Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

В какой форме проводится независимая оценка квалификации. Независимая оценка квалификации работников. Независимая оценка квалификации – законы и нормативная база


Профессиональный уровень подготовки работников является одним из важнейших аспектов не только при его трудоустройстве, но и в ходе осуществления трудовой деятельности. Для работодателя данный показатель является возможностью оценить работоспособность сотрудника, то, насколько эффективность его труда окупает затраты на его содержание. На основе полученных данных принимаются соответствующие решения, которые могут быть направлены как на сокращение штата, так и на повышение профессионального уровня отдельных работников (по аналогии с переобучением в ЦЗН).

Оценка уровня квалификации персонала

Оценка уровня квалификации персонала является одним из основных критериев общей системы оценки персонала . Такой анализ представляет собой комплексные меры, которые направлены на установление соответствия подготовки работника профстандарту занимаемой должности. В ходе проведения соответствующих мероприятий могут оцениваться следующие аспекты:

  • имеющееся образование, чаще всего такой показатель важен при приеме на работу;
  • опыт работы и дополнительные навыки;
  • личностные характеристики, особенно важны целеустремленность и желание работать;
  • профессионализм, знание всех вопросов, касающихся занимаемой должности.

Вместе с реальными данными, работодатель в зависимости от используемых методов получает также возможность выявить и потенциал сотрудника. На основе полученных результатов он может принимать решение о переводе работника на другую должность, которая соответствует показанному уровню навыков.

Центр оценки квалификации — управление персоналом

Центр оценки квалификации персонала является той структурой, которая занимается проведением оценивающих мероприятий и составлением результатов. Такой центр может работать в организации и являться частью системы управления персоналом. Однако данная структура может работать и как отдельное специализированное учреждение, оказывающее по договору соответствующие услуги.

Центр занимается не только оцениванием работников, но и всесторонним анализом. В него могут включаться следующие аспекты:

  • соответствие профессиональной подготовки сотрудника занимаемой им должности;
  • изучение условий работы, насколько оцениваемый может проявить свои профессиональные качества;
  • учет мотивации персонала, как сильно они заинтересованы работодателем в исполнении своих обязанностей;
  • анализ действий руководства, структурного разделения и других организационных моментов, влияющих на работу;
  • прогнозирование ситуации по полученным данным.

На основе полученных результатов центр предоставляет руководству и сотрудникам рекомендации. Они могут касаться как организационных вопросов, так и необходимости повышения профессионального уровня.

Независимая оценка квалификации персонала

Независимая оценка квалификации персонала, как и создание и функционирование соответствующих центров, регулируется Федеральным законом 238-ФЗ . Данное положение вступило в силу с началом 2017 года и отображает актуальную ситуацию на сегодняшний день.

Основные понятия указывают, что независимый анализ профессионального уровня сотрудника направлен на выявление его соответствия профстандарту. Необходимость проведения соответствующих мероприятий может возникнуть как у самого работника, так и у работодателя. При этом предписывается, что независимая оценка квалификации персонала подлежит оплате за счет средств соискателя в том случае, если он же является ее инициатором. Однако допускается его возможность привлекать третьи лица в оплате данных услуг.


Если же работник направлен на аттестацию руководителем, то услуги независимого центра оплачиваются компанией работодателя. Для инициирования процесса требуется заявление соискателя и копия паспорта. Результаты экзамена выдаются в течение месяца.

Соответствие квалификации работника профстандарту

Центр независимой оценки квалификации персонала выявляет соответствие профессиональной подготовки работника профстандарту. Такая аттестация проводится посредством письменного экзамена.

В случае, если результаты неудовлетворительные, соискателю выдается соответствующее свидетельство. В нем указываются не только итоги аттестации, но и рекомендации, которые могут помочь повысить свою подготовку.

Система оценки квалификации персонала

Система оценки квалификации персонала формируется исходя из специфики компании и может быть отражена в соответствующем положении . Она подразумевает собой те методы, которые используются для выявления профессионализма сотрудников.

Используемые системой методы различается в зависимости от целей, которые преследуются. Чаще всего используется комплексный подход даже для анализа узкопрофильных данных. Это обусловлено тем, что весь трудовой процесс — это комплекс событий и взаимосвязанных факторов, которые так или иначе влияет на выработку сотрудника. Поэтому оценивать его профессиональный уровень лишь по определенным данным или в сравнении с другими является ошибкой.

Именно для разрешения данной ситуации и разрабатывается система оценки. Комплексные меры помогают выявить не только эффективность труда, но потенциал работника, а также те факторы, которые положительно или отрицательно влияют на текущие показатели.

Оценка системы обучения и повышения квалификации персонала

Оценка эффективности повышения квалификации — это мера, направленная на анализ результативности профессионального обучения. Такое оценивание осуществляется с целью установить, насколько сотрудник повысил свой уровень и улучшил имеющиеся навыки. В отдельном порядке проводится соответствующий анализ текущих показателей и прошлых, их разница и показывает эффективность обучения.

На основе отдельных данных составляется общее оценивание имеющейся системы повышения квалификации. Такой анализ ставит перед собой цель выявить эффективность обучения в целом, насколько оно улучшает навыки работников.

По независимой оценкой квалификации подразумевается проведение специальной процедуры оценивания знаний и практических навыков работника или соискателя определенной должности на соответствие установленным профессиональным стандартам или иным требованиям к квалификации. При этом результат данной процедуры может напрямую влиять на возможность трудоустройства соискателя или увольнения работника за несоответствие занимаемой должности. Поэтому знать о том, обязательна или нет независимая оценка квалификации и что это такое следует всем сторонам трудового договора.

Независимая оценка квалификации – законы и нормативная база

В российском законодательстве концепция независимой оценки квалификации является достаточно новой и применяется с 2017 года. Для внедрения данной системы и концепции в трудовую практику в России были приняты отдельные нормативные документы и акты. Кроме этого, регулируется её проведение также и положениями Трудового кодекса РФ. Всего же, правовое регулирование рассматриваемой процедуры обеспечивается положениями следующих российских нормативных документов:

  • Ст. 187 ТК РФ. Её принципами обеспечивается предоставление трудящимся, направляемым на прохождение независимой оценки квалификации определенных социальных гарантий. В частности, на время прохождения оценки за сотрудником должно сохраняться его рабочее место, должность, и заработная плата. Кроме этого, если на оценку его направляет работодатель – он обязан оплатить как услуги по проведению означенной процедуры, так и покрыть все расходы, как командировочные, если оценка будет производиться в ином населенном пункте.
  • Ст. 196 ТК РФ. Принципы означенной статьи устанавливают основные обязанности и права работодателя в вопросах проведения и назначения независимой оценки квалификации. В частности, к ним относятся право самостоятельно определять в локальных нормативных актах и иных документах порядок направления сотрудников на означенную оценку, а также обязанность исполнять нормативы законодательства в вопросах предоставления сотрудникам гарантий на время прохождения означенной процедуры.
  • Ст. 197 ТК РФ. Нормативами данной статьи устанавливается право самих работников на прохождение независимой оценки квалификации по их желанию, а также на получение дополнительного необходимого им профессионального образования при необходимости.
  • ФЗ №238 от 03.07.2016. Данный Федеральный закон в своих положениях заложил основы проведения независимой оценки квалификации. Им регулируются как основные понятия, связанные с проведением означенной процедуры, так и другие нюансы, и особенности независимой оценки квалификации, её значение и правовые последствия для сторон трудового договора и самой оценки.
  • Постановление Правительства РФ №1204 от 16.11.2016. Означенное правительственное постановление своими положениями обеспечивает правовое регулирование процедуры проведения независимой оценки квалификации уполномоченными на неё организациями и устанавливает конкретные правила, используемые в данном процессе.

В целом, законодательная база для проведения независимой оценки квалификации является достаточно обширной и этом позволило в достаточно быстрые сроки ввести эту систему в качестве используемой на федеральном уровне и существующей во всех субъектах РФ. При этом сама по себе оценка квалификации может являться полезно как для работника, так и для работодателя и государства в целом за счет ряда особенностей, которые будут рассмотрены далее.

Что такое независимая оценка квалификации, когда и как она проводится

В первую очередь под независимой оценкой квалификации подразумевается прохождение сотрудником или соискателем тестирования на соответствие какому-либо конкретному профстандарту . Требования к прохождению такового тестирования могут устанавливаться отдельными нормативными актами, затрагивающими аспекты работы в определенных должностях. В частности, является обязательной оценка квалификации для воителей или специалистов, ответственных за охрану труда на предприятиях с опасными условиями труда.

При этом в отличие от непосредственно трудовых взаимоотношений, независимая оценка квалификаций не является сугубо двусторонним процессом, касающимся лишь работника и работодателя. Обязательным её участником должен также являться центр оценки квалификации. Таковые учреждения и порядок их функционирования определяются положениями вышеозначенного ФЗ №238. Государством ведётся соответствующий реестр центров оценки, ознакомиться с которыми имеет право каждый желающий.

Центры оценки квалификаций являются сугубо частными организациями, однако их деятельность подлежит строгому законодательному регулированию. При этом они вправе самостоятельно устанавливать расценки на свои услуги в определенных пределах, а процедура проведения оценки квалификации является платной и не подлежит компенсации из бюджета.

В целом, процесс направления сотрудника на независимую оценку квалификации может выглядеть следующим образом:

  1. Работодатель находит основание, в соответствии с которым работник может быть направлен на независимую оценку квалификации. Таковыми основаниями могут являться положения локальных актов в организации, коллективного договора или трудового договора, а также законодательные требования к проведению оценки квалификации на регулярной основе. Кроме этого, факторами, на основании которых может быть проведена оценка квалификации могут являться ненадлежащее исполнение работником своих обязанностей, несчастный случай на производстве или распоряжение исполнительных органов по вопросам труда.
  2. Работодатель выдает сотруднику направление на прохождение независимой оценки. При этом работодатель в данном случае сам вправе выбрать конкретное учреждение, в котором должен проходить означенную процедуру трудящийся. Так, многие работодатели сейчас заключают договора об обслуживании с отдельными центрами оценки, что позволяет снизить общие затраты на проведение оценки.
  3. Сотрудник самостоятельно прибывает в указанное в направлении время и дату в центр оценки квалификации и подает направление на проведение тестирования, после чего проходит его. В некоторых случаях оплата тестирования может осуществляться работником – например, если работодатель предусмотрел подобный порядок оценки или вовсе не рассматривал порядок проведения означенной процедуры. В таком случае сотруднику необходимо обеспечить сохранность документов, подтверждающих его затраты на прохождение оценки квалификации.
  4. По итогам оценки квалификации сотруднику выдается сертификат о прохождении, либо непрохождении означенной оценки. В случае, если квалификация не была подтверждена, работник вправе обжаловать решение центра в судебном порядке, или же пройти тестирование в ином учреждении по своему выбору. Однако в случае прохождения повторного тестирования, трудящийся не может требовать компенсации от работодателя за прохождение означенной оценки.
  5. На время отсутствия сотрудника, работодатель сохраняет за ним его средний заработок, а при необходимости отправиться в иной населенный пункт – обеспечивает выплату работнику командировочных средств в соответствии с установленным Трудовым кодексом порядком.
  6. На основании сертификата о прохождении оценки квалификации, работодатель принимает соответствующие кадровые решения. В частности, подтверждение квалификации может подразумевать повышение работника в должности или перевод его на новую должность, ради которой он проходил оценку. Неудовлетворительный же результат может привести к отстранению сотрудника от работы или даже увольнению по причине несоответствия занимаемой должности. Однако перед увольнением работодатель обязан предложить непрошедшему оценку сотруднику иные наличествующие на предприятии должности, на которые тот подходит. Уволить работника можно будет лишь только после его отказа или при отсутствии подходящих вакантных должностей.

Процедура проведения независимой оценки квалификации может быть инициирована и самим работником. Например, в случае, если он хочет иметь дополнительную документацию, подтверждающую его статус, либо же хочет устроиться на новую должность или новое рабочее место. Также, документы о наличии какой-либо квалификации могут требоваться и при непосредственном трудоустройстве.

В вопросах же того, обязательна независимая оценка квалификации или нет, законодательство решает этот вопрос достаточно просто. Следует обратить внимание на отдельные нормативные документы, регулирующие вопросы ведения определенной деятельности – именно их положениями устанавливается обязательность соответствия профстандартам, или же рекомендательный характер их применения и использования.

Налоговый вычет по 3 НДФЛ за независимую оценку квалификации

Действующее налоговое законодательство позволяет трудящимся получать определенные дополнительные гарантии на случай прохождения ими независимой оценки квалификации. В частности, подразумевается возможность получения налогового вычета 3-НДФЛ за независимую оценку квалификации при расчете заработной платы работника.

Документы для получения налогового вычета предоставляются работником, потратившимся на прохождение оценки не работодателю, а непосредственно в ФНС. При предоставлении работодателю даже полного пакета необходимой документации, он не вправе осуществить налоговый вычет.

Размер социального налогового вычета за оценку квалификации составляет 13% от сумм, потраченных на прохождение означенной процедуры.

При этом получить фактический вычет работник сможет при предоставлении в ФНС следующего пакета документов:

Cледует помнить о том, что законодательно ограничивается максимальная сумма налоговых вычетов социального характера, которые может в течение одного года получить сотрудник. Она составляет 120 тыс. рублей за год.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.

3. Иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

4. Настоящий Федеральный закон не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) национальное агентство развития квалификаций - автономная некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в Российской Федерации, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профессиональных союзов и Российская Федерация, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации;

2) национальный совет - национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, который является консультативным органом при Президенте Российской Федерации для рассмотрения вопросов, касающихся развития квалификаций в Российской Федерации;

3) независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее - независимая оценка квалификации), - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации - комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена;

5) реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации - информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации (далее - реестр);

6) совет по профессиональным квалификациям - орган управления, наделенный в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;

7) соискатель - работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

8) центр оценки квалификаций - юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

Статья 3. Участники системы независимой оценки квалификации

Участниками системы независимой оценки квалификации являются:

1) национальный совет;

2) национальное агентство развития квалификаций;

3) советы по профессиональным квалификациям;

4) центры оценки квалификаций;

5) работодатели;

6) соискатели;

7) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее - уполномоченный орган исполнительной власти).

Статья 4. Проведение независимой оценки квалификации

1. Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

3. Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность, а также иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.

4. По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена - заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя советом по профессиональным квалификациям.

5. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.

6. Соискатель, работодатель, иные указанные в части 2 настоящей статьи физические и (или) юридические лица, которые не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, в течение тридцати календарных дней с даты информирования их о результатах прохождения профессионального экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.

Статья 5. Национальный совет

1. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации осуществляет национальный совет.

2. В состав национального совета входят представители органов государственной власти Российской Федерации, общероссийских и иных объединений работодателей, общероссийских профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций.

3. Полномочия национального совета и его состав определяются настоящим Федеральным законом и указом Президента Российской Федерации.

4. Издание нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам независимой оценки квалификации осуществляется после рассмотрения и одобрения этих актов национальным советом.

Статья 6. Национальное агентство развития квалификаций

Национальное агентство развития квалификаций:

1) обеспечивает организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций;

2) подготавливает для национального совета предложения по наделению советов по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности, а также по прекращению таких полномочий;

3) организует формирование и ведение реестра;

4) утверждает на основе предложений советов по профессиональным квалификациям наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена, после одобрения этих предложений национальным советом, вносит содержащиеся в указанных документах сведения в реестр;

5) осуществляет информирование и консультирование участников системы независимой оценки квалификации по вопросам ее проведения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

6) осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Совет по профессиональным квалификациям

1. Совет по профессиональным квалификациям создается по решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне.

2. Совет по профессиональным квалификациям создается на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, и по решению национального совета наделяется полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности. В состав совета по профессиональным квалификациям входят также представители профессиональных союзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций.

3. Совет по профессиональным квалификациям для осуществления своей деятельности разрабатывает на основе примерного положения о совете по профессиональным квалификациям положение и утверждает его.

4. Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности:

1) утверждает оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые применяются центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

2) представляет в национальное агентство развития квалификаций проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

3) проводит отбор организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций, наделяет их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

4) определяет для каждого центра оценки квалификаций наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации, и направляет сведения о таких наименованиях в национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр;

5) осуществляет мониторинг деятельности центров оценки квалификаций и контроль за их деятельностью;

6) принимает решение о прекращении полномочий центров оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

7) проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче свидетельств о квалификации центром оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для ее внесения в реестр;

8) проводит по решению национального совета независимую оценку квалификации;

9) создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, и организует ее деятельность.

5. Финансовое обеспечение деятельности совета по профессиональным квалификациям осуществляется за счет собственных средств юридического лица, на базе которого он создан, и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 8. Центр оценки квалификаций

1. Центр оценки квалификаций проводит независимую оценку квалификации. Перечень квалификаций определяется для соответствующего центра оценки квалификаций советом по профессиональным квалификациям.

2. Центр оценки квалификаций проводит профессиональные экзамены.

3. Полномочия центра оценки квалификаций могут быть прекращены в случае:

1) несоответствия деятельности центра оценки квалификаций установленным требованиям;

2) неоднократного нарушения центром оценки квалификаций порядка проведения профессиональных экзаменов;

3) представления центром оценки квалификаций заведомо недостоверных сведений в ходе отбора и наделения его полномочиями по проведению независимой оценки квалификации, мониторинга осуществляемой им деятельности или контроля за ней;

4) поступления от юридического лица заявления о прекращении по собственной инициативе осуществления полномочий центра оценки квалификаций;

5) ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

4. При прекращении юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сведения о центре оценки квалификаций исключаются национальным агентством развития квалификаций из реестра в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия советом по профессиональным квалификациям решения о прекращении указанных полномочий.

5. В случае прекращения юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций совет по профессиональным квалификациям обеспечивает выполнение неисполненных обязательств перед соискателями, в отношении которых не завершена процедура независимой оценки квалификации.

6. Финансовое обеспечение деятельности центра оценки квалификаций осуществляется за счет собственных средств центра оценки квалификаций и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 9. Полномочия уполномоченного органа исполнительной власти

1. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет следующие полномочия:

1) утверждает примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и порядок наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий;

2) утверждает форму бланка свидетельства о квалификации и приложений к нему, технические требования к бланку, порядок заполнения бланка и выдачи дубликата свидетельства о квалификации, а также форму заключения о прохождении профессионального экзамена;

3) утверждает образец заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядок подачи такого заявления, в том числе в форме электронного документа, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет";

4) утверждает требования к центрам оценки квалификаций и порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий;

5) утверждает положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации;

6) утверждает положение о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

7) утверждает положение о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации;

8) утверждает порядок формирования и ведения реестра, перечень сведений, содержащихся в реестре, и порядок доступа к ним;

9) утверждает порядок осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации.

2. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет мониторинг и контроль в сфере независимой оценки квалификации.

Статья 10. Информационное обеспечение независимой оценки квалификации

1. В целях обеспечения проведения независимой оценки квалификации используется реестр, который включает в себя:

1) информацию о деятельности национального совета и национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций;

2) сведения о советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций;

3) сведения о наименованиях квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

4) сведения о выданных свидетельствах о квалификации;

5) перечень официальных сайтов национального совета, национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

6) иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти.

2. Национальное агентство развития квалификаций несет ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в реестре.

3. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным.

4. Национальное агентство развития квалификаций, советы по профессиональным квалификациям и центры оценки квалификаций формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к этим ресурсам посредством использования официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", перечень которых содержится в реестре.

Статья 11. Переходные положения

В случае, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 1 настоящего Федерального закона), применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года.

Статья 12. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

Минтруд – о независимой оценке квалификации

Для начала напомним, что согласно п. 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее – Закон № 238-ФЗ) независимая оценка – это процедура, в ходе которой проверяется, соответствует ли квалификация работника или потенциального работника (далее – соискатель) профессиональному стандарту или квалификационным требованиям, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона № 238-ФЗ соискатель – работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившееся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций (далее – ЦОК) для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном Законом № 238-ФЗ. Работодателей волнует, обязательна ли процедура независимой оценки для всех организаций и учреждений. Или же она носит добровольный характер?

Обратимся к Трудовому кодексу. В силу ч. 1 его ст. 197 работники имеют право на прохождение независимой оценки квалификации. Согласно ч. 1 ст. 196 необходимость направления работников на такую оценку для собственных нужд определяет работодатель. То есть соискатель может обратиться в ЦОК для прохождения независимой оценки самостоятельно, а может быть направлен работодателем.

Минтруд на поставленный вопрос отвечает так: оценка квалификации является добровольной и для работников, и для работодателей и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований.

Если на прохождение независимой оценки квалификации работник направлен по инициативе работодателя, у работника нужно запросить письменное согласие. При этом на период прохождения сотрудниками оценки работодатель должен предоставить им некоторые гарантии и компенсации. В частности, в соответствии со ст. 187 ТК РФ:

    оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя;

    за работником сохраняются место работы (должность) и средняя зарплата по основному месту работы;

    если независимая оценка осуществляется в другой местности, работнику оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

К сведению: гарантии при направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации могут устанавливаться коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 196 ТК РФ).

Каков срок действия результатов независимой оценки?

Поскольку срок действия результатов независимой оценки Законом № 238-ФЗ не установлен, возникает логичный вопрос: как часто работникам нужно подтверждать соответствие квалификации, то есть каков срок действия результатов оценки?

Напомним, что независимая оценка проводится ЦОК в форме профессионального экзамена в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» (далее – Постановление № 1204). Экзамен осуществляется с использованием средств для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденных советом по профессиональным квалификациям.

Экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки, определенным средствами независимой оценки квалификации. Результаты экзамена оформляются ЦОК не позднее 30 календарных дней после его завершения и выдаются соискателю или его законному

На вопрос о сроках действия результатов независимой оценки Минтруд отвечает, что срок действия свидетельства о квалификации, которое выдается по итогам успешного прохождения независимой оценки, определяется советами по профессиональным квалификациям в зависимости от темпов развития вида профессиональной деятельности (обновления технологий, знаний и умений, применяемых в конкретных видах деятельности).

Читайте также

  • Независимая оценка квалификации с 2017 года: что она собой представляет, кому и для чего может понадобиться
  • Готовимся к независимой оценке квалификации
  • Направляем работников на независимую оценку квалификации

Сведения о сроках действия свидетельств о квалификации можно получить из Реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации, размещенного в Интернете на сайте АНО «Национальное агентство развития квалификаций» nok-nark.ru (далее – Реестр сведений об оценке). Там же можно получить информацию о перечне наименований квалификаций и профессиональных стандартах, на соответствие которым оценивается квалификация.

Сколько стоят услуги по независимой оценке?

Как установлено Законом № 238-ФЗ, если оценка квалификации проводится:

1. По инициативе соискателя – оплата услуг осуществляется за счет средств соискателя либо иных физических и (или)

2. По направлению работодателя – за счет его средств.

Оплата услуг осуществляется на основании заключенного между лицом, за счет средств которого проводится профессиональный экзамен, и ЦОК договора о возмездном оказании услуг. На вопрос о стоимости услуг по независимой оценке Минтруд отвечает, что это определяется ЦОК. Информация о стоимости прохождения независимой оценки квалификации будет размещаться на их сайтах.

К сведению: например, стоимость независимой оценки квалификации соискателя по каждому наименованию квалификации, проводимой НП «Институт профессиональных бухгалтеров и России», составляет 19 000 руб.

При этом при оплате услуг для граждан предусмотрены социальные налоговые вычеты в случае расходов на прохождение оценки квалификации (расширяется перечень оснований для налоговых вычетов, а совокупный размер вычетов по всем основаниям не увеличивается) (ст. 219 НК РФ).

Что касается льгот для работодателей, ст. 264 НК РФ предусмотрено: расходы работодателей на оценку квалификации относятся к прочим расходам, которые связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг) и которые не облагаются Согласно той же статье это будет возможно, только если у организации имеется договор об оказании услуг по проведению независимой оценки, заключенный с ЦОК, и трудовой договор с работником, проходящим эту оценку.

Как применяются результаты независимой оценки?

Как уже отметил Минтруд, оценка квалификации является добровольной и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований.

В частности, уволить работника на основании неудовлетворительных результатов при сдаче экзамена работодатель не сможет (в отличие от аттестации, предусмотренной ст. 81 ТК РФ).

К сведению: аттестация – это проверка профессионального уровня работника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работы. При этом трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Порядок аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 81).

В ответ на вопрос, что могут дать результаты независимой оценки соискателю и работодателю, чиновники указали следующее:

    при успешном прохождении экзамена гражданин может предъявить свое свидетельство о квалификации при трудоустройстве;

    в соответствии с результатом прохождения оценки квалификации работник может планировать дальнейшую профессиональную карьеру, а работодатель организовывать обучение сотрудников, их включение в кадровый резерв и др.;

    оценка квалификации дает возможность человеку, не имеющему профессионального образования, но имеющему опыт работы, более уверенно чувствовать себя на рынке труда, планировать профессиональную карьеру, что повышает конкурентоспособность на рынке труда;

    в случае неудовлетворительного прохождения экзамена выданное соискателю заключение об этом подскажет ему и работодателю, какие знания и умения нужно приобрести, чтобы в дальнейшем успешно пройти профессиональный экзамен.

Если в организации предусмотрено прохождение аттестации

Работодатели, у которых установлен такой способ оценки квалификации работников, как аттестация, спрашивают, как применять Закон № 238-ФЗ.

И вот что отвечает на это Минтруд. В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ иной порядок оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом определены особенности регулирования труда, в том числе в связи с выполнением работ во вредных и (или) опасных условиях.

К сведению: особенности регулирования труда в Трудовом кодексе установлены, в частности, для педагогических и научных, и творческих работников, и тренеров. При этом для педагогических, научных и медицинских работников, работников учреждений культуры и искусства другими федеральными законами и нормативными правовыми актами в целях подтверждения квалификации и соответствия занимаемым должностям установлено прохождение аттестации.

Если необходимо установить иной порядок оценки квалификации работников (аттестации и т. п.), чем установленный Законом № 238-ФЗ, федеральному органу в соответствующей отрасли экономики следует подготовить изменения в Трудовом кодексе в части введения особенностей регулирования труда работников, требования по должностям которых определены в Законе № 238-ФЗ.

Обратите внимание: положения Закона № 238-ФЗ не применяются в отношении госслужащих и граждан, претендующих на замещение должностей госслужбы.

О создании ЦОК

К сведению: согласно Приказу Минтруда РФ от 19.12.2016 № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий» (далее – Приказ № 759н) ЦОК – это юридическое лицо, которое наделено советом полномочиями по проведению независимой оценки квалификации.

Такими полномочиями не может быть наделено юридическое лицо, которое является и (или) в состав учредителей которого входят образовательные организации, их союзы (ассоциации, объединения).

Отбор организаций для наделения полномочиями по независимой оценке квалификации осуществляется на основе заявления юридического лица о наделении его этими полномочиями и документов, которые представляются в совет по профессиональным квалификациям (далее – Совет). Вся необходимая информация по данному вопросу размещена в Реестре сведений об оценке и на сайте Минтруда.

К сведению: совет по профессиональным квалификациям – орган управления, наделенный в соответствии с Законом № 238-ФЗ полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности (ст. 2 Закона № 238-ФЗ).

Совет направляет организации-заявителю решение о результатах рассмотрения заявления и наделении полномочиями или об отказе в этом в течение 100 календарных дней со дня поступления документов.

Сведения о ЦОК формируются Советом и представляются в Национальное агентство развития квалификаций для размещения в Реестре сведений об оценке не позднее 5 календарных дней после принятия Советом решения о наделении организации-заявителя полномочиями по проведению оценки.

Что касается требований к членам экспертной комиссии ЦОК, согласно пп. «в» п. 3 требований к ЦОК, утвержденных Приказом № 759н, они должны иметь подтвержденную Советом квалификацию, удовлетворяющую требованиям, определенным в оценочном средстве для проведения независимой оценки квалификации.

Согласно Закону № 238-ФЗ и Приказу Минтруда РФ от 01.11.2016 № 601н «Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации» оценочные средства представляют собой комплекс заданий, критериев оценки, используемых ЦОК при проведении профессионального экзамена на соответствие квалификации соискателя положениям профстандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Оценочные средства содержат описание материально-технического и кадрового обеспечения оценочных мероприятий, в том числе требования к кадровому обеспечению для проведения профессионального экзамена. Разработку оценочных средств организует Совет.

Для информирования граждан, работодателей и других заинтересованных организаций предусмотрено ведение Реестра сведений об оценке, в котором будут содержаться сведения о советах, ЦОК, перечень наименований квалификаций и положений профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, сведения об оценочных средствах. Сведения, содержащиеся в реестре, открыты для просмотра гражданами и организациями, за исключением персональных данных. Доступ граждан и организаций к Реестру сведений об оценке является бесплатным и обеспечивается Национальным агентством развития квалификаций с использованием Интернета.

Подводя итог сказанному Минтрудом, можно еще раз отметить, что независимая оценка – мероприятие добровольное. Пока никто не может заставить ни работодателей, ни работников ее проводить (проходить). А если даже ее и провели, то использовать результаты оценки в целях подтверждения соответствия работника занимаемой должности и его увольнения не получится.

Тем не менее, ставки на эту процедуру большие. Чиновники уверены, что прохождение оценки квалификации упростит процесс трудоустройства и что сами работники будут заинтересованы поддерживать высокий уровень своих знаний, умений и пр. на протяжении всей трудовой деятельности. И в первую очередь проводить независимую оценку начнут организации, в которых обязательны к применению профессиональные стандарты, и учреждения государственного сектора.

В переходный период, до 2019 года, скорее всего, еще будут вноситься изменения и дополнения в нормативную базу, утверждаться новые профстандарты и создаваться новые ЦОК, поскольку на сегодняшний момент их явно недостаточно.

профстандарты СРО оценщиков трудовой договор

© 2024 Строительный портал - PvaStudio