кровей, пролитых за Него, чтобы потребовать за них удовлетворения.

Не забы звания убогих.

Убогими называете опять обнищавших ради Него, которые, непрестанно обращаясь к Нему с молениями, просят об отмщении демонам за причиненные ими обиды.

Пс.9:14. Возносяй мя от врат смертных.

Для того воздвигаешь меня от земли смирения, чтобы сликовствовал я в небесном сионе.

Пс.9:15. Во вратех дщере Сиони»,

– в небесном Иерусалиме.

Возвещу

– вместо: буду воспевать долгое время.

Пс.9:17. Знаемь есть Господь судьбы творяй.

Ибо истинно праведен суд, по которому уготовавшие человеку смерть объяты ею. Ибо во время суда и те познают Судию, над кем будет суд.

Пс.9:20. Воскресни, Господи, да не крепится человек.

Молится, чтобы Единородный воссиял сущим на земле, и чтобы тот высокомудренный диавол, которого Давид в этом псалме называет «человеком», не подымал более бровей.

Да судятся язы́цы пред Тобою.

Молится о скорейшем призвании язычников ко спасению.

Пс.9:21. Постави, Господи, законоположителя над ними.

Кто же законоположитель, кроме Того, Кто ввел у нас закон Нового Завета?

Да разумеют язы́цы, яко человецы суть.

По чрезмерному демонскому обольщению обратились они в образ скотов, почему и сказано о них: «приложися скотом несмысленным, и уподобися им» (Пс.48:13).

Пс.9:22. Вскую, Господи, отстоя далече...

Молится, чтобы ускорено было призвание язычников, которое будет по прошествии долгого времени. Соделано же это высокомерием диавола.

Пс.9:23. Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий.

Высокомерие лукавого служит воспламенением нищему народу Твоему.

Увязают (вместо «увязнут».) в советех, яже помышляют.

Ибо сказано: «Ты запинаяй премудрым в коварстве их» (1Кор.3:19; ср. Иов.5:13).

Пс.9:24. Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея.

Таково долготерпение, что, поелику нечестивые остаются ненаказанными, то некоторые из неразумных одобряют уже жизнь их.

Пс.9:25. Раздражи Господа грешный

Раздражил, издеваясь над сказанным в Писании о Промысле и суде Его. Ибо многие, слыша что-нибудь подобное сему, тотчас предаются смеху. А в связи с этим сказано:

по множеству гнева своего,

Так что целое будет иметь такой смысл: грешник раздражил Господа, собирая себе множество гнева; потому что речение «своего» должно понимать о раздражившем. А присовокупленное потом: «не взыщет» – должно уже читать после знака препинания, так что выйдет следующий смысл: ужели, хотя грешник раздражает Бога, воспламеняя себе множество гнева, однако же Бог не взыщет? Читаемое после знака препинания может иметь и такой смысл: не взыщет ли и не воздаст ли ему Бог по гневу, какой собрал он себе в день гнева своего?

Несть Бога пред ним.

Утратив в душе страх Божий, постоянно живет он во грехе. Начало всякого лукавого дела – не думать о Боге судии.

Пс.9:26. Отъемлются судьбы Твоя от лица его.

Не хочет знать, что Ты – праведный Суд. Ибо кто не знает, что есть Бог, тот не знает, что есть Судия.

Всеми враги своими обладати будет.

Это подобно сказанному: «вселенную всю объиму рукою моею яко гнездо» (Ис.10:14). Из искушений одни касаются души, другие – тела, и иные – окружающего тело. И искушения, касающиеся души, называются нечистыми помыслами, которыми порождаются грехи и ложные учения. Искушения, относящиеся к телу»,» бывают причиною ударов, мучений, гонений, заключений в темницы и смерти. И искушения, касающиеся окружающего тело, состоят в ущербе денег и имущества, в потере детей, в утрате жен. Из этого явствует, что сатана над всяким праведником возобладал непременно посредством какого-либо из исчисленных искушений. Ибо один Христос «греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» (1Пет.2:22).

Пс.9:27. Рече бо в сердце своем: не подвижуся,

То есть, не впаду в заблуждение, не совращусь с пути в роды родов, потому что не потерплю ничего худого.

Пс.9:28. Егоже клятвы уста его полна суть.

Рассчитал, что благоденствие его будет постоянно; почему, уста его полны «горести и льсти», и уловляет нищих, чтобы убивать их в сетях своих. В сказанном же: «с богатыми», что иное разумеется, как не богатеющие злом? Ибо они содействуют отцу своему диаволу в кознях против нищих.

Пс.9:29. Приседит в ловительстве с богатыми.

Заседая в собраниях и сонмищах, уготовляет сети и козни невинным.

Пс.9:31. Преклонится и падет.

Когда диавол скажет: я победил, тогда падет и посрамится.

Пс.9:32. Рече бо в сердце своем: забы Бог.

Диавол говорит это не потому, что это действительно так, но с намерением нас обольстить, чтобы мы преткнулись мыслию, подумав, что Бог нерадит о делах человеческих.

Пс.9:33. Воскресни, Господи Боже мой.

Желает подвигнуть Божие коснение и Божию благость; потому что, пока не вознесена рука Божия на безумие нечестивых, они большей предаются дерзости.

Да вознесется рука Твоя.

Подними руку Твою, и научи их, что промышляешь об обидимых, и как бы восстав от сна, покажи, что Тобою посылаемое на них наказание выше их замыслов. И их накажи, но пощади обидимого, оскорбившись их дерзостями и хулами.

Пс.9:34. Чесо ради, – говорит, – прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет.

Вот причина, почему и превозносится, и падает он.

Пс.9:35. Видиши, яко Ты болезнь и ярость смотряеши.

Все знаешь Ты, Господи, не скрыто от Тебя не только совершаемое на деле, но и приходящее в ум и мысль. В точности знаешь и болезни их, и ярость оскорбителей, и раздражение людей. Ибо в помыслы всякого проникаешь Ты, «испытуяй сердца и утробы» (Пс.7:10). И взирая на все это, долготерпишь, зная, что все под Твоею рукою и некуда бежать человеку.

Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди помощник,

– то есть, от Тебя ожидает он помощи.

Пс.9:36. Сокруши мышцу грешному и лукавому,

– то есть, сокруши владычество врага.

Взыщется грех его и не обрящется,

– по причине самого греха. В целой же связи речь эта имеет такой смысл: если взыщешь грех лукавого, то не обрящется; потому что лукавый погибнет от греха. Обретаются спасаемые Богом, как например: «обретох Давида раба Моего» (Пс.88:21), и обретена «погибшая драхма» (Лк.15:9); потому что она погибла бы, если бы не была обретена, Погибающие же не обретаются во век; потому что Судия пребывает.

Пс.9:37. Господь Царь во век,

В будущем и новом веке.

Погибнете, язы́цы, от земли Его,

Потому что в царствование Его ввергнуты будут во огнь вечный. Несправедливых людей называет «язычниками», как живущих не по закону, но сохраняющих в себе языческую и варварскую жестокость. Просит истребить их, говоря: «погибнете», и угрожая им конечною пагубою, чтобы и страждущие от их несправедливости нашли себе отдохновение, и сами они уцеломудрились.

Пс.9:38. Желание убогих услышал еси, Господи.

Ибо таково было их желание, таково было рвение сподобиться будущих благ.

Уготованию сердца их внят ухо Твое.

Ибо, на сие уготовляемые, готовы они сердцем все претерпеть. А уготованием сердца называется некое обещание, – душевные движения соглашать с Божией волей.

Пс.9:39. Суди сиру и смирену, да не приложит ктому...

Когда, говорит, сотворишь отмщение за нищих, тогда не приложит ктому величатися человек.

Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему, Вышний. Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего. Яко сотворил еси суд мой, и прю мою, сел еси на Престоле, судяй правду. Запретил еси языком, и погибе нечестивый, имя его потребил еси в век и во век века. Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси, погибе память его с шумом. И Господь во век пребывает, уготова на суд Престол Свой, и Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте. И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех. И да уповают на Тя знающии имя Твое, яко не оставил еси взыскающих Тя, Господи. Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания Его. Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих. Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных. Яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони, возрадуемся о спасении Твоем. Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша, в сети сей, юже скрыша, увязе нога их. Знаемь есть Господь судьбы творяй, в делех руку Своею увязе грешник. Да возвратятся грешницы во ад, вси языцы забывающии Бога. Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца. Воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред Тобою. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть. Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех? Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий, увязают в советех, яже помышляют. Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть. Раздражи Господа грешный, по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним. Оскверняются путие его на всякое время, отъемлются судьбы Твоя от лица его: всеми враги своими обладает. Рече бо в сердце своем: не подвижуся от рода в род без зла. Егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти, под языком его труд и болезнь. Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго, очи его на нищаго призираете. Ловит в тайне, яко лев во ограде своей, ло вит, еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей. Смирит его, преклонится и падет, внегда ему обладати убогими. Рече бо в сердце своем: забы Бог, отврати лице Свое, да не видит до конца. Воскресни, Господи, Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца. Чесо ради прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет. Видиши, яко Ты болезнь и ярость сматряеши, да предан будет в руце Твои, Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди Помощник. Сокруши мышцу грешному и лукавому, взыщется грех его и не обрящется. Господь Царь во век и в век века, погибнете языцы от земли Его. Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо Твое. Суди сиру и смиренну, да не приложит ктому величатися человек на земли.

Псалом 9 относится к пророческим песням в Псалтири, поскольку рассказывает о будущих деяниях господа Иисуса Христа. Об этом свидетельствует надписание и сам текст песни. Давид имел крайне близкие отношения с Господом. Не зря он назван в Писании «мужем по сердцу Божьему», поэтому целый ряд его песен являются пророческими и содержат мысли, которые псалмопевцу было открыто чудесным образом.

История написания

Данный псалом был написан после чудесной победы израильского войска над сирийцами. Тот период был крайне тяжелым для Израиля - пока войско оборонялось от сирийцев на севере, на юг царства (Иудею) напали идумеи, которые принесли огромное опустошение среди населения. Израиль был атакован с двух сторон, но был чудесно спасен Господом, который даровал своему народу победу.

В псалме 9 Давид выражает исповедание величия и чудес Божиих

Интересное надписание стоит вначале «В конец, о тайных сына, псалом Давиду», которое считается первым стихом в песне. Выражение «о тайных сына» - это отсылка к Иисусу Христу, т.е. о Его будущих делах на Земле. В молитве Давид получил откровение о будущем Мессии и записал это в своем псалме, обозначив вначале, о чем конкретно будет текст. Также, в некоторых переводах идет еще одно предписание «по смерти Лабена» и толкователи до сих пор не имеют однозначного ответа по поводу этой строки.

Часть исследователей сходятся во мнении, что это отсылка к древним песням, которые исполнялись на особый манер и что автор, передавая текст начальнику хора, указывает, как именно должна быть спета песнь.

Важно! Главная особенность текста в том, что он алфавитный, т.е. каждый стих начинается буквой еврейской азбуки, однако, без строгой последовательности.

Толкование

Псалом делится на две основные части:

  • благодарственно-хвалебная, в которой Давид обещает прославлять Всевышнего за Его защиту от врагов и за то, что Творец дает силы бороться с язычниками;
  • просительная, где Давид просит не оставлять Бога народ и давать ему победы и дальше.

Для лучшего понимания текста, следует разобрать его по стихам:

  • 9:2–3: краткое описание всего текста, т.е. автор раскрывает содержание и начинает восхваления;
  • 9:4: в качестве внутренних врагов тут имеет в виду Саул, который был тестем Давида и внешних - врагов народа Израиля. В духовном смысле тут подразумевается сатана;
  • 9:5: раскрываются причины победы царя - потому что на его стороне был Всевышний;
  • 9:6-9: пророческие слова о будущих победы Господа в мире посредством смерти Иисуса Христа. В смерти и воскресении Христа было разрушено единственное оружие дьявола и теперь люди могут иметь спасение. Идолослужение исчезло, и Господь пребывает вовек;
  • 9:10-11: стихи прославления Отца Небесного. Автор тут осознает беспомощность человека и говорит о человеческой греховности и нищете. Бог единственный, кто заслуживает славы и хвалы;
  • 9:12: просьба к людям прославлять Бога и не останавливаться в этом. Под Сионом тут имеется в виду Церковь Христа и место пребывания Творца. Слово «начинание» тут - это великие перемены, которые произошли в мире с пришествием Спасителя;
  • 9:13: описание Бога как Мстителя за невинно пролитую кровь и побуждение миловать бедных и нищих;
  • 9:14-17: просьба Бога помиловать Свой народ и обещание неустанной хвалы Творцу за это. Просьба о защите от иноплеменников;
  • 9:30–35: описание язычников и их преступных деяний против Божьего народа.
  • 9:35-39: указание Господу на дела нечестивых и просьба помиловать народ, который исполняет Божьи заповеди и законы.

Псалом соединяет в себе хваление и прошение, что характерно для песен авторства Давида.

Правила чтения

Псалом 9 входит во вторую кафизму, которая обычно читается на воскресном богослужении. А во Время Великого поста прочитывается два раза в неделю.

В молитве Давид получил откровение о будущем Мессии и записал это в 9 псалме

Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему, Вышний. Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего. Яко сотворил еси суд мой, и прю мою, сел еси на Престоле, судяй правду. Запретил еси языком, и погибе нечестивый, имя его потребил еси в век и во век века. Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси, погибе память его с шумом. И Господь во век пребывает, уготова на суд Престол Свой, и Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте. И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех. И да уповают на Тя знающии имя Твое, яко не оставил еси взыскающих Тя, Господи. Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания Его. Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих. Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных. Яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони, возрадуемся о спасении Твоем. Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша, в сети сей, юже скрыша, увязе нога их. Знаемь есть Господь судьбы творяй, в делех руку Своею увязе грешник. Да возвратятся грешницы во ад, вси языцы забывающии Бога. Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца. Воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред Тобою. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть. Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех? Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий, увязают в советех, яже помышляют. Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть. Раздражи Господа грешный, по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним. Оскверняются путие его на всякое время, отъемлются судьбы Твоя от лица его: всеми враги своими обладает. Рече бо в сердце своем: не подвижуся от рода в род без зла. Егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти, под языком его труд и болезнь. Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго, очи его на нищаго призираете. Ловит в тайне, яко лев во ограде своей, ло вит, еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей. Смирит его, преклонится и падет, внегда ему обладати убогими. Рече бо в сердце своем: забы Бог, отврати лице Свое, да не видит до конца. Воскресни, Господи, Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца. Чесо ради прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет. Видиши, яко Ты болезнь и ярость сматряеши, да предан будет в руце Твои, Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди Помощник. Сокруши мышцу грешному и лукавому, взыщется грех его и не обрящется. Господь Царь во век и в век века, погибнете языцы от земли Его. Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо Твое. Суди сиру и смиренну, да не приложит ктому величатися человек на земли.

Буду славить Тебя, Господи, от всего сердца,

расскажу о всех Твоих чудесах.

Буду радоваться и торжествовать о Тебе;

в песнях имя Твое прославлю, Всевышний.

Враги мои обратились вспять;

пошатнулись они пред Тобой и погибли.

Ты поддержал меня в правой тяжбе,

Ты воссел на троне творить правый суд.

Ты осудил народы и погубил нечестивых,

Ты изгладил из памяти имена их навеки.

Вечная гибель пришла на врага,

и города его Ты разрушил,

сама память о нем исчезла.

Но Господь владычествует вовек,

Он для суда воздвиг Свой престол.

По правде будет судить Он мир

и народами править по справедливости.

Господь - прибежище угнетенным,

прибежище во время смуты.

Будут уповать на Тебя те, кто знает имя Твое,

ведь Ты, Господи, не оставишь ищущих Тебя.

Славьте песнями Господа, царящего на Сионе,

возвещайте народам Его дела!

Ведь взыскивая за кровь, Он помнит о беззащитных,

вопля их не забывает.

Господи, как ненавистники мои стеснили меня!

Помилуй и отдали меня от ворот смерти,

чтобы хвалу Тебе я воздал

в воротах дочери Сионаc,

радуясь о Твоем спасении.

Народы упали в яму, которую сами выкопали;

их ноги запутались в сети, которую они скрыли.

Открылся Господь как справедливый судья:

нечестивые попались в ловушку своих же дел.

Нечестивые отправятся в мир мертвых -

все народы, что забыли Бога.

Но не навсегда забыт будет нищий,

и надеждам страдальца не вечно гибнуть.

Господи, восстань! Не дай человеку победы!

Пусть будут судимы перед Тобой народы.

Господи, ужасом их срази,

пусть знают, что они лишь смертные.

Для чего, Господи, Ты стоишь вдали,

во время скорби Себя скрываешь?

В гордости своей нечестивый преследует бедного -

пусть попадется он на свои же уловки.

Кичится нечестивый страстями своей души,

жадный до наживы клянет и ругает Господа.

В надменности своей нечестивый Его не ищет,

в его мыслях нет места для Бога.

Дела его всегда успешны.

Он надменен, и Твои законы от него далеки;

на всех врагов своих смотрит с пренебрежением.

Он говорит себе: «Не поколеблюсь!

Никогда не постигнет меня беда».

Уста его полны проклятий, лжи и коварства,

под языком у него беда и несчастье.

Он ставит засаду у поселений,

в глухих местах убивает невинных,

наблюдая тайком за жертвой.

Он ждет в засаде, как в логове лев.

Он ждет в засаде, чтобы ловить бессильных;

он ловит их в сеть и уносит прочь.

Те пригибаются, навзничь падают,

и мощь нечестивого крушит несчастных.

А он говорит себе: «Бог забыл.

Он сокрыл лицо, Он вовек не увидит».

Господи, восстань! Воздень Свою руку, Боже!

Беспомощных не забудь!

Почему нечестивый оскорбляет Бога?

Почему он говорит себе:

«Он не спросит с меня»?

Нет! Ты видишь обиды и притеснения

и готов воздать Своею рукой.

И страдальцы вверяют себя Тебе.

Ты сиротам помощник.

Сокруши же мощь нечестивого и злого

и взыщи с него за его вину так,

чтобы нечего было уже взыскивать.

Господь - Царь вовеки,

исчезнут народы с Его земли.

Ты внемлешь, Господи, желаниям кротких;

Ты ободряешь их, слышишь их вопль.

Ты защитишь сироту и бесправного,

чтобы человек на земле более не устрашал их.

Важно! Псалом читается вслух, без лишних эмоций. Можно дополнительно читать толкование святых отцов, чтобы лучше понимать текст. Для создания благоприятной атмосферы рекомендуется зажечь свечу или икону.

Псалтирь. Псалом 9

Прошлую статью о девятом псалме мы закончили тем, что Господь сделал всё возможное для Спасения каждого из нас. И только от нас зависит – воспользоваться открытой Ним для нас возможностью Спасения, или не воспользоваться. Девятый псалом говорит и об этом. Любой, кто захочет ознакомиться с текстом данного псалма, увидит, что там очень много сказано о людях, которые прогневляют Бога. Преступления таких людей описаны красочно и подробно. Вот только одно из таких мест: «Егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти, под языком его труд и болезнь. Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, еже убити неповинного, очи его на нищего призираете. Ловит в тайне, яко лев, во ограде своей, ловит, еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей. Смирит его, преклонится и падет, внегда ему обладати убогими» (Пс. 9:28-31).

Или в русском переводе Юнгерова:

«Уста его полны клятвы, горечи и лести, на языке его мучение и злоба. Сидит он в засаде, в тайниках, с богатыми, чтобы убить невинного, глаза его подсматривают за нищим. Подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище своем, подстерегает, чтобы схватить нищего, схватить нищего, привлекши его сетью своею. Смирит его, наклонится и упадет, когда он обладает убогими».

Слова эти можно, конечно, отнести к врагу рода человеческого – дьяволу, который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8), и для этого расставляет свои сети.

Но их можно отнести и просто к человеку, который считает возможным жить за счет другого, обирая другого.

Быть может, я не прав, но мне кажется, будет полезнее рассматривать их по отношению к человеку. Ведь мы не бесы, а люди. И нам важнее знать причины неправильной жизни людей, а не бесов.

Псалмопевец не только живописно рисует картину того, как неправедно живет нечестивый человек. Давид указывает на главное – причину такой жизни.

«Чесо ради прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет» (Пс. 9:34).

Или в переводе Юнгерова: «Отчего прогневал нечестивый Бога? Оттого, что сказал в сердце своем: «Он не взыщет».

Кстати, кто-то из тех, кому больше тридцати, еще помнит такое имя - Карл Маркс? Во времена моей юности он был очень уважаемым человеком! Некоторые его труды изучали в школе, высказывания заучивали наизусть, а потом помнили всю жизнь. Одно из таких высказываний - «Бытие определяет сознание». Или если точнее – «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Зачем я обо всем этом вспоминаю? Затем, чтобы обратить внимание читателя на то, что согласно Святому Писанию - всё совершенно наоборот !

Не бытие определяет сознание, а именно сознание определяет бытие ! Сначала идет мысль, а потом действие. Если мысль правильная, то и действие будет правильным. Как ты мыслишь, как ты веришь, так ты и будешь жить! Не с плохих дел начинается наше падение! С плохих мыслей, которые предшествуют неудачному выбору, оно начинается!

Почему человек, упоминаемый в рассматриваемом отрывке девятого псалма, прогневал Бога? Потому, что перед своим поступком пустил в своё сердце неправильную, ложную мысль!

Потому, что решил – «Бог не накажет, не взыщет»!

Велика мысль человеческая – именно с нее начинаются и величайшие подвиги, и страшнейшие злодеяния. Именно поэтому в христианской аскетической литературе есть совет по мере сил бороться с греховными помыслами ! Тем, кто хочет прожить христианскую жизнь, следует помнить, что дурные помыслы нужно умерщвлять в зародыше, пока они не укоренились в сознании, не пленили сердце, не ослабили волю и не привели к греховным поступкам.

Но как отличить плохое от хорошего? Ведь мы живем в современном мире, в мире, в котором принято всё ставить под вопрос. То, что считалось само собой разумеющимся еще лет сто-двести назад, сейчас подвергается сомнению.

Семья, обычная традиционная семья, в которой папа-мама и детишки – это хорошо? Или может должен быть «свободный союз свободных людей»? Захотели – сошлись, насытились друг-другом – разбежались? Образовали новые «свободные пары», а – дети? А что дети? Вырастут – поймут?

Или уважение к родителям, забота о них – это хорошо? Или наоборот - старики «тормозят прогресс» и место им в домах престарелых? Чтобы молодым наслаждаться прогрессом не мешали?

Как отличить хорошее от плохого?

На этот вопрос много веков назад ответил апостол Павел в письме к Тимофею. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16).

Разумеется, апостол Павел имел в виду учение христианское. А зачем вникать в это учение? Для того, чтобы узнать, что считает хорошим и что считает плохим Тот, Кто дал нам христианство – то есть Творец вселенной, Сам Бог!

Иной раз люди задаются таким вопросом – а может ли существовать настоящий праведник без веры в Бога? Может ли человек в Бога не верить, но при этом жить чистой-чистой жизнью?

Как по мне – вряд ли, очень вряд ли!

Конечно, не сто´ит забывать слова апостола Павла: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон. Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14-15).

То есть совесть дана каждому человеку, и она, как компас, могла бы указывать и верующему и не верующему, на то, какие поступки хороши, а какие нет.

Но – грехопадение изломало нас! Всё в нас сломано, смешано, не на своем месте… И совесть – тоже.

Человек столь легко увлекается собственными страстями, что голос совести в себе он заглушит всегда!

Ну, а поскольку человек умен, то он всегда найдет оправдание своим поступкам. Как сказано в девятом псалме: «Хвалим есть грешный в похотях души своея» (Пс. 9:24).

Мы – такие, да. Мы за всё на свете себя похвалить можем!

Именно поэтому нам, чтобы жить правильно, необходим некий эталон, с которым мы могли бы сравнивать свои поступки, мысли, чувства, желания.

И такой эталон у верующих есть.

То, что считает хорошим Бог – то и есть хорошо. Что Он считает плохим – это и есть плохо.

То есть поссорился человек с женой, решил развестись. По современным представлениям, развод – это вполне нормально! Но человек сначала решил сопоставить свое желание с мнением Господа. Открыл «Евангелие от Матфея», нашел главу 19 и в ней прочел, что Господь разводы не одобряет…

И – помирился с женой! То есть поступил правильно Бога ради!

А неверующий не угодит Богу уже просто потому, что не будет знать, как это сделать! Он не станет «вникать в учение» (1 Тим. 4:16), чтобы знать, какие именно поступки Бог считает хорошими.

И он не станет «вникать в себя» (1 Тим. 4:16), чтобы понять, какие именно мысли и желания в нем не от Бога, и что внутри себя нужно исправлять.

И на нем сбудутся слова апостола Павла - «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6).

Без веры угодить Богу невозможно! Ровно так же, как невозможно на лодке без карты доплыть из Одессы в Калькутту. С картой (в которую нужно было бы постоянно вникать!) – можно попытаться. Без карты – никак!

Прав, прав святитель Николай Сербский:

«Путники в пути должны выполнять указания Проводника. Иначе собьются с пути и пропадут. Особенно должны повиноваться всем указаниям, до малейших, Проводника на тесном пути, ведущем к вечной жизни в Царстве Небесном… Ибо путь тесен и опасен, и по обе стороны от него полно соблазнов и сетей антихристовых».

Вот и тот нечестивый, о котором говориться в рассматриваемом стихе псалма (Пс. 9:34) – в чем была его ошибка? В том, что он не слушал слов, высказанных Духом Святым (по выражению Николая Сербского «не слушал Проводника на пути, ведущем в Царство Небесное»).

Этот бедный человек был одним из тех, кто сами всё знают, и не позволят другим себя поучать. Он не попытался вникнуть в учение! Потому, что если бы вникал, то точно знал бы – взыщет Господь, обязательно взыщет! Об этом Писание много раз говорит, и в девятом псалме тоже!

«Ибо Он будет судить вселенную по правде… Он взыскивает за кровь» (Пс. 9: 9-13).

Не стоит обманываться: «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божьего не наследуют» (1 Кор. 6:9-10).

И в рай будущего, который Иоанн Богослов назвал Небесным Градом Иерусалимом «не войдет ничто нечистое, и никто, преданный мерзости и лжи» (Откр. 21:27).

Мы должны не лениться, а вникать в учение . И через чтение, и через жизнь, путем познания заповедей через их исполнение. Тогда и непонятных мест, тайн (в том числе и Тайн Сына, о которых говориться в надписании девятого псалма) станет для нас меньше.

Конечно, всё, что в принципе познаваемо для человека , познают те, кто наследует Царство Небесное. И познают они это именно там, в Небесном Граде Иерусалиме, когда Бог будет всё во всем (1 Кор. 15:28).

Но начало этому познанию – здесь, в нашей временной жизни!

Обратим внимание еще на один важный стих девятого псалма.

Иной раз человеку, поверхностно знающему Библию, кажется, что в Ветхом Завете Бог только потомками Авраама и занимался. На самом деле это не так. Просто Библия – это книга о Христе, и поскольку Христос должен был по Человечеству Своему родиться среди потомков Авраама, то вполне естественно, что именно этим потомкам и уделено так много страниц Святого Писания.

Тем не менее, и языческие народы ходят под Богом! И их видит Господь, и для них Он хотел бы лучшего! Да что там говорить – есть целая книга Ветхого Завета, в которой Бог с помощью пророка вразумляет именно языческий народ и спасает (через покаяние) огромный город. Это – «Книга пророка Ионы», вразумляемый народ – ассирийцы, а город, который избежал разрушения вследствие того, что народ покаялся – столица Ассирии, Ниневия.

«Да судятся языцы пред Тобою. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть» (Пс. 9:20-21).

Или в русском переводе: «Да судятся народы перед Тобою. Поставь, Господи, законодателя над ними, да знают народы, что они люди».

Чего просит пророк у Бога для язычников? Он просит у Бога законодателя , он просит дать этим людям Закон, чтобы они имели правильно выстроенные отношения с Богом! Чтобы и эти народы могли знать, какие наши поступки в глазах Господа хороши, а какие – плохи. Потому, что если мы этого не знаем, мы – не люди, или же – не совсем люди, почти животные.

И – что? Бог услышал просьбу царя и пророка Давида? Да, конечно! Был, был дан законодатель народам!

Законодателем стал Тот, Кто дал всем людям, всем народам Новый Завет. Тот, Кто по виду стал как человек (Фил. 2:7), но в Ком обитала вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9).

Тот, Кого мы знаем под именем Иисуса Христа.

Его нам и надлежит слушаться (Мф. 17:5).

В общем, разговоры о девятом псалме нужно заканчивать. Порадуемся тому, что мы живем в новозаветное время, и нам проще познать Господа, чем язычнику ветхозаветных времен, о милости к которым так просил Господа Давид (Пс. 9:20-21)!

Собственно, пример сотника Корнилия (Деян. Глава 10) доказывает, что и для древних язычников попытка найти Господа не бывала бесплодной. Но нам, нынешним людям – однозначно проще.

Кстати, нам проще, даже если сравнивать с ближайшими родственниками! Моя прабабушка Марфа Библии дома не имела. Были советские времена, и Святое Писание достать было очень трудно. Но человек – существо изобретательное. Прабабушка Марфа покупала атеистические, антибиблейские книги. Зачем? А там среди гор атеистического хлама попадались цитаты из книг Ветхого и Нового Завета! Библейская критика не могла поколебать ее веру, а драгоценные цитаты из Святого Писания она выписывала и таким образом изучала!

Так намывают драгоценные крупицы золота, отсеивая горы песка и прочего мусора.

Нам, нынешним, конечно легче. Всё доступно – открыты Храмы, открыты православные книжные магазины. А уж в интернете – вообще красота. Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, Августин Блаженный, Максим Исповедник, авва Дорофей, Ефрем Сирин, Исаак Сирин – читайте, читайте!

Возрадуемся свободе вероисповедания, которую дает нам нынешнее время! И будем помнить о том, что эта свобода – драгоценность. Не исключено, что и мы, нынешние, доживем до новой волны страшных гонений.

И тогда Писание будет сложно изучать открыто. Но пока – можно! А значит, нам просто стыдно не откликнуться на призыв пророка Осии – познаем, будем стремиться познать Господа! (Ос. 6:3).

Использованная литература:

Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 9.

Афанасий Великий. Толкование на псалмы.

Николай Сербский. Стеклянные глаза Индии.

© 2024 Строительный портал - PvaStudio