Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Расписание уроков в школе по санпин. Расписание уроков. Кто и как его составляет? I. Общие положения и область применения

С изменениями и дополнениями от:

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования - на 2-х, 3-х, 4-х уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1 , , настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3 , в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Таблица 1

Шкала трудности предметов для 1 - 4 классов

Общеобразовательные предметы

Математика

Русский (национальный, иностранный язык)

Природоведение, информатика

Русская (национальная) литература

История (4 классов)

Рисование и музыка

Физическая культура

Таблица 2

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5 - 9 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Геометрия

Экономика

Черчение

Мировая художественная культура (МХК)

Биология

Математика

Иностранный язык

Русский язык

Краеведение

Природоведение

География

Граждановедение

Литература

Физическая культура

Экология

Информатика

Таблица 3

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 10 - 11 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов

(ранг трудности)

Геометрия,

Русский язык

Литература,

Иностранный язык

Биология

Информатика,

Экономика

Обществознание,


Приложение 4. >>
Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток
Содержание
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10...

С 1 сентября 2011 года вступили в силу новые требования СанПиН. Особенностью новых требований является введение подробной шкалы трудности для каждого предмета. Теперь трудность каждого предмета оценивается в баллах для 1-4 классов, отдельно для 5, 6, 7, 8 и 9 классов, и для 10-11 классов. При составлении расписания наибольшая нагрузка учащихся, рассчитанная в баллах, должна приходиться на вторник и/или среду.

Программы для составления расписания "Ректор 3" и "Ректор-Школа" обеспечивают поддержку составления расписания уроков с учетом новых требований СанПиН. Ниже мы рассмотрим последовательность составления расписания при переходе на новые требования СанПиН в программе "Ректор 3". Все действия в программе "Ректор-Школа" выглядят аналогично.

Наш план такой:

  1. Настройка штрафов за нарушение требований СанПиН.
  2. Ввод шкалы трудности для каждого предмета.
  3. Составление расписания с учетом требований СанПин.

Изложение материала ориентировано на опытных пользователей. Начинающим рекомендуем сначала ознакомиться с руководством по программе.

Настройка штрафов за нарушение требований СанПиН

Значения штрафов за нарушение требований СанПиН задаются в диалоге Параметры на закладке СанПиН. Для того, чтобы открыть диалог, запустите программу и в меню Настройки выполните команду Параметры, как показано на скриншоте.

В результате откроется диалог Параметры:

Перейдите на закладку СанПиН:

Как видно из скриншота, в данном случае значения штрафов за нарушение требований СанПиН равны 10. Для того, чтобы придать больший вес требованиям СанПиН, увеличим все штрафы до 50:

Для сохранения новых значений щелкните мышкой по OK .

Можно ли задать другие значения, кроме 10 и 50? Да, можно. Штрафы задаются в относительных единицах и должны быть неотрицательными числами. Самое главное - штрафы должны быть сбалансированы друг с другом, то есть штрафы на закладке СанПиН должны быть сбалансированы со штрафами на закладках Классы и Учителя.

Почему для 1-9 и 10-11 классов штрафы задаются отдельно, ведь требования СанПиН по максимальной нагрузке для всех классов одни и те же? Требования СанПиН нарушать нельзя, но если предположить, что небольшие отклонения возможны, то они более вероятны для старших классов и программа позволяет сделать это.

Ввод шкалы трудности для каждого предмета

В новой версии программы, в файле с демонстрационными данными шкала трудности для каждого предмета уже введена в соответствии с новыми требованиями СанПиН. Однако, если Вы используете программу для составления расписания уже не первый год, то, вероятно, Вам нужно задать трудность предметов в баллах заново, поскольку ранее трудность предмета была либо постоянной, либо зависела только от ступени обучения.

Для этого перейдите в раздел Списки на страницу Предметы. Ваш список предметов может выглядеть примерно так:

Двойным щелчком мышки по строке с названием предмета откройте диалог Свойства предмета.

Убедитесь, что в окошке Список предметов по СанПиН программа правильно определила название предмета (на скриншоте название предмета "Алгебра" совпадает с названием предмета по СанПиН - "Алгебра"). В некоторых случаях программа не сможет самостоятельно определить название предмета по СанПиН. Прежде всего это касается языков. В то время как в программе используются привычные "русск. яз.", "англ. яз.", "немецк. яз." и т. д., в СанПиН есть только "национальный язык" и "иностранный язык". Если программа не смогла правильно определить название предмета по СанПиН, сделайте это вручную.

Теперь щелкните мышкой по кнопке Установить. По шкале трудности в левой части диалога пробежит "зеленая волна" и рекомендуемые значения будут установлены.

При необходимости баллы можно подкорректировать вручную.

Составление расписания с учетом требований СанПин

При автоматическом составлении расписания (кнопка Найти на панели инструментов, подробнее смотрите Справку и Руководство по программе) программа учитывает требования СанПиН. Окно программы с Вашими данными может выглядеть примерно так:

На скриншоте:

  1. Трудность предмета в баллах для текущего класса - 5а.
  2. Суммарная нагрузка текущего класса во вторник (сумма баллов по всем предметам во вторник).
  3. Красным цветом показан день недели, в который суммарная нагрузка превышает нагрузку во вторник и/или в среду.
  4. Коричневым цветом показан день недели, в который суммарная нагрузка равна нагрузке во вторник и/или в среду.
  5. Бледно-зеленым цветом показаны ярлычки классов, расписание которых составлено, но с нарушением требований СанПиН.

Разделы: Администрирование школы

Ключевые слова: составление расписания , программа «Ректор»

Процесс составления расписания – очень трудоемкий и продолжительный по времени, который может продолжиться до одного месяца, даже с использованием специализированных программ. Программы облегчают и ускоряют процесс, но они не могут учесть всех человеческих условий, поэтому приходиться использовать комбинированный режим работы с программами.

При составлении расписании заместитель директора по УР сталкивается со следующими требованиями, которые хотя бы частично должны быть учтены (полный перечень требований изложен в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормах СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные в 2002 году, вводятся в действие с 1 сентября 2003 г. СанПиН содержит Приложение 6, в котором даны рекомендации по составлению расписания уроков в части распределения учебной нагрузки в течение дня и недели.)

1. Методический день учителя.

Учителю на основании коллективного договора предоставляется методический день. Он устанавливается при условии объема учебной нагрузки, не нарушающей учебного режима, не создающей перегрузки учащихся. Методический день не является дополнительным выходным днем.

2. Окна в расписании учителя.

Никаких нормативов по количеству окон не существует. По нормативам, рабочее время работника может быть разделено на два периода. То есть, если у учителя в течение рабочего дня два окна – это незаконно, а если одно, но любой продолжительности, то законно. Специфика рабочего времени учителя (в том числе и окна) должна быть прописана в локальном нормативном акте школы: либо в правилах внутреннего трудового распорядка, либо в коллективном договоре

3. Гигиенические требования – распределение учебной нагрузки по дням недели по баллам .

Научными исследованиями установлено, что оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны приходиться на 2–3 уроках, а для II и III ступеней – на 2, 3, 4 уроках.

Таблица 1. Наиболее благоприятные и неблагоприятные дни недели.

Классы Дни недели
благоприятные неблагоприятные
1–4 Вторник, среда (небольшое снижение), четверг Понедельник, пятница, суббота
5 Понедельник, вторник Среда, четверг, пятница, суббота
6 Вторник, четверг, пятница (небольшое снижение), суббота Понедельник, среда
7–8 Вторник (небольшое снижение), среда, четверг, суббота Понедельник, пятница
9–11 Среда, четверг, пятница Понедельник, вторник, суббота

Таблица 2. Наиболее продуктивные и непродуктивные уроки.

Классы Уроки
продуктивные непродуктивные
1–2 1, 2, 4 3
3–5 1, 2, 3 4
6–7 1, 2, 3, 5 4,6
8 1, 2, 3, 5 4,6
9 1, 2, 3, 5 4,6
10 1, 2, 3, 5 6 4
11 1, 2, 3, 4, 5, 6 (при правильно выбранных методах и формах обучения)

Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни недели. Наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов приходится для 8–11-х классов – на вторник, среду и четверг; для 1–7-х классов – на вторник и четверг (среда – несколько облегченный день); суммарная нагрузка в начале и конце недели должна быть наименьшей (по ранговой шкале трудности). Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2–4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

Таблица 3. Шкала трудности учебных предметов для расписания начальной школы (по 11-балльной шкале И.Г. Сивкова).

Предмет Количество баллов Предмет Количество баллов
Математика 11 Физическая культура, ритмика 5
Иностранный язык 10 Художественный труд 4
История 8 Рисование 2
Русский язык, чтение 7 Пение, музыка 1
Природоведение, естествознание, окружающий мир 6

Таблица 4. Шкала трудности учебных предметов для учеников 5-9-х классов (по 13-балльной шкале М.И. Степановой, И.Э. Александровой, А.С. Седовой).

Школьные предметы* Количество баллов (ранг трудности)
5-е классы 6-е классы 7-е классы 8-е классы 9-е классы
Алгебра 10 9 7
Биология 10 8 7 7 7
География
Геометрия 12 10 8
ИЗО
Иностранный язык 9 11 10 8 8
Информатика 2 10 4 7 7
История, обществознание 5 8 6 8 10
Литература 4 6 4 4 7
Математика 10 13
Музыка 2 1 1 1
МХК 5 5
ОБЖ 1 2 3 3 3
Природоведение 7 8
Ритмика 4
Русский язык 8 12 11 7 6
Труд 4 3 2 1 4
Физика 8 9 13
Физическая культура 3 4 2 2 2
Химия 13 10 12
Черчение 5 4
Экология 3 3 3 6 1
Экономика 11
Этикет 7 5

* В перечень включены и факультативные курсы.

Таблица 5. Шкала трудности учебных предметов для учащихся 10-11-х классов (по 13-балльной шкале М.И. Степановой, И.Э. Александровой, А.С. Седовой).

Предмет Количество баллов Предмет Количество баллов
Физика 12 Информатика
Экономика
6
Геометрия, химия 11 История Обществознание
МХК
5
Алгебра 10 Астрономия 4
Русский язык 9 География Экология 3
Литература, иностранный язык 8 ОБЖ Москвоведение 2
Биология 7 Физическая культура 1

Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

На практике из перечисленных выше требований полностью выполнить удается только первое, два других требования, как правило, учитываются только частично. Это может быть связано и с большим количеством классов, нехваткой учебных кабинетов, привлечение вузовских преподавателей и т.д.

Помимо требований со стороны законодательства выставляемых к составлению расписания, необходимо учитывать следующие моменты:

1. Пожелания учителей к составлению расписания.

У каждого учителя существуют личные причины работать в тот или иной день, время или в том или ином кабинете и т.д.

2. Загруженность классов с дополнительными услугами.

На практике встречаются “классы +” – это классы с дополнительными услугами, у них кроме основных учебных предметов ведутся занятия бальных танцев, бассейн, дополнительные занятия по математике, английскому языку и т.д.

3. Распределение учебных кабинетов.

Нехватка учебных классов из-за большого количества классов, проведение занятий в две смены. Так же здесь необходимо учитывать проведение дополнительных занятий для подготовки к олимпиадам, различным конференциям, консультаций по ЕГЭ, а так же индивидуальную работу учителя с учащимися.

С чего же начать составлять расписание начинающему:

А) Распределение учебной нагрузки между учителями. Особое внимание следует обратить на предметы, где занятия проходят при делении на подгруппы (например, английский язык, информатика и т.д.). Удобно, если пары учителя работают в одних и тех же классах.

Например: Английский язык

Ф.И.О. 11б
Валиева С.Т. 2 2 2 2 2 2 3\3
Ергулева Е.В. 2 2 2 3 3
Ерзина Л.В. 2 2 2 2 2
Шайдулина З.Р. 2 2 2 3 3 3/3

Надо постараться, чтобы как можно меньше было ситуаций, когда один учитель ведет занятия в обоих подгруппах класса (из примера выше Шайдуллина З.Р. в 5в классе, Валиева С.Т. в 11 б классе)

Б) Распределение методических дней учителей: подсчитать общее количество баллов недельной нагрузки в каждом классе по учебному плану (можно использовать таблицы 3–5), с учетом факультативов. Распределите баллы на дни недели с учетом благоприятных и неблагоприятных дней (таблицы 1–2).

В) Ввод данных об учителе в программе Ректор:

  • в разделе Списки – Свойства учителя
чтобы указать методический день необходимо выделить выходным день недели и количество желаемых методических дней указать 0, чтобы программа сама не определила методдень на свое усмотрение. Из примера1 у учителя Басовой методический день – среда (см. Рисунок 1).

Рис. 1

желательно ввести кроме основных часов учителя, также указать все дополнительные часы. Это необходимо сделать, чтобы при составлении расписания зарезервировать день и час для данных занятий, например:7 уроками для проведения консультаций, чтобы было удобно учащимся. Можно попросить учителей, чтобы они обсудили это время заранее с учащимися.
  • Если у учителя нет закрепленного за ним кабинета, то кабинет при вводе нагрузки указывать не надо. Распределение свободных кабинетов быстро производиться после составления расписания в разделе Расписание – Кабинеты .
  • Ввод нагрузки, когда один учитель ведет урок в двух подгруппах , например: в 11б классе английский язык (3 часа) в двух подгруппах ведет Валиева С.Т.. Получается, что занятия английского языка в этом классе можно распределить в расписании только первыми или последними уроками в классе. Выход следующий: 1 час английского языка объединить в группу с информатикой (рисунок 2–3). Оставшиеся 2 часа английского вводим в один прием, с обязательным указанием, что группы одновременно не занимаются и уроки должны быть крайними (рисунок 4).
  • В аналогичных ситуациях необходимо искать предмет, с которым можно объединиться в пару. Обязательно нужно проконтролировать общую нагрузку учителя, с данном случае часто происходит потеря часов.

    • Совместители: Учителя по совместительству работают по определенным дням, поэтому при вводе данных в разделе Списки – Свойства учителя необходимо сразу указать дни и время их работы.

    Г) При составлении расписании удобно использовать таблицу 6.

    В столбце Ф.И.О. вводиться список учителей по кафедрам, сначала учителя русского языка и литературы, математики и информатики, физики, биологи, химии, английского языка, татарского языка, технологии, музыки, ИЗО, физической культуры, ОБЖ. Данную таблицу можно получить и программе ректор в разделе Расписание – Учителя и запустить Мастер печати расписания учителя . Для удобства обработки и сортировки данных необходимо выбрать формат файла Excel. Конечно, таблица получается не на один лист, а на несколько, но зато по ней можно увидеть большое количество информации: распределение недельной нагрузки всех учителей, окна, методический день, во сколько заканчиваются уроки в классах по сменам, и многое другое. Данную таблицу хорошо научиться читать по вертикали, это позволяет при необходимости быстро находить замены учителей в классах. Совет : Чтобы быстро запомнить расписание учителей и легко в нем ориентироваться, то данную таблицу заполнить самому карандашом. И если затем будут производиться изменения в расписании, то и в данной таблице обязательно нужно вносить корректировки. Расписание в таком виде всегда должно находиться под рукой у замдиректора по УР.

    Начинать составление расписания надо с учителей, которые ведут занятия в подгруппах, используя функцию поиска расписания. Еще раз следует отметить, что программа при составлении расписании для учителей в парах, может получить расписание одному учителю без окон, а другому учителю, стоящему с ним в паре, может оставить большое количество окон. Поэтому полученное расписание необходимо занести в таблицу 6 (или распечатать ее из программы только на данных учителей), проанализировать и исправить неточности в расписании.

    Список используемой литературы:

    1. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196.
    2. Санитарные правила ст. 28 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований.
    3. http://profi.intergu.ru/index.asp?main=answer&t100=0&id_sec=1896
    4. И.Г. Корнеева. Рекомендации по составлению расписания// “Справочник заместителя директора школы”, № 3, 2008 г.

    Общая учебная нагрузка в школе состоит из государственного компонента учебного плана и школьного компонента.

    Между занятиями по обязательному и школьному компонентам необходим перерыв не менее 30 мин для обеда и отдыха.

    Многочисленные наблюдения и исследования подтверждают, что не все предметы вызывают одинаковое утомление. Наиболее значительные нарушения функционального состояния центральной нервной системы отмечены у школьников после уроков математики, физики, химии. Причем чем позже проходят эти уроки, тем большее утомление они вызывают. При составлении расписания необходимо учитывать, что по степени/трудности уроки распределяются следующим образом: тяжелые уроки - математика, физика, химия, астрономия, иностранный язык; уроки средней тяжести - история, биология, русский язык и литература," белорусский язык и литература, география; легкие уроки - труд, рисование, пение, спецподготовка, физкультура.

    В течение учебного дня необходимо легкие уроки чередовать с трудными, естественно-математические предметы - с гуманитарными, предметы, требующие большого умственного напряжения и внимания, - с уроками, включающими двигательный и динамический компоненты. В соответствии с изменениями динамики работоспособности в течение дня на первом уроке целесообразно изучать предметы средней сложности, на втором и третьем - тяжелые предметы. Уроки труда и физкультуры нужно использовать для поддержания работоспособности школьников, поэтому предпочтительно делать их четвертыми или пятыми. Перемена вида деятельности снимает утомление, и на пятом-щестом уроках школьники будут работоспособны. Предметы, требующие большего интеллектуального напряжения, сосредоточенности, внимания, не рекомендуется ставить на первые или последние уроки.

    В течение недели учебная нагрузка также должна распределяться в соответствии с закономерностями динамики работоспособности. Для этого рекомендована шкала трудности предметов.

    Максимальное количество баллов за день по всем предметам должно приходиться на вторник и среду. Понедельник должен быть относительно незагруженным. Четверг после напряженных дней (вторника и среды) необходимо сделать облегченным, чтобы предотвратить падение работоспособности. Пятница по загруженности близка к понедельнику. А суббота должна быть наиболее легким днем. Если наибольшее количество баллов приходится на крайние дни недели или оно одинаково во все дни - расписание не соответствует физиолого-гигиеническим требованиям.

    Контрольные работы проводятся по графику, который утверждается директором школы. В течение учебного дня может проводиться только одна контрольная работа. Не рекомендуется проводить контрольные работы после уроков физкультуры, на последних уроках, в понедельник и пятницу.

    Между окончанием занятий в школе и приготовлением уроков необходим как минимум 1,5-часовой активный отдых на свежем воздухе. Дети с ослабленным здоровьем, перенесшие тяжелые заболевания нуждаются в дневном сне. После отдыха улучшается качество работы, точность и координация движений, острота зрения. Учащиеся первой смены готовят уроки с 15 до 17 ч, в момент подъема работоспособности. Учащиеся второй смены должны выполнять домашние задания утром, до 12-ч.

    Основные требования к расписанию уроков

    Рекомендуется чередовать предметы, не требующие одинаковой работы (например, письмо и чтение). Ставить друг за другом такие уроки, как письмо и рисование, нецелесообразно. Напряжение мелких мышц кисти быстро приводит к утомлению и снижению работоспособности учащихся.

    Следует включать в середину учебного дня (3-4-й урок) уроки труда, физкультуры.

    Необходимо планировать более легкие предметы на начало и конец учебного дня, а также учебной недели.

    Для учащихся начальной школы домашние задания на понедельник рекомендуются в устной форме (включая письмо, математику). Каникулы предназначены для полноценного отдыха школьников, поэтому домашние задания на их период упраздняются. Рекомендуется только чтение.

    Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у де тей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

    Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования на 2, 3, 4 уроках.

    Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) неде ли.

    Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду . На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

    Изложение нового материала, контроль ные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной неде ли.

    Предметы, требующие больших затрат времени на домаш нюю подготовку, не должны группироваться в один день.

    При составлении расписания уроков для обучающихся на чальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таб лицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ран жируется в баллах.

    Занятия физической культурой рекомендуется предусматри вать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные ра боты.

    При правильно составленном расписании уроков наиболь шее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

    Таблица 1

    Шкала трудности предметов для 1-4 классов

    Общеобразовательные предметы

    Количество баллов

    (ранг трудности)

    Математика

    Русский (национальный, ино странный язык)

    Природоведение, информатика

    Русская (национальная) литера тура

    История (4 классов)

    Рисование и музыка

    Труд

    Физическая культура

    Приложение 4

    к СанПиН 2.4.2.2821 -10

    Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статиче скую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультур ных минуток (далее - ФМ) для снятия локально-о утомления и ФМ общего воздействия.

    ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

    1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 -отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову на клонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

    2. И.п. -- сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 -ил., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

    3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 -то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

    ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

    1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку впе ред, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

    2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 -2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти на зад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

    3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - раз

    ФМ для снятия утомления с туловища:

    1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повер нуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворо тов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

    2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 - то же в другую сторону. 7-8 -руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

    3. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 -и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

    ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельно сти.

    Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени обра зования на уроках с элементами письма:

    1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

    2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.

    И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - раз жать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

    3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п.

    Стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо.

    2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс
    оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

    4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища.

    1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо,

    4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх,
    7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо
    10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс,

    13-14 - хлопки руками по бедрам.

    Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый,
    6 - медленный.

    Приложение 5

    к СанПиН 2.4.2.2821-10

    1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокой но, медленно считая до 5. Повторять 4-5 раз.

    2. Крепко зажмурить глаза (считат.. до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4-5 раз.

    3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указа тельного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4-5 раз.

    4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторять 4 - 1 5 раз

    5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторять 1-2 раза.

    Подготовка домашних заданий

    При выполнении обучающимися домашних заданий (само подготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:

    * приготовление уроков проводить в закрепленном учеб ном помещении, оборудованном мебелью, соответст вующей росту обучающихся;

    * начинать самоподготовку в 15-16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспо собности;

    * ограничивать длительность выполнения домашних зада нии, чтобы затраты времени на выполнение не превыша ли (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч, в 4-5 кл - 2 ч, в 6-8 классах - 2,5 ч, в 9-11 классах - до 3,5 ч.

    * предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обу чающегося;

    * предоставлять обучающимся возможность устраи вать произвольные перерывы по завершению опре деленного этапа работы;

    * проводить «физкультурные минутки"» длительностью 1-2 минуты;

    * предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, чтобы предос тавить возможность приступить к занятиям по интере сам (в игровой, библиотеке, читальне).

    Внеурочная деятельность

    Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков^секций, олимпиад, соревнований и т.п.

    Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельно сти. Продолжительность таких видов деятельности как чтение, му зыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, долж ны составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1-2 клас сов, и не более полутора часов в день - для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длитель ности просмотра до 1 часа для обучающихся 1 -3 классов и 1,5 - для обучающихся 4-8 классов.

    Рекомендуется для организации различных видов внеуроч ной деятельности использовать общешкольные помещения: читаль ный, актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

    Питание

    Правильно организованное и рациональное питание является важнейшим оздоровительным фактором.

    При организации продлен ного дня в ОУ, должно быть предусмотрено: …

    © 2024 Строительный портал - PvaStudio