Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Упражнения на тему ы и после приставок. Правописание букв -и -ы после приставок. VI. Домашнее задание

Русский язык является одним из довольно сложных для изучения. Огромное количество разнообразных правил и исключений из этих правил может поставить в тупик не только иностранца, но и маленьких носителей русского языка. В 6 классе изучается такое правило, как правописание букв "и", "ы" после приставок. Подробнее об этом правиле читайте ниже.

Правило правописания "и", "ы" после приставок

Правило это не так сложно. Главное, что необходимо сделать, так это определить, какого происхождения приставка - русского или иноязычного.

Вам будет интересно:

В русскоязычных приставках, которые оканчиваются на согласную, в корне слова следует писать букву Ы. Например - "игра - разыграть".

Исключение составляют русские приставки меж- и сверх-. Например - "интересный - сверхинтересный". Также к исключениям относится глагол "взимать", в котором после приставки вз- пишется буква "и" и произносится звук [и]. В сложносокращенных словах также сохраняется "и" в корне слова. Например - "институт - пединститут".

После приставок иноязычного происхождения, которые оканчиваются на согласную, (дез-, контр-, пан-, пост-, суб-, супер-, транс- и др.), в корнях пишется буква И. Например - "игра - суперигра".

Упражнения на закрепление правила

Рассмотрим, как представлено правило на "и", "ы" после приставок в упражнениях для 6 класса. Традиционным упражнением для закрепления правил правописания является диктант. Учитель диктует учащимся слова на обозначенную орфограмму. Ученики после сами проверяют свои работы и исправляют ошибки. Задание можно усложнить, если дополнительно использовать и другие виды орфограмм в упражнении.

1. В предыдущих выпусках местной газеты была затронута очень важная тема.

2. Жюри подытожило результаты соревнований.

3. В темной комнате трудно разыскать черную кошку.

4. Пединститут является одним из старейших вузов в городе.

5. Он разыграл неплохую комедию.

6. В Интернет попала дезинформация относительно нового телешоу.

7. Школьный спортинвентарь находится под отчетностью.

8. Он привык бывать в изысканном обществе.

9. Важно знать предыдущую тему.

Выборочное списывание также является популярным упражнением на закрепление правил правописания. Примером такого упражнения может быть следующее: учитель диктует слова на изучаемое правило. Ученики первого варианта записывают слова, в которых после приставки необходимо писать букву "и"; второй вариант, соответственно, записывает слова, в которых после приставки пишется буква "ы":

  • безымянный;
  • безынтересный;
  • безысходный;
  • взимать;
  • видоизменить;
  • доиграться;
  • контригра;
  • небезызвестный;
  • подытожить;
  • разыграть;
  • разыскивать;
  • сверхинтересный;
  • суперинтересный.

И, Ы после приставок - упражнения творческие

К творческим можно отнести различного рода задания на исправление ошибок. Например, ученикам предлагаются словосочетания со словами на изучаемую орфограмму, в которых допущены ошибки. Задача их - исправить эти ошибки: межынститутский конкурс, безымянная высота, сыграть в прятки, подискивать работу, началась суперигра, сверхынтересное интервью, неизвестный исполнитель, взымать налоги (ошибки в 1, 4, 6, 8 словосочетаниях).

Выполнение такого упражнения развивает орфографическую зоркость и способствует лучшему закреплению правила.

Еще один вид творческого задания - преобразование слов. К исходному слову добавить по очереди следующие приставки.

Задача учеников - не просто подставить все предлагаемые приставки, но и понять, употребляется ли такая приставка с конкретным словом, и в некоторых случаях добавить к словам суффиксы.

Также можно предложить учащимся при изучении написания "и", "ы" после приставок упражнение следующее: представить графически изучаемое правило. То есть создать самостоятельно схему или таблицу правила с примерами.

Учитель, объясняя орфограмму "Буквы "и", "ы" после приставок", упражнения выбирает в соответствии с образовательными задачами урока и личностными особенностями каждого ученика класса. Но тем не менее все упражнения, предлагаемые классу, должны носить продуктивный характер и должны быть нацелены на активизацию мышления.

Русский язык является одним из довольно сложных для изучения. Огромное количество разнообразных правил и исключений из этих правил может поставить в тупик не только иностранца, но и маленьких носителей русского языка. В 6 классе изучается такое правило, как правописание букв "и", "ы" после приставок. Подробнее об этом правиле читайте ниже.

Правило правописания "и", "ы" после приставок

Правило это не так сложно. Главное, что необходимо сделать, так это определить, какого происхождения приставка - русского или иноязычного.

В русскоязычных приставках, которые оканчиваются на согласную, в корне слова следует писать букву Ы. Например - "игра - разыграть".

Исключение составляют русские приставки меж- и сверх-. Например - "интересный - сверхинтересный". Также к исключениям относится глагол "взимать", в котором после приставки вз- пишется буква "и" и произносится звук [и]. В сложносокращенных словах также сохраняется "и" в корне слова. Например - "институт - пединститут".

После приставок иноязычного происхождения, которые оканчиваются на согласную, (дез-, контр-, пан-, пост-, суб-, супер-, транс- и др.), в корнях пишется буква И. Например - "игра - суперигра".

Упражнения на закрепление правила

Рассмотрим, как представлено правило на "и", "ы" после приставок в упражнениях для 6 класса. Традиционным упражнением для закрепления правил правописания является диктант. Учитель диктует учащимся слова на обозначенную орфограмму. Ученики после сами проверяют свои работы и исправляют ошибки. Задание можно усложнить, если дополнительно использовать и другие виды орфограмм в упражнении.

1. В предыдущих выпусках местной газеты была затронута очень важная тема.

2. Жюри подытожило результаты соревнований.

3. В темной комнате трудно разыскать черную кошку.

4. Пединститут является одним из старейших вузов в городе.

5. Он разыграл неплохую комедию.

6. В Интернет попала дезинформация относительно нового телешоу.

7. Школьный спортинвентарь находится под отчетностью.

8. Он привык бывать в изысканном обществе.

9. Важно знать предыдущую тему.

Выборочное списывание также является популярным упражнением на закрепление правил правописания. Примером такого упражнения может быть следующее: учитель диктует слова на изучаемое правило. Ученики первого варианта записывают слова, в которых после приставки необходимо писать букву "и"; второй вариант, соответственно, записывает слова, в которых после приставки пишется буква "ы":

  • безымянный;
  • безынтересный;
  • безысходный;
  • взимать;
  • видоизменить;
  • доиграться;
  • контригра;
  • небезызвестный;
  • подытожить;
  • разыграть;
  • разыскивать;
  • сверхинтересный;
  • суперинтересный.

И, Ы после приставок - упражнения творческие

К творческим можно отнести различного рода задания на исправление ошибок. Например, ученикам предлагаются словосочетания со словами на изучаемую орфограмму, в которых допущены ошибки. Задача их - исправить эти ошибки: межынститутский конкурс, безымянная высота, сыграть в прятки, подискивать работу, началась суперигра, сверхынтересное интервью, неизвестный исполнитель, взымать налоги (ошибки в 1, 4, 6, 8 словосочетаниях).

Выполнение такого упражнения развивает орфографическую зоркость и способствует лучшему закреплению правила.

Еще один вид творческого задания - преобразование слов. К исходному слову добавить по очереди следующие приставки.

Задача учеников - не просто подставить все предлагаемые приставки, но и понять, употребляется ли такая приставка с конкретным словом, и в некоторых случаях добавить к словам суффиксы.

Также можно предложить учащимся при изучении написания "и", "ы" после приставок упражнение следующее: представить графически изучаемое правило. То есть создать самостоятельно схему или таблицу правила с примерами.

Учитель, объясняя орфограмму "Буквы "и", "ы" после приставок", упражнения выбирает в соответствии с образовательными задачами урока и личностными особенностями каждого ученика класса. Но тем не менее все упражнения, предлагаемые классу, должны носить продуктивный характер и должны быть нацелены на активизацию мышления.

ЗАДАНИЕ 10. ПРИСТАВКИ.

Буквы И/Ы после приставок.

После приставок, оканчивающихся на согласную , вместо буквы И пишется буква Ы.

подЫграть, разЫграть, сЫграть - Играть

отЫскать, подЫскать, разЫскать - Искать

безЫдейный - Идейный

безЫнициативный - Инициативный

безЫндукционный - Индукционный

подЫнтегральный - Интегральный

предЫстория - История

предЫюльский - Июльский

КОГДА ЭТО НЕ РАБОТАЕТ.

1. Исключение. В слове взИмать пишется буква И.

в однокоренных ПОСЛЕ ДРУГИХ ПРИСТАВОК пишется Ы согласно правилу: изЫмать

2. После приставок МЕЖ- и СВЕРХ- сохраняется буква И.

межИнститутский, межИмпериалистический, сверхИзысканный, сверхИндустриализация, сверхИнтересный

3. После иноязычных приставок ДЕЗ-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН- буква И сохраняется.

дезИнформация, контрИгра, постИмпрессионизм, субИнспектор, суперИнтендант, трансИорданский, панИсламизм

4. Сложносокращённые слова не подчиняются данному правилу. Буква И сохраняется.

медИнститут, педИнститут, спортИнвентарь, спорИгра, спецИнтернат

5. В сложных словах с первой основой ДВУХ-, ТРЁХ, ЧЕТЫРЁХ- тоже сохраняется И.

двухИмпульсный, трехИмпульсный, трёхИонный, четырехИгольный

Задание 1 #5328

1) вз..мать, пред..стория, меж..нститутский

2) небез..нтересный, с..грать, под..тожить

3) контр..гра, пед..нститут, сверх..нтересный

4) супер..гра, мед..нститут, вз..мать

5) дез..нформация, без..нициативный, под..грать

Предыстория. После приставки ПРЕД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Межинститутский. После приставки МЕЖ- пишем И, т.к. эта приставка - исключение.

2) Небезынтересный. После приставки БЕЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Сыграть. После приставки С- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Подытожить. После приставки ПОД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

3) Контригра. После приставки КОНТР- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.

Пединститут - сложносокращённое слово, приставок в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.

Сверхинтересный. После приставки СВЕРХ- пишем И, т.к. эта приставка - исключение.

4) Суперигра. После приставки СУПЕР- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.

Мединститут - сложносокращённое слово, приставок в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.

Взимать. После приставки ВЗ- пишем И, т.к. это исключение.

5) Дезинформация. После приставки ДЕЗ- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.

Подыграть. После приставки ПОД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Ответ: 234

Задание 2 #5329

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пед..нститут, пред..дущий, без..нициативный

2) дез..нтеграция, небез..звестный, вз..грать

3) сверх..збыточный, пере..грать, пост..мперский

4) пере..начить, меж..здательский, вз..мать

5) с..мпровизировать, под..скать, из..мать

1) Пединститут. Это сложносокращённое слово, приставки в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.

Предыдущий. После приставки ПРЕД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Безынициативный. После приставки БЕЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

2) Дезинтеграция. После приставки ДЕЗ- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.

Небезызвестный. После приставки БЕЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Взыграть. После приставки ВЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

3) Сверхизбыточный. После приставки СВЕРХ- пишем И, т.к. эта приставка - исключение.

Во всех словах на месте пропуска И. Выписываем цифру 3.

4) Переиначить. После приставки ПЕРЕ- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.

Межиздательский. После приставки МЕЖ- пишем И, т.к. эта приставка - исключение.

Взимать. После приставки ВЗ- пишем И, т.к. это исключение.

Во всех словах на месте пропуска И. Выписываем цифру 4.

5) Сымпровизировать. После приставки С- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Подыскать. После приставки ПОД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Изымать. После приставки ИЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный. Важно помнить: это слово не является исключением.

Ответ: 345

Задание 3 #5330

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) без..дейный, противо..зносный, с..здавна

2) вз..мать, сверх..збыточный, пост..ндустриальный,

3) под..грать, пере..грать, супер..нтендант

4) спорт..нвентарь, про..гнорировать, пере..здание

5) из..мать, без..сходность, за..ленный

1) Безыдейный. После приставки БЕЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Противоизносный. После приставки ПРОТИВО- оставляем И, т.к. это приставка, оканчивающаяся на гласный.

Сыздавна. После приставки С- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

2) Взимать. Хотя приставка ВЗ- оканчивается на согласный, пишем И, поскольку это исключение. Следует запомнить.

Сверхизбыточный. После приставки СВЕРХ- пишем И, т.к. эта приставка - исключение.

Постиндустриальный. После приставки ПОСТ- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.

Во всех словах на месте пропуска И. Выписываем цифру 2.

3) Подыграть. После приставки ПОД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Переиграть. После приставки ПЕРЕ- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.

Суперинтендант. После приставки СУПЕР- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.

4) Спортинвентарь. Это сложносокращённое слово, приставки в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.

Во всех словах на месте пропуска И. Выписываем цифру 4.

5) Изымать. После приставки ИЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный. Важно помнить: это слово не является исключением.

Безысходность. После приставки БЕЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Заиленный. После приставки ЗА- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.

Ответ: 24

Задание 4 #5331

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) за..золировать, дез..нфекция, про..нспектировать

2) без..мянный, роз..ск, пере..збираться

3) без..сходность, спорт..нвентарь, по..здержаться

4) воз..меть, за..нтересовать, роз..грыш

5) спец..нтернат, воен..нженер, парт..мущество

1) Заизолировать. После приставки ЗА- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.

Дезинфекция. После приставки ДЕЗ- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.

Проинспектировать. После приставки ПРО- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.

2) Безымянный. После приставки БЕЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Розыск. После приставки РОЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Переизбираться. После приставки ПЕРЕ- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.

3) Безысходность. После приставки БЕЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Спортинвентарь. Это сложносокращённое слово, приставки в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.

Поиздержаться. После приставки ПО- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.

4) Возыметь. После приставки ВОЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

5) Специнтернат. Военинженер. Партимущество. Это сложносокращённые слова, приставок в них нет. Корни, начинающиеся с И, остаются без изменений.

Во всех словах на месте пропуска И. Выписываем цифру 5.

Ответ: 15

Задание 5 #5332

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) под..здержаться, гипер..нфляция, без..глый

2) дез..нсектор, про..гнорировать, под..ндекс

3) с..митировать, пере..здание, пост..мперский

4) за..ленный, за..нтересовать, сан..нспектор

5) без..скусный, пред..нфарктный, из..скать

1) Подыздержался. После приставки ПОД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Гиперинфляция. После приставки ГИПЕР- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.

Безыглый. После приставки БЕЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

2) Дезинсектор. После приставки ДЕЗ- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.

Проигнорировать. После приставки ПРО- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.

Подындекс. После приставки ПОД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

3) Сымитировать. После приставки С- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Переиздание. После приставки ПЕРЕ- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.

Постимперский. После приставки ПОСТ- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.

4) Заиленный. После приставки ЗА- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.

Заинтересовать. После приставки ЗА- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.

Санинспектор. Это сложносокращённое слово, приставки в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.

Во всех словах на месте пропуска И. Выписываем цифру 4.

5) Безыскусный. После приставки БЕЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Предынфарктный. После приставки ПРЕД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Во всех словах на месте пропуска Ы. Выписываем цифру 5.

Ответ: 45

Задание 6 #5333

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) за..нтересовать, на..менование, об..ндеветь

2) пред..нфарктный, роз..грыш, без..ллюзорность

3) сельхоз..нвентарь, де..деологизация, пост..мпрессионизм

4) с..ск, раз..скание, тур..ндустрия

5) от..мённый, пре..нтересный, из..скать

1) Заинтересовать. После приставки ЗА- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.

Наименование. После приставки НА- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.

Обындеветь. После приставки ОБ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

2) Предынфарктный. После приставки ПРЕД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Розыгрыш. После приставки РОЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Безыллюзорность. После приставки БЕЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Во всех словах на месте пропуска Ы. Выписываем цифру 2.

3) Сельхозинвентарь. Это сложносокращённое слово, приставок в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.

Деидеологизация. После приставки ДЕ- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.

Постимпрессионизм. После приставки ПОСТ- пишем И, т.к. это иноязычная приставка; все иноязычные приставки являются исключением для этого правила.

Во всех словах на месте пропуска И. Выписываем цифру 3.

4) Сыск. После приставки С- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, которая состоит только из одного согласного.

Разыскание. После приставки РАЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Туриндустрия. Это сложносокращённое слово, приставки в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.

5) Отымённый. После приставки ОТ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Преинтересный. После приставки ПРЕ- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.

Изыскать. После приставки ИЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Ответ: 23

Задание 7 #5334

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пере..начить, спец..нтернат, за..звестковать

2) с..змальства, над..ндивидуальный, воен..нженер

3) вз..скующий, парт..мущество, за..ндевелый

4) от..мённый, из..сканный, роз..грыш

5) без..скусный, с..ск, сверх..нтуиция

1) Переиначить. После приставки ПЕРЕ- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.

Специнтернат. Это сложносокращённое слово, приставки в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.

Заизвестковать. После приставки ЗА- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.

Во всех словах на месте пропуска И. Выписываем цифру 1.

2) Сызмальства. После приставки С- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, которая состоит только из одного согласного.

Надындивидуальный. После приставки НАД- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Военинженер. Это сложносокращённое слово, приставки в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.

3) Взыскующий. После приставки ВЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный. Исключение - слово “взимать”.

Партимущество. Это сложносокращённое слово, приставки в нём нет. Корень, начинающийся с И, остаётся без изменений.

Заиндевелый. После приставки ЗА- оставляем И, т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на гласный.

4) Отымённый. После приставки ОТ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Изысканный. После приставки ИЗ- пишем Ы (вместо И), т.к. это русская приставка, оканчивающаяся на согласный.

Розыгрыш. Приставка оканчивается на согласную. Поэтому в начале корня И заменяем на Ы.

Во всех словах на месте пропуска Ы. Выписываем цифру 4.

5) Безыскусный, сыск. Приставки оканчиваются на согласную. Поэтому в начале корня И заменяем на Ы.

Сверхинтуиция. После приставки СВЕРХ- пишем И, т.к. эта приставка - исключение.

Ответ: 14

Готовясь к прохождению аттестационного тестирования по русскому языку, учащиеся старших классов непременно должны еще раз вспомнить основные правила, касающиеся правописания букв -и, -ы после приставок. Хотя этот раздел достаточно подробно освещается в рамках базовой школьной программы, многие выпускники сталкиваются с необходимостью повторения данного материала. При этом точное знание правил написания букв -и, -ы в корне после приставок позволит учащимся быстро выполнить предложенные задания и избежать распространенных ошибок в процессе сдачи ЕГЭ по русскому языку. Это, в свою очередь, является залогом получения конкурентных баллов по итогам написания аттестационных тестов.

Базовый материал, который требуется для повторного изучения

Чтобы точно знать, в каких случаях после приставок будет писаться буква -и, а в каких -ы, рекомендуем освежить в памяти основные правила.

Необходимо усвоить!

  1. Написание буквы -ы в соответствии с произношением вместо -и осуществляется после русских приставок, которые оканчиваются на согласную, за исключением меж- и сверх-. Например, искать-разыскать . В качестве исключения из этого правила стоит отметить слово взимать .
  2. Написание буквы и- необходимо осуществлять в следующих случаях:
    • после иностранных приставок контр-, дез-, пост-, супер-, транс-, пан-, суб-. Например, контригра ;
    • после приставок сверх- и меж-. Например, межиздательский ;
    • после приставок, которые оканчиваются на гласную, согласно произношению. Например, выиграть .

    Важно! Это правило правописания букв -ы и -и после приставок неприменимо к сложносокращенным словам. Например, спортинвентарь .

Выбирайте образовательный сайт «Школково» для качественной подготовки к аттестационному тестированию по русскому языку!

Чтобы задания, касающиеся правописания букв -и, -ы после приставок, оканчивающихся на согласную, не вызывали особых затруднений при прохождении обязательного итогового испытания, занимайтесь на нашем онлайн-портале. Здесь вы найдете весь материал, который поможет полноценно подготовиться к экзамену. Информация представлена в максимально доступной форме.

Опытные педагоги «Школково» уверены, что, постепенно переходя от простого к более сложному, учащиеся старших классов смогут определить наиболее трудные для себя темы и таким образом улучшить базовые знания. Сначала выпускникам предлагается еще раз повторить основной теоретический материал ( , суффиксов и проч.). Сделав это, учащиеся могут ознакомиться с конкретными примерами и попрактиковаться в выполнении упражнений. Обширный банк заданий представлен в соответствующем разделе сайта «Школково». Перечень упражнений постоянно дополняется нашими педагогами.

Не стоит откладывать подготовку на потом, начинайте занятия своевременно! Посмотрите задания по теме «Правописание гласных -и, -ы после приставок», выберите вначале наиболее простые из них и попробуйте их выполнить. Если при этом вы не столкнулись с особыми сложностями, можете смело переходить к более серьезным упражнениям. А если определенные трудности все-таки появились, тогда рекомендуем вам добавлять в свое расписание регулярные занятия на нашем сайте.

Мы осуществляем подготовку учащихся в онлайн-формате. Это означает, что заниматься на образовательном портале «Школково» могут не только выпускники из Москвы, но и учащиеся, проживающие в других городах России.

Цель:

  1. Повторит правило “З и С на конце приставок”;
  2. Повторить написание Ы, И после Ц;
  3. Изучить и закрепить правило правописания Ы и И после приставок на согласный.

Оборудование урока:

  1. Таблицы: правописание приставок;
    Правописание гласных после Ц;
  2. Мультимедиа: портрет М.И. и текст ее стихотворения “Расстояние: версты мили…”
  3. На доске: Дата проведения урока, тема.
    Эпиграф : невежество – ночь ума, ночь без…лунная и без… звездная.
    Цицерон.

Запись слов по теме урока.

Ход урока

I. Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, объявление темы и цели урока.

II. Повторение:

– правописания приставок на З –, С – ;

– работа с эпиграфом.

– на экране портрет М.И. Цветаевой и текст ее стихотворения “Расстояние: версты, мили…”

– слово о поэте;

– работа с текстом стихотворения.

М. Цветаева.
Ра…стояние: версты, мили…
Нас ра…ставили, ра…садили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.

Ра…стояние: версты, дали…
Нас ра…клеили, ра…паяли,
В две руки ра…вели, ра…пяв,
И не знали, что это сплав.

Вдохновений и сухожилий…
Не ра…сорили – ра…сорили,
Ра…слоили…

Стена да ров.

Ра…селили нас, как орлов –
Заговорщиков: версты, дали,
Не ра…строили – ра…теряли.
По трущобам зеленых широт.

Ра…совали нас, как сирот.
Который уж – ну, который?-
Март?!
Ра…били нас – как колоду карт!

– Словарная диктовка (трудные случаи написания З –, С – на конце приставок и приставки С) с объяснением выбора.

расстояние, расставили, рассадили, расклеили, развели, рассорили, расслоили, расстроили, расселили, распяв, сплав.

– Игра “Кто быстрее и правильнее” Записать в два столбика диктуемые учителем слова с приставками на З –, С –, и и приставкой С –, обозначить орфограмму

– Подведение итогов работы.

2. Повторение правила “Буквы Ы, И после Ц”.

– На экране текст (стихотворение).

Ц…пленок в ц…рке выступал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…кле разъезжал
И ц…фр он знал немало.

Он из ц…линдра доставал
Морковь и огурец…
И только одного не знал
Где И, а где же Ы.

Задание: выписать из стихотворения слова с данной орфограммой в три столбика: Ы – И

– После проверки продолжить заполнение столбиков словами, продиктованными учителем.

– Добавить столбики словами, взятыми из предложений, которые вы видите на экране.

Сильные ц…клопы представляют собой большую опасность.
На Лисиц…ны приветливы слова Ворона каркнула во все воронье горло.
Три девиц… под окном пряли поздно вечерком.
Круглолиц…й мальчик оказался нашим новым соседом.

– Подведение итогов этапа урока.

III. Объяснение новой темы.

– Слово учителя.

Ребята, есть в русском языке такие слова, в которых буква И после приставок на согласный превращается в букву Ы.

Исследование записи на доске:

Слева, записанные слова с русскими приставками, а справа – с иноязычными приставками.

Запомните иноязычные приставки!

Сформулируйте правило правописания букв Ы, И после приставок на согласный.

IV. Закрепление.

– выполнение упражнения:

– напишите мили-сочинение, используя данные слова:

предыстория, небезызвестный, небезынтересный, предыдущий, отыскать и другие.

V. Проверка и подведение итогов урока.

1. Высказывание на лингвистическую тему.

2. Объявление отметок.

VI. Домашнее задание.

Параграф 25, повторить теорию, обозначение орфограммы, упр. 135, выполнить задание по карточкам.

Карточка № 1

Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы.

Без…дейность, равнодушие, бе…духовность надо изж…вать всеми силами.
На пред…дущем уроке уч…шиеся пок…зали непл…хие знания.
Ж…ри под…тожило результаты состязаний.
После землетр…сения люди всего мира оказывали помощ… Армении.
На арене ц…рка выступали ж…нглеры.
Сверх…нтересный спектакль открыл т…атральный сезон.

Упражнение 1. Перепишите, расставляя ударения и вписывая пропущенные буквы.

Розвальни – развалиться; розыгрыш – разыграть; розыск – разыскать; роспись – расписать, расписание, расписка; россыпь – рассыпать; рассказ – россказни; распустить (на каникулы) – роспуск.

Текст заголовка

Упражнение 2. Укажите, в каких словах на месте пропуска пишется буква З, а в каких С.

1)восстановить отношения,

2) вежливо здороваться,

3) период расцвета,

4) раззадорить спорщиков,

5) неиссякаемый источник,

6) сдать в наём,

7) принять в расчёт,

8) расчётливый хозяин,

9) воссоединение народа,

10) возделывать землю,

11) жёсткий распорядок дня,

12) тратить расчётливо,

13) рассчитывать на внимание,

14) точное использование,

15) орудийный расчёт,

16) редкий разговор,

17) отдельная работа,

18) раздельная уборка,

19) зрелое рассуждение,

20)здешние цены.

Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы и определите, в какую морфему (в приставку или в корень) входят сочетания букв раз- (роз-), рас-(рос-), ис-, из-, нис-, низ-, бес-, без-, черес-.

Разносчик, истинный, разночинец, истолковать, россыпи интересных мыслей, низвести, низкотемпературный, растянуть, известняк, растение, известность, безвкусный, бессердечный, воссоздать, чересчур, восторг, раскрыть, рассадить, развинтить, беззвучный, развитие, бессмысленный, предрассветный.

Упражнение 4. Вставьте пропущенные буквы в приставках и разместите слова по трем столбикам:

1) с приставками, не меняющими на письме согласного;

2) с приставками на з –с;

3) с приставками на гласный.

Безвкусица, сжечь дотла (что-нибудь), безжалостный, бесформенный, бесшумный, обтекаемый, воззрение, восстановление, надсмотрщик, наслаждение, восторжествовать, подучить, отблеск, изжога, исподтишка, подписчик, подшипник, бескормица, происшествие, ниспадать, просвещать, сдельщина, предпочтение, предшественник, чересполосица, чересседельник, задвижка, зачинщик, перемирие, пер…шеек, ра…знакомиться, растворять, расщелина, доверенный, доверчивый, расчет, рассчитать, расхвораться, бескровный.

Упражнение 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Пре…ставлять, п…радеть, о…ходиться, о…крывать, о…гадывать, о…переться, архи(плут), о…водить, (архи)ерей, по…ходящий, (анти)вегетарианец, по…бородок, (вице)король, (контра)бас, (экс)министр, (контр)революционный, (де)классированный, (фельд)комендант, (контр)адмирал, (супер)фосфат, (суб)ординация, (архи)быстро, (до)петровская эпоха, (кон)гениальный, (контр)удар, меж…американский, о…бивка, обес…лавить, о…севки, о…грузить, о…цедить, по…данный, по…садить, пр…отцовский, пре…дипломный, пр…американский, ра…прекрасный, с…противление, (ультра)звук, пр…щур, о…тереть, о…сохнуть, по…ключить.

]

Текст заголовка

Текст заголовка

Текст заголовка

Текст заголовка

[[Файл:Файл:Example.jpg [[Файл:Файл:Example.jpg [[Файл:Файл:Example.jpg [[Файл:Example.jpgВставьте сюда текст, который не нужно форматироватьВставьте сюда текст, который не нужно форматировать--90.189.61.174 90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)

Вставьте сюда текст, который не нужно форматировать[[Заголовок ссылки [[Заголовок ссылки [[Заголовок ссылки [[Заголовок ссылки Заголовок ссылки ]]]]]]]]]]]]]]]] ==

== == ==

Упражнение 7. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую - с при-, во вторую - с пре-.

Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений. придание приткновение причуды

Упражнение 8. Проверьте себя по теме «Правописание приставок», вставляя пропущенные буквы.

Д…бежать до калитки, …бхитрить противника, пр…чувствие беды, …тдых на море, посторонним вход в…спрещён, пр…гулка на воздухе, п…бежать н…п…регонки, взять н…прокат вещи, д…заправка самолёта, п…загорать на солнце, н…дпись на камне, з…прокинуть голову, бе…заботная жизнь, пр…ветренная комната, бе…дарный артист, бе…толковый ответ, и…ношенный механизм, и…следовать причины, ра…кидывать вещи, и…порченный телефон, чре…мерные усилия, в…дремнуть немного, пр…драссветная мгла, бе…форменные очертания, н…ожиданная р…звязка, дружные в…ходы на полях, стремительный ра…бег, пр…ехать на ярмарку, в ра…цвете сил, …долеть пр…грады, удачная …делка, пр…бить к потолку, …делать зарядку, пр…вокзальная площадь, пр…даное невесты, ра…калённый металл, пр…стегнуть значок, …тдать долги, пр…восходный ра…сказчик, …дельная работа, чере…чур сильно, д…веренность, …жечь дотла (что-нибудь), з…движка, ра…творить песок, в…зраст, …бить с ног, р…списка, з…явление.

Упражнение 9. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Раз_скать, пред_дущий, без_дейный, из_сканный, пред_юльский, без_глый, с_знова, воз_меть, без_нвентарный, под_тожить, роз_грыш, небез_звестный, с_мпровизировать, без_скусный, под_нтегральное число, об_грать, из_мать. Меж_нститутский, сверх_ндустриализация, сверх_нтересный, меж_рригационный период, меж_здательский, сверх_мпульсивный. Суб_нспектор, контр_гра, транс_орданский, дез_нфекция, супер_нтересный, пост_мпрессионизм, пан_сламизм. Спорт_нвентарь, мед_нститут, фин_нспектор. Пред_стория, меж_нтернатский, без_нициативный, спорт_гра, об_скать, сверх_зобретательный, без_мянный, контр_ск, с_змала, сверх_зысканный, небез_нтересный, пред_нфарктный, пост_нфарктный, вз_скать, меж_гровой, дез_нформация, сверх_ндустриальный, пед_нститут, без_сходный, Глав_здат, супер_гра, под_мать, с_грать, сверх_скусный, транс_ндийский, без_мпульсный.

Упражнение 10. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую - с И, во вторую - Ы.

Безыглый, безыдейность, безынвентарный, безыскровый, безытоговый, взымать, взыскать, дезинформация, контригра, небез…звестный, об…ндеветь, об…сканный, под…тожить, пост…мпрессионистский, пред…юльский, сверх…зысканный, спорт…гра, с…здавна, с…змала, с…мпровизировать, транс…орданский, без…скрый, без…нициативный, дез…нфекция, меж…нститутский, над…ндивидуальный, небез…нтересный, об…граннный, от…менный, пан…сламист, пред…мпрессионистский, пред…стория, сверх…ндустриализация.

Упражнение 11. Вставьте, где это необходимо, разделительные Ъ и Ь.

Кон…юнктура, суб…ект, ад…юнкт, интерв…ю, двух…язычный, лос…он, фел…етон, сверх…естественный, контр…атака, фельд…егерь, волеиз…явление, прем…ера, трёх…осный (автомобиль), ад…ютант, бул…он, с…узить, в…юга, двух…этажный, всеоб…емлющий, пед…институт, об…явление, кон…юнктивит, транс…японский, контр…якобинский, дез…инфекция, вар…ирование, дет…ясли, без_упречный, об_явление, неб_ющийся, бар_ер, контр_удар, сверх_естественный, раз_яренный, пас_янс, трех_язычный, нав_ючить, необ_ятный, в_ется, пред_убеждение, обез_яна, пред_угадать, кинос_емка, бур_ян, меж_ярусный, комп_ютер, раз_яснить.

Упражнение 12. Вставьте, где это необходимо, Ь после шипящих.

Вскач_, замуж_, лиш_, настеж_, невмоч_, невтерпеж_, сплош_. Береч_ся, взвес_те, встретиш_ся, испеч_ся, назнач_те, намаж_, остан_ся, не плач_те, съеш_, сяд_те. Глуш_, грач_, дач_, крыш_, ландыш_, лещ_, много луж_, меч_, молодеж_, мыш_, ноч_, помощ_, рож_, стаж_, тиш_, выше туч_. Могуч_, похож_, хорош_. Жен_щина, мощ_ный, погон_щик, пон_чик, реч_ка, стекол_щик, точ_ка, удач_ный. Восем_сот, сем_десят, шест_сот. Веч_ный, вещ_, встан_те, готовиш_ся, девят_сот, дрож_, душ_, еж_ колюч_, живуч_, камен_щик, лож_, луч_, моеш_ся, навзнич_, наотмаш_, отреж_, плач_ ребенка, подвин_ся, проч_, пят_десят тысяч_, репортаж_, реч_, реч_ной, среди рощ_, руч_ка, спряч_те, черная туш_, увлеч_ся, удач_. Молодёж…, превосходиш…, престиж…, наотмаш…, благородство человеческих душ…, иш…, туш… для век, горяч… нравом, уж…, обеспеч… безопасность, не плач…те, мелоч…, результат встреч…, проч…, стаж…, капает с крыш…, полноч…, не пряч…тесь от людей, увелич…те, пренебреч…, роскош… не утаиш…, спряч… мяч…

Упражнение 13. Проверьте себя по теме «Правописание Ъ и Ь знаков», вставляя пропущенные буквы.

Альпинизм, июньский, клянчить, фальшь…, лентяй, отсроч…ка, селььд…б, вес…ма, усад…ба, прос…ба, мос…тик, мощ…ный, готовиш…, он готовит…ся к прыжку, кин…те мячик, состав… уравнение, назнач…те свидание, признат…ся в слабости, с…ешьте кусочек, хочу купат…ся, пришлос… добират…ся пешком, лист не колышет…ся, пора занимат…ся, придётся задумат…ся, пишеш… красиво, грамотная реч…, много красивых дач…, гореч… воспоминаний, решение задач…, двухлетний малыш…, искусная рез…ба, получите ден…ги, заботливая нян…ка, о суд…бе героя, распахнуть дверь настеж…, мощ…ный рывок, об…единение, из…явить желание, с…езд, с…экономить, с…агитировать, об…яснение, с…узить вопрос, фотос…ёмка, уст…е реки, рел…ефный, почтал…он, об…ёмный, стат…я, дет…ясли, взять интерв…ю, дез…информация, спорт…инвентарь, пойдём…те.

© 2024 Строительный портал - PvaStudio