Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Второй этап истории Арабского халифата. Омейяды. Династия омейядов Что такое династия омейядов

Пророк Мухаммед умер в 632 г. в Мекке. Наверное, он и не подозревал о том, какую популярность приобретет созданная им религия и какого могущества достигнет созданное им государство. Уже через каких-то 80 лет Аравийский полуостров составлял лишь незначительный процент от территории всего арабского мира. Арабы завоевали земли от Инда до Атлантического океана, став ведущей политической силой и в Азии, и в Европе, ислам победно шагал по городам и весям.

После смерти пророка арабское государство возглавили «заместители» Мухаммеда - халифы, сосредоточившие у себя и религиозную, и политическую верховную власть. Первым халифом стал уже упоминавшийся Абу-Бекр, который вел успешные войны за объединение под властью Мекки всех аравийских государств. Его преемником стал также уже упоминавшийся Омар. Он правил с 634 по 644 г., и держава за это время увеличилась в несколько раз. Дело было не только в удачно найденных идеологических постулатах и пассионарности, которой достиг арабский народ. Как раз в это время были совершенно истощены два государства, чье соперничество определяло геополитическое положение на Ближнем Востоке, - Сасанидская Персия и Византия. Годы войны сделали этих противников неспособными к отражению мощного неожиданного удара из Аравии, население, покоренное в свое время византийцами или персами, не хотело поддерживать измучивших их вооруженной борьбой и поборами хозяев. В результате в руках активных арабов быстро оказались обширные территории: сначала Сирия и Палестина, затем Египет (в 639 г.) и сама Персия со своей столицей Ктесифона. Был завоеван Кипр, большая часть всей Северной Африки. Армии Сасанидов и византийского императора ничего не могли поделать с технически отсталым, но хорошо мотивированным и быстро обучающимся войском халифов. На покоренных землях арабы поначалу вели умеренную политику, соблюдали терпимость по отношению к другим вероисповеданиям. Их налоги на крестьян и ремесленников были зачастую значительно более мягкими, чем предыдущие.

Однако по мере строительства сильного многонационального государства появлялось все больше противоречий в правящей верхушке. Естественно, противоречия эти облекались и в религиозную форму, поскольку до окончательного формирования вероучения, несмотря на кодификацию права, запись Корана ит. д., было еще далеко. Перед своей смертью Омар успел назначить коллегию, которая должна была выбрать ему преемника. Коллегия отвергла кандидатуру известного своей жесткостью зятя Мухаммеда Али и отдала предпочтение Осману. Али же повел борьбу за собственное утверждение. Он выдвинул лозунг очищения власти в связи с тем, что разложение элиты в ходе увеличения ее полномочий действительно достигло небывалых размеров. Ортодоксальные приверженцы пророка вспоминали о суровых временах и благородных нравах. Приверженцы Али твердили, что власть должна передаваться исключительно потомкам духовного лидера нации, отвергая таким образом право на избрание халифа общиной. Тем более что в общине этой оказывалось все больше обратившихся в ислам чужеземцев не из Медины и Мекки.


В конце концов партия Али в 656 г. совершила вооруженный переворот. Осман был убит, Али стал халифом. С самого начала у него было много противников - тех, кто считал, что назначение правителя - право общины. В лагере оппозиции оказались как представители разбогатевшей в походах знати, так и радикальные мусульмане, члены секты хариджитов, выступавших за восстановление «былого равноправия» мусульман и по этому поводу также имевших к Али массу претензий. Лидером оппозиции стал наместник Сирии Муавия, происходивший из знатного мекканского рода Омейя, сын главы мекканских курейшитов Абу-Суфьяна. Это был хороший администратор и талантливый полководец. Именно ему приписывается заслуга создания сильного арабского флота, который захватил Кипр, успешно действовал у египетских берегов и т. п. Война началась уже в 657 г., Муавия провозгласил, что мстит за Османа. Его поддержал завоеватель Египта Амр Ибн аль-Ас. В 660 г. он объявил себя в Иерусалиме халифом, и Али вынужден был признать за противником этот титул. А в следующем году хариджигы убили Али на пороге мечети в тогдашней столице халифата - Куфе. Сын Али Хасан был отстранен от власти. Единственным правителем остался Муавия.

Столица была перенесена в сирийский город Дамаск, отчего халифат Омейядов часто называют Дамасским халифатом. Он просуществовал около ста лет. Омейяды продолжали территориальную экспанию. Их войско, в авангарде которого шла берберская армия под командованием Тарика, покорило всю Северную Африку и Испанию. На востоке арабы не встретили сопротивления, пока не дошли до Индии. Под их властью оказалась Средняя Азия. Несколько раз был осажден Константинополь (дважды еще при Муавии). Первый омейядский халиф создал административную систему по образцу Византийской империи, ввел принцип престолонаследия вместо предыдущего избрания халифа - его сын Язид был признан наследником еще при жизни Муавии (в 680 г.). В этом случае, естественно, и речи не было об особом отношении к потомкам Мухаммеда. События того времени положили начало расколу мусульманского мира на суннитов и шиитов, последние чтили Али и его потомков.

При Омейядах власть находилась в руках нескольких арабских семей из Мекки и Медины, что вызывало растущее недовольство мусульманского населения, которое значительно увеличивалось по мере разрастания империи. После смерти последнего омейядского халифа из Суфьянидов Язида I (правил в 680–683 гг.) халифат фактически распался. Его восстановили в конце VII в. Мерваниды, халифы ветви Омейядов, начало которой положил Мерван I (683–685). В халифате в государственных учреждениях вместо греческих и других местных языков был введен арабский язык. Сасанидские и византийские монеты, находившиеся до того в обращении, заменены золотым динаром и серебряным дирхемом арабской чеканки. Значительного развития достигли торговля и ремесло.

К VII веку стало ясно, что халифат, вобравший в себя более развитые области известного мира, не мог больше опираться на «класс» завоевателей, тем более что в среде арабов-мусульман стало наблюдаться социальное расслоение между крупными земельными собственниками и остальными членами уммы (общины). Фактически Омейяды сделали ставку на своих сторонников в Сирии, поставив их над остальными группами арабов. Само государство начало превращаться в династическую космополитичную империю. Светскую, насколько это было возможно в обществе, где доминировало религиозное сознание.

Земельный фонд, попавший в руки мусульман, подвергся переформированию. Де-юре верховным собственником земель выступала по-прежнему умма, но теперь с уммой ассоциировалось само государство. Большинство земель были в государственной собственности. В первую очередь это касалось тех, что представляли наибольшую фискальную ценность. Стоит отметить, что эти земли не ассоциировались с доменом монарха. Земли правящей фамилии – савафи составляли отдельную категорию. В то же время появился институт частного землевладения – мульк.

Крестьянские общины на всех категориях земель становились бессрочными арендаторами, взаимодействующими с владельцем посредством арендной платы и с государством посредством налогов. В налоги, помимо закята, для мусульман входили ушр и харадж. Ушр соответствовал десятине, харадж – обязательной плате за пользование землей. Немусульмане платили также джизью – плату за покровительство. Уже при поздних Омейядах такая система стала рушиться с постепенным переходом немусульманских общин в ислам. Попытки закрепить джизью за неофитами приводили к бунтам, однако статус земель, подпадающих под харадж, был закреплен.

Его сумма увеличивалась все время нахождения Омейядов у власти. Он мог взиматься как натурой, так и фиксированной оплатой независимо от урожая, что было весьма обременительным для крестьянских общин.

Халифат все так же продолжал завоевательную политику. К этому моменту была покорена берберская Северная Африка и Средняя Азия. Византийско-халифатские войны не привели к существенным успехам ни одной из сторон и способствовали стабилизации границы, хотя имели место обоюдные грабительские походы.

Вторая Фитна

Муавия при своей жизни настоял, что бы мусульмане признали преемником титула халифа своего сына Язида. Это спровоцировало конфликт, известный как Вторая Фитна, вспыхнувший при самом халифе Язиде. Опорой восставших выступили мединская знать и шиитская партия гарнизона Куфы, действующие независимо друг от друга. Восстание в Куфе поднял второй сын Али – Хусейн. По договору между Муавией и первым сыном Али – Хасаном, Хасан отказывался от власти до смерти Муавии, после чего власть переходила к нему. После смерти Хасана в 669 году, Муавия счел себя свободным от обязательств. Однако восставших сторонников Хусейна удалось замирить, и небольшое войско Хусейна было уничтожено близ Кербелы в 680 году.

Восстание в Хиджазе возглавил Абдалла ибн аз-Зубайр, не входивший ни в омейядскую, ни в шиитскую партии. В 683 году, почти подавив восстание, халиф Язид умер, не назначив преемника. Его сын Муавия II отрекся уже в 684 году. Племена Йемена, Ирака, Омана и Хорасана присягнули ибн аз-Зубайру как халифу. Омейядская партия контролировала Сирию и часть Египта.

Закрепить успех ибн аз-Зубайру не удалось из-за социально-экономических конфликтов между группами племен, известных как кайситы и кальбиты в Сирии и Ираке, а также из-за низкой централизации, вызванной переносом столицы, в условиях уже оформившихся экономических связей, завязанных на Дамаск.

Первый пункт требует пояснения. Несмотря на скудость источников информации, историки сходятся во мнении, что кайситы относятся к группе арабских племен, пришедших в Сирию позже кальбитов – группы арабских племен, поселившихся там ранее. Кальбиты выступали основными бенефициарами политики Омейядов. Им удалось победить кайситов в Сирии и выдвинуть на халифский титул знакомого нам Омейяда Марвана (брата уже известного нам халифа Усмана эпохи «праведного халифата»).

Здесь требуется сделать очень важное отступление. У большинства людей картина эволюции халифата сводится к последовательно сменяемым эпохам: Праведный халифат – Халифат Омейядов – Халифат Аббасидов. Однако это является более поздним историческим конструктом.

Ранние мусульманские историки не проводили границы между Омейядами и ранними халифами. Поздние мусульманские историки сделали это по идеологическим причинам. Чтобы отделить «хороший халифат» от «неправильного халифата» династического. Халиф Али таким образом вошел в состав «праведных халифов» относительно поздно. А халиф Усман, будучи Омейядом, был от Омейядов отделен. Равно как Омейяды-Марваниды присоединены к Омейядам. Эту ошибку усугубляет механическое европоцентристкое перенесение феодальной категории «династическая легитимность» на арабское общество, делающее ибн аз-Зубайра узурпатором. Еще одной немаловажной ошибкой является рассмотрение шиитов и хариджитов как уже оформившиеся еретические течения внутри ислама, хотя на тот момент они были исключительно партиями арабо-исламского общества. Для удобства автор будет придерживаться вышеупомянутой исторической периодизации, но просит читателя постараться преодолеть распространенные стереотипы.

Подняли голову и хариджиты, первоначально поддержавшие ибн аз-Зубайра, установившие контроль над восточной Аравией и значительной частью Ирана. Впрочем, они быстро раскололись. Эти хариджитские группировки обозначаются по имени своих основателей. Азракиты контролировали отпавшие иранские провинции. Эта религиозно-политическая группировка выступала с радикальной программой, предусматривающей отмену рабства. Опиралась она на местное крестьянство и новообращенных мусульман, предлагая полное равенство и выборность халифа. В тогдашнем хариджизме отличалась крайней многочисленностью. В своей богословско-политической аргументации азракиты выработали четыре положения, выделявшие их из всех хариджитов:

  • Обязательная борьба против всех незаконных мусульманских правителей, под которыми подразумевались все халифы после «праведного халифа» Омара. Соответственно любой мусульманин, уклонявшийся от этой обязанности, объявлялся кафиром (неверным) и подлежал уничтожению. Этот принцип обвинения в неверии называется такфир (при этом принцип не распространялся на немусульманские общины калими аль-китаб («людей книги», к которым относили в первую очередь христиан и иудеев).
  • Жесткое использование понятия «большой грех» (аль Кабаир). По нему мусульманин, совершивший такой грех, приравнивался к неверным и многобожникам.
  • Отрицание принципа разумного сокрытия своих убеждений среди врагов (такыйя).
  • Объявление всех мусульманских земель вне зоны контроля азракитов землями неверных, с которыми нужно вести джихад.

Надждиты контролировали восточную Аравию и имели центром Бахрейн. Несмотря на то, что их взгляды являются более «правыми», современные мусульманские историки считают их более умеренными, чем азракиты, выступавшие с радикальной эгалитаристской программой. В отличие от вышеупомянутых, наджиты:

  • Отрицали необходимость халифата как такового, допуская, что у уммы может и не быть главы.
  • Менее жестко использовали такфир по отношению к большим грехам. Так, такфир выносился после многократного совершения таких грехов.
  • Позволяли убивать христиан и иудеев вне зависимости от их покорности власти надждитов. За этим элементом скрывалось различие в социальной базе азракитов и хариджитов. Если азракиты опирались на крестьянские массы, то эти - на кочевников-бедуинов. Грабежи и налеты на оседлые поселения являлись неотъемлемой частью кочевого бытия.
  • Позволяли использовать принцип такыйя.

Азракитское восстание пустило глубокие корни в Иране, помимо крестьян оно пользовалось поддержкой христиан-несторианцев, евреев и зороастрийцев из-за эгалитаристской программы и за оппозицию городам-гарнизонам, выступавшим конкурентами традиционным торговым и ремесленным центрам. И даже когда в 699 году Омейяды подавили восстание, азракиты будут доставлять неприятности центральной власти вплоть до конца IX века.

Восстание надждитов провалилось из-за неурядиц в собственном лагере и быстро раскололось на множество хариджитских группировок. Мы вернемся к некоторым из них позднее.

Общая обстановка благоприятствовала Омейядам-Марванидам. Иракский город Куфа, где преобладали сторонники халифа Али, был третьим центром борьбы за власть в халифате. Убийство Хусейна вызвало сильное возмущение среди проалидской партии, усугублявшееся тем, что он был внуком пророка Мухаммеда. Собственно, с этого времени слово «шииты» входит в широкий оборот. В самом городе во время второй фитны активизировался проповедник Мухтар ибн Абу-Убайд призвавший шиитов объединиться вокруг третьего сына Али – Мухаммеда ибн аль-Ханафии.

Абу-Убайд попытался опереться на новообращенных мусульман (мавали), уравняв их в правах со старыми родами. Это породило раскол уже среди шиитов. Впоследствии, когда шиизм превратится из религиозно-политической партии в крупное мусульманское религиозное течение, сторонники власти ибн аль-Ханафии станут шиитской сектой, именуемой кайсаниты.

Ибн аз-Зубайр с большим трудом смог подавить восстание в Куфе к 687 году силами гарнизона Басры и начал войну с хариджитскими провинциями. Тем временем лояльные Омейядам-Марванидам сирийцы восстановили контроль над Египтом и в 692 смогли уничтожить ибн аз-Зубайра в ходе штурма Мекки. После этого возвращение контроля над мятежными хариджитскими провинциями было уже вопросом времени.

Халифат Омейядов-Марванидов

Войну выиграть довелось уже сыну Марвана Абдул-Малику, продолжившему преобразования предшественников. Первой мерой стало упрочение власти сирийского центра над вечно мятежным Ираком и административная реформа, поделившая халифат на две части. Западная часть халифата управлялась непосредственно халифами. Восточная часть - омейядским полководцем аль-Хаджжаджем ибн Юсуфом (умер в 714 году), установившим практику откровенного террора по отношению к шиитам и азракитам. После ряда восстаний он построил новый город-гарнизон Васит между Басрой и Куфой, населив его лояльными сирийцами.

Халиф Абдул-Малик провел денежную реформу, начав чеканить свою монету - динары и дирхемы (арабизированные формы римских денариев и греческих дирхемов). До этого в обращении находились византийские и Сасанидские монеты.

Делопроизводство постепенно было переведено на арабский язык (до этого оно велось на греческом, арамейском и среднеперсидском – пехлеви).

Завоевательная политика была продолжена, и берберские племена северной Африки окончательно приняли ислам. В 711 году арабы и берберы предприняли поход в Испанию и смогли захватить королевство вестготов. Причина успеха крылась в кастовости местного общества.

Верхушку его составляли германские завоеватели, на противоположном полюсе находились иберо-римские низы. Параллельно с захватом Испании мусульмане вторгаются в Индию и пути и захватывают Синд, пользуясь лояльностью местных буддистов, сопротивлявшихся индуистской верхушке. Однако в рамках данных статей мы, к сожалению, не сможем охватить периферию исламского мира. Ограничимся преимущественно территорией, известной в западном востоковедении как «Большой Ближний Восток», то есть пространство от Ливии до Ирана включительно. Полностью, однако, игнорировать периферию мы не сможем и будем возвращаться к событиям и процессам, затрагивающим формирование исламской мысли.

Ко времени Абдул-Малика стали набирать силу процессы изменения этно-конфессионального состава халифата в его ядре. После арабского завоевания местные религиозные группы, являвшиеся носителями различных традиций, постепенно инкорпорировались в структуру халифата. Большинству читателей известно, что ислам заточен на борьбу с язычеством, в то время как «люди писания», под которыми понимают христиан и иудеев, приобретали неполноправный статус зимми («люди договора»). Однако мало кто знает, что этот статус распространился и на другие культы. В частности, на зороастрийцев, мандеев (одна из гностических религий), а также на общину язычников Хаурана.

Последние довольно любопытны. Хауран (античные Карры, где в свое время был разгромлен парфянами Марк Лициний Красс) долгое время был центром древних семитских культов. К концу античности местное язычество в значительной мере эллинизировалось, а также вобрало в себя элементы гностицизма и христианства. К моменту арабских завоеваний это был крупный центр неоплатонизма. После завоевания община язычников спокойно продолжила свое существование. В арабской литературе упоминается под именем сабиев, что вносит путаницу, так как тем же именем называются и мандеи, и звездопоклонники. Сама же община Хауранских сабиев прослеживается вплоть до XII века. Можно с оговорками утверждать, что последняя община греко-римских язычников дольше всех продержалась под властью мусульман.

Единственными религиозными общинами, подвергавшимися систематическим преследованиям, были манихеи и маздакиты, но они также преследовались и в Римской империи и в Сасанидском Иране как культы, подрывающие государственность. Тем не менее манихеи очень долго сохраняют свое присутствие в Средней Азии, а их религия так же, как и христианство несторианского толка, доходит до Китая.

Этнокультурный состав при Омейядах-Марванидах также претерпевает существенные изменения. Принятие ислама сулило существенные налоговые, юридические и имущественные привилегии. Начинается длительный процесс исламизации и арабизации территории Ближнего Востока.

Создание огромной державы увеличило возможности для обмена знаниями и торговли. В отличие от Европы, данный регион не переживал периода темных веков, а местные общины, арабизируясь, дали мусульманам богатую философскую традицию античности. Следует дополнить, что философия в то время включала в себя не только саму себя, но и ряд естественных наук и лженаук (астрология). Но с существенной оговоркой. Тогдашние знания никоим образом не могут считаться наукой в современном смысле слова. Современная наука сложилась в Европе в Новое время.

Период халифата Омейядов-Марванидов - время переводов старых произведений с пехлеви, арамейского, греческого, коптского и санскрита на арабский. Чтобы почувствовать разницу, стоит обратиться к примеру Аристотеля. Раннее христианство долго боролось с античным наследием, впрочем, активно заимствуя многие теоретические конструкции из того же неоплатонизма. Многие труды античных философов были потеряны для Европы. Аристотелевское наследие жило в Европе только благодаря неполным переводам Северина Боэция (преимущественно логические труды Аристотеля), и только в XII веке оно стало вновь возвращаться посредством взаимодействия с мусульманским миром.

Основы ислама и ключевые черты теологии и исламского права также начинают формироваться в это время. Главным моментом, который осложняет восприятие раннего ислама современным человеком, является тождественность религии и права, причем первоначально тождественность полная, проявлявшаяся в отсутствии подразделения власти на светскую и духовную и отсутствии церкви как института. Взаимоотношение с богом являлось личной привилегией каждого мусульманина. Из среды верующих в ходе взаимодействия с другими религиями и культурами выделились улемы (знающие), претендовавшие на разработку правовых и богословских доктрин.

Мы вернемся к содержанию их идей несколько позже, а пока рассмотрим экономическую и политическую эволюцию халифата.

К моменту прихода Абдул-Малика к власти классовая структура имела на одном полюсе привилегированную арабскую аристократию – крупных землевладельцев, как правило, разбавленную представителями администрации, крупными купцами, зажиточными городскими верхами, и на другом – огромную крестьянскую массу выступавших бессрочными арендаторами государственной или частной земли и меньшее количество рабов.

Юридически это выглядело так. В самом низу системы находились рабы (вклад рабства в экономику был несопоставимо меньшим, чем в античном государстве, но тем не менее этот институт сопровождает многие мусульманские государства вплоть до XX века). Над рабами находились представители неисламских конфессий, между которыми государство проводило политику равенства, не выделяя ни одну из общин. В более привилегированном положении находились новообращенные мусульмане и выше сами арабы-мусульмане. При этом социальные лифты были открытыми, и можно наблюдать случаи, когда представитель православия или зороастризма мог подниматься до невиданных высот при дворе халифа на государственной службе.

Данную систему менял ряд тенденций:

  • Исламизация иных конфессий, приводившая к росту требований и в дальнейшем к отмене джизьи, что подрывало фискальную систему.
  • Превращение служилой верхушки арабских кланов и племен в землевладельцев (стало одной из причин прекращения территориальной экспансии).
  • Смешение завоевателей и покоренных, приводящее к трансформации городов-гарнизонов в обычные города.
  • Постепенное превращение института халифа в наследственную монархию. (Абдул-Малик уже назначал преемника сам). Это выражается также и в появлении норм придворного этикета и некоторой дистанцированности двора от религии.

Стабильность халифата длилась недолго. Причиной этому – типичная дестабилизация государства, вызванная превращением в аграрную империю в условиях переформатирования правящего класса. Социальная структура неисламских низов на тот момент в целом оставалась примерно такой же, как и во времена предшествующих империй. Верхи трансформировались из привилегированной общины мусульманской аристократии в огромную систему кланов, придворных групп и племен с неравным положением. Причем часть сирийских кланов и племен была несоизмеримо выше аналогичных кланов и племен Ирака, Египта или Хорасана. Ситуацию усугубляли закономерные централизаторские фискальные реформы двора, «опускающие» рядовую массу мусульман-общинников на уровень рядовых подданных, равно как и неравноправное противопоставление новообращенных (мавали) арабам. Сам институт мавали в этом плане весьма показателен. Неофиты интегрировались в общество, примыкая к тому или иному арабскому племени на правах, очень сходных с институтом клиентелы.

Экономически структура халифата все более опиралась на Ирак, обладавший самыми доходными землями. При этом влияние местных кланов было неадекватно низким.

Оппозиция

Вышеупомянутые противоречия, выходившие за рамки межплеменной вражды, порождали сильные оппозиционные настроения в провинциях. Так как речь шла об изменении баланса исключительно внутри мусульманской общины, адекватной формой протеста было политическое учение оппозиционных богословов. Благо, средневековое сознание в целом не знает иных форм «мятежного духа». Стоит отметить, что деятельность улемов на тот момент не носила открыто консервативного характера, так как ислам на тот момент был систематизирующимся учением. По форме, конечно, любое религиозное «творчество» было направлено в прошлое, ко временам пророка Мухаммеда. Выработка доктрин (политических и правовых), а также систематизация учения (составление сборников хадисов (дословно «новостей»)) – преданий о пророке, факультативно дополнявших коранический регламент, являлись необходимым этапом систематизации религии.

Сюда же входит формирование исламского права (то, что впоследствии станет шариатом). Арабские завоевания нуждались в новых формах регламентации социальных отношений. В том числе и в судебной системе. Более подробно правовые доктрины мы рассмотрим в последующих статьях. Пока лишь констатируем, что в данный период правовая эволюция прошла значительный этап от судов городов-гарнизонов до появления первых правовых доктрин. В данном контексте правовые нормы важны тем, что ислам во многом «юридическая» религия. Это проистекает из теоретического отсутствия там дихотомии светское-религиозное.

Хариджитские секты, будучи первыми обособившимся в рамках ислама, продолжали свою деятельность. Хариджитов подразделяют на крайних и умеренных по критерию «необходимости открытого восстания». Так, вышеупомянутые азракиты относятся к крайним, а надждиты – к умеренным. Опорой хариджитов были мусульманские низы периферийных провинций.

В противоположность им шииты изначально опирались на местный элемент городов Куфа и Басра. Изначально они были политической платформой, настаивающей на власти потомков Мухаммеда (благо, все потомки проходили по линии Али). Однако их движение расширялось, главным образом за счет неравенства провинциальных элит и сирийского центра. Постепенно шииты обретают влияние в Иране. Территориально клановая преданность родов Куфы (и в меньшей степени Басры) Алидам трансформируется в идею противопоставления провинции и центра.

Немаловажным будет и оформление шиизма из политической в религиозную доктрину. Если богословие хариджитов (первоначально) выступало как прикладное обоснование практики, то шииты стали оформляться доктринально.

Битва при Кербеле и дискриминация давала шиитам ореол мученичества, воплощенном в смерти Хусейна. Социальное неравенство Омейядов позволяло использовать аргумент «достойной власти», которую могли возглавить люди, близкие к пророку. Близкие в первую очередь кровнородственными связями. Таким образом, у шиитских групп не было недостатка в претендентах на халифат. Помимо Али, его потомков и его братьев, сюда можно было отнести весь род хашимитов (род пророка) а также дом Аббасидов (ведущих род от дяди пророка Мухаммеда).

Так как никто из них не обладал властью над уммой (не обладал титулом халифа) в данный период, шиитские улемы выработали богословское обоснование их власти. Титул халифа слагался из власти реальной (эмират) и духовной (имамат). Шиитский претендент имеет право на власть за счет наиболее глубокого авторитета в вопросах суждений о вере (ильм ). Следовательно, должен быть всегда один алид, являющийся имамом, назначающий преемников официально. И абсолютно неважно, есть ли у него сейчас реальная власть или нет. Это способствовало некоему «оппозиционному примирению» с правящей властью Омейядов ровно до тех пор, пока претендент не заявит о себе и не призовет к поддержке в борьбе за власть.

Такая доктрина впоследствии приведет к расколам в рамках шиитской ветви ислама. К концу VIII века уже имелись две линии имамов, восходящих к Али.

  • Главная восходит к правнуку Хусейна – Джафару ас-Садику. От этой ветви происходит большинство направлений шиизма.
  • Вторую ветвь представляли сторонники имамата ибн аль-Ханафии, вышеупомянутые кайсаниты. Его имамат не признавался большинством шиитов. Но данная ветвь шиизма сыграет большую роль в истории халифата.

Закат эпохи Омейядов сопровождался подъемом исламского богословия. Диалог с богословской традицией других религий, а также споры внутри политических исламских доктрин порождали потребность в выработке своей схоластики (калам). Так, за вопросом ильма скрывается вопрос о соотношении божественного предопределения и свободы человеческой воли. Подобно христианскому богословию, в рамках исламской ортодоксии это породило две школы: джабаритов (возникла в Басре) и кадаритов (популярная в племенном объединении Кальб в Сирии). Первые настаивали на всесилии божественного предопределения. Вторые отстаивали автономию человеческой воли. Кадариты смогли создать на базе племени Кальб свою политическую партию в халифате, в целом лояльную Омейядам, но впоследствии дрейфовавшую в умеренную оппозицию.

Хариджитское богословие было более политическим. Оно обосновывало необходимость борьбы с неправедным правлением и эгалитаристские ценности мусульманской общины с формированием «общества праведников». Право мусульман на ошибку (первоначально лояльность Омейядам-Марванидам) отстаивала богословская школа мурджитов.

Крайние шиитские группы образовали совокупность учений, известных как гулат, отстаивающих меньшинства мусульман как носителей истинного знания о вере.

В целом в рамках школ существовали свои ответвления, многие группы мусульман дробились на сторонников множества подходов. Классифицировать их можно по степени лояльности к Омейядам.

  • Объектами репрессий часто становились носители явных антигосударственных идей: большинство хариджитских сект, гулат, кадаритов (Омейяды не терпели оппозиции в Сирии).
  • Умеренные хариджиты, шииты, мурджиты считались менее опасными для двора.

Стоит отметить, что в дальнейшем большинство богословских школ того времени, таких как мурджиты и гулат, будут признаны еретическими. Произойдет это уже в эпоху Аббасидов, когда исламские партии и доктрины окончательно станут религиозными течениями.

Июл 28, 2016 Михаил Балбус

Династия Омейядов

С 756 по 1031 год под властью сильных и образованных правителей, сменявших друг друга мирным путем, Аль-Андалус достиг уровня процветания, образования и терпимости, которым восхищались и завидовали современники из всех известных частей света, несмотря на то, что начало золотого века испано-арабской цивилизации было не слишком удачным.

АБД АЛЬ-РАХМАН I

По крайней мере, в каком-то смысле, неудачное начало позволило прорасти семенам перемен. В 756 году Абд аль-Рахману, единственному выжившему представителю династии Омейядов, удалось сбежать от новой династии Аббасидов, утвердившейся в Дамаске, и пробраться в Альмуньекар (восточная часть Нерхи). Свой талант и отвагу он уже продемонстрировал в эпическом походе из одного конца Средиземного моря в другой с союзниками Аббасидов, которые были готовы уничтожить любого, кто смел претендовать на престол. Ему удалось получить достаточную поддержку, чтобы свергнуть эмира Аль-Андалуса и объявить себя независимым эмиром провинции, все же признавая религиозную власть халифа Багдада, новой столицы Аббасидов. Абд аль- Рахман (756-788) восстановил порядок в Кордовском эмирате и привел к некоторому согласию разношерстное население тех мест. Он позволил исламизации протекать медленно, уважал законные права побежденных народов и допускал религиозную свободу.

Укрепив свое положение, он затеял обширное строительство, чтобы утвердить власть и статус и, таким образом, заложить фундамент величия Кордовы. В 785 году он начал строительство Великой мечети, которую его преемники значительно расширили, и пристроил к ней цитадель, а также летнюю резиденцию, созданную по образцу резиденции его предка, халифа Хишама, построенной в садах, орошаемых водами Евфрата. На престоле его сменил второй сын и назначенный наследник Хишам I (788-796), который мирно и безвыездно правил более семи лет, увлеченный завершением Великой мечети и религиозными штудиями. Каждый год при этом он, словно на полевые работы, отправлял армию на захват северных территорий, а также для сбора дани с побежденных народов, грабежа земель, добывания скота и рабов, либо в качестве демонстрации силы в приграничной полосе.

У преемника Хишама аль-Хакама (796-822) не было времени на походы, поскольку больше всего его заботила внутренняя безопасность и он был настроен на искоренение любых признаков инакомыслия. Он не останавливался ни перед чем и в своем беспощадном подавлении протестов и жалоб отвратил от себя большую часть населения. В 797 году он приказал обезглавить лидеров муладов Толедо - мусульман иберийского происхождения Толедо, которые осмелились выразить недовольство. В 806 году, когда эмира известили о заговоре с целью посадить на престол его двоюродного брата, он казнил наиболее уважаемых жителей пригорода Кордовы. К 818 году весь пригород, представлявший собой очаг недовольства, восстал против жестокости эмира. На сей раз, чтобы подавить мятеж, понадобились усилия личной охраны и армейских подразделений. Возмездие было беспощадным, и пригород разрушили до основания. В отличие от своего отца аль-Хакам I не пытался укрепить свою власть и увеличить доходы с помощью регулярных походов против неверующих; кроме того, его своенравные методы и деспотичное поведение еще больше укрепили зависимость эмира от собственной личной охраны. Помимо состоявшей из берберов стражи, он завербовал в армию 6000 рабов с регулярным жалованием и нанял секретных агентов. Естественно, это финансовое бремя выразилось в повышении налогов.

АБД АЛЬ-РАХМАН II

Возможно, его огорчала несдержанность отца, которой ему порой приходилось быть свидетелем, однако Абд аль-Рахман II (822-852), по крайней мере, унаследовал умиротворенное королевство. Его тридцатилетнее правление - один из самых плодотворных и успешных периодов в истории Аль-Андалуса. Покровительство эмира искусству и культуре привлекало людей с разносторонними интересами и ученых со всего мусульманского мира и христианской Европы. В то же время он возобновил набеги на северные территории, по примеру деда. В правление его сына Мухаммеда I (852-886) Аль-Андалус еще процветал. Однако к концу правления опасения аль-Хакама I, казалось, начали оправдываться.

Несколько групп христиан в Кордове стали выражать недовольство растущей популярностью мусульманского образа жизни и культуры среди их собратьев. Их вызывающее поведение и возможный сговор с Ибн-Хафсуном, принявшим ислам, вызвали жесткую реакцию властей. Растущее религиозное беспокойство совпало по времени с серьезным ростом напряжения вдоль северной границы. Приграничные территории оставались в руках местной знати с небольшими гарнизонами, собственными частными армиями и высокой степенью автономии. Когда центральная власть стала ослабевать, эти приграничные командиры перестали отправлять дань в центр и объявили себя правителями полунезависимых государств. С 886 по 912 год бунты и столкновения сделались частым явлением; в это время, похоже, только Кордова признавала власть эмира. Великолепная политическая структура первых правителей династии Омейядов переживала один из самых разрушительных периодов своей истории. Отношения между правителями и правящей элитой строились на личной преданности, господство Омейядов держалось на военной и экономической власти. Слабые властители были вынуждены наблюдать, как возникшие этнические, племенные и религиозные разногласия ведут страну к политической дезинтеграции. Прежнюю славу Аль-Андалуса мог вернуть авторитарный правитель, и в безнадежной, казалось бы, ситуации такой человек появился. По всеобщему мнению, из-за природной подозрительности Абд-Аллах (889-912) совершил все возможные преступления против собственных детей, зато он выбрал правильного преемника - двадцатилетнего внука.

АБД АЛЬ-РАХМАН III

Абд аль-Рахман III (912-961) был типичным представителем Аль-Андалуса: отец - араб, мать - франкская или баскская наложница. Его бабушкой была принцесса Инига, дочь короля Памплоны Фортуна Гарсеса, которую отправили в Кордову в знак уважения. Как повествуют летописцы Андалусии, у Абд аль-Рахмана были рыжие волосы и голубые глаза, он был отлично развит как физически, так и интеллектуально, бегло говорил на арабском и романских языках. Его первой задачей при восхождении на трон стало восстановление власти и укрепление ее во всем королевстве. Он покончил с десятилетней изоляцией Севильи, отправлял армию в походы на Леон, Наварру и Кастилию и утвердил военное превосходство эмирата на приграничных территориях. Желая предупредить возможные враждебные помыслы нового Фатимидского халифата в Северной Африке, он оккупировал Мелилью (927), Сеуту (931) и Танжер (951). Он также укрепил религиозные связи с Багдадом и в 929 году принял титул халифа и эмира аль-Муминин («Повелителя правоверных»). Памятником его великолепным военным и политическим достижениям стала цитадель, которую он начал строить на подступах к Кордове в 936 году. К концу его жизни Кордовский халифат являлся бесспорным властелином Иберийского полуострова, а южные границы надежно защищались от вторжений Фатимидов. Три крупнейших района на севере - Леон, Кастилия и Наварра - обязались платить дань и признать власть халифа.

Аль-Хакам II (961-976) правил в зените просвещения и образованности Аль-Андалуса под властью династии Омейядов. Однако его сын Хишам II (976-1013) был вынужден полагаться на других, чтобы удержаться на престоле. Его всемогущим министром, которому почти удалось установить власть мусульман над всем Иберийским полуостровом, был аль-Мансур (938-1002), выходец из Йемена, чья власть над халифом зашла столь далеко, что он взял мать халифа, баскскую наложницу, себе в жены. Его военная доблесть причинила немалый урон христианским землям. Барселона была разграблена в 985 году, Сантьяго-де-Компостела два года спустя, ворота кафедрального собора сняли, а колокола увезли в Кордову и установили на Великой мечети. Аль-Мансур погиб в Мединасели во время своей последней кампании против Риохи в 1002 году. Его сын Абд аль-Малик сменил отца на посту первого министра Хишама II и в 1003 году принудил Кастилию и Леон оказать помощь в разорении графства Барселона. Второй сын аль-Мансура Абд аль-Paxман (известный как Санджул), чья мать была дочерью Санчо II Наваррского, имел дерзость убедить халифа назначить его наследником. В 1009 году, когда халиф ушел в поход на север, Омейяды и арабская аристократия восстали против Абд аль-Рахмана, и в марте 1009 года его казнили. Несколько месяцев спустя Хишам II отрекся от престола в пользу Мухаммеда II, который также был свергнут войсками берберов, провозгласившими халифом Сулеймана, еще одного внука Абд аль-Рахмана III. Через 20 лет анархии, в 1031 году, Хишам III был низложен, и Омейядский халифат прекратил существование как единая структура.

КОНЕЦ ДИНАСТИИ ОМЕЙЯДОВ

Политический крах Омейядского халифата был предсказуем. Как уже отмечалось, местные социальные и политические силы никак не могли достичь согласия относительно власти, что продлило бы существование халифата. Омейяды помогли Абд аль-Рахману I основать в 756 году первый независимый эмират, однако успех его правления опирался на военные победы над неверными, значительные трофеи для армии и жестокое подавление протестов и инакомыслия. Вероятно, осознавая шаткость своего положения, Абд аль-Рахман I не стал окончательно порывать с Багдадским халифатом и продолжал признавать его религиозное господство. В то время как аль-Хакаму I приходилось поднимать налоги, чтобы оплачивать постоянную армию, Абд аль-Рахман III на пике военной мощи, владея невообразимыми богатствами, по словам современников, был первым, кто провел денежную девальвацию, предположительно чтобы справиться с ростом расходов на военные нужды. Летописцы также отмечали его оторванность от подданных и разверзающуюся пропасть между чиновниками и военной элитой, что отталкивало арабскую знать от центральной власти. Аль-Мансура в этом направлении унесло еще дальше: единственной основой его власти была поддержка Хишама II, и лишь военные успехи и помогали удерживаться на престоле. Он реорганизовал армию, покончив наконец с родовой структурой и вербуя все чаще берберов из Северной Африки, наемников и рабов, в том числе христиан из Северной Европы. Трофеи и дань, которая взыскивалась с северных королевств, не могли поступать бесконечно, и аль-Мансур за пятьдесят с лишним походов, несомненно, достиг предела. Более того, основание Фатимидского халифата в Кайруане в 909 году увеличило расходы на охрану побережья Гибралтарского пролива и, вероятнее всего, сократило приток африканского золота, которое стекалось до этого в Кордову. За двадцать лет после 969 года, благодаря торговле с Византией, Кайруан вырос настолько, что стал больше Кордовы и Багдада вместе взятых. Сын аль-Мансура не мог состязаться с отцом в военных победах, а попытка Санджула выдвинуть себя преемником Хишама II стала последней каплей, которая смыла видимость династической законности при правлении Омейядов. Ввиду отсутствия сильного и победоносного правителя, аристократия Кордовы свергла последнего из халифов, Хишама III, и упразднила этот пост. Аль-Андалус раскололся на отдельные маленькие государства (тайфы), образовавшихся вокруг главных городов, как правило, под властью сильной знати и военных командиров. Солдаты-рабы и слуги халифата, вероятно, поселились в Альмерии, Валенсии и Дении (куда входили Балеарские острова); берберы в большинстве своем отправились в Малагу, Альхесирас, Гранаду и Ронду; а мусульманская аристократия, состоявшая из арабов и местного населения, осталась в центральных и южных городах.

Мосарабский стиль: вид церкви Сан-Мигель-де-Эскалада с арками в форме замочной скважины или подковы

Закат Кордовского халифата Омейядов не был концом мусульманской Испании. Большинству тайфов удалось просуществовать два века, а королевство Гранада (занимающее территорию современных провинций Малага, Гранада и Альмерия) не принимало христианство до 1492 года. В действительности испано-мусульманская цивилизация достигла нового расцвета в период с XI по XIV век. Культурная и художественная монополия Кордовы вызвала у некоторых дворов страстное желание превзойти достижения Омейядов. В своем новом дворце Альхаферия во второй половине XI века аль-Муктадир, правитель Сарагосы, воплотил самые искусные и сложные формы декоративной архитектуры. Хиральда и Золотая башня (Торре-де-Оро) в Севилье построены в том же веке. Альгамбра (al-hambra - «красный»), отлично сохранившийся символ испано-мусульманской культуры, относится к XIII-XIV векам.

Однако раскол дорого обошелся мусульманской Испании: не имея возможности или желания действовать совместно против растущего давления с севера, она потеряла военное преимущество перед своими христианскими соседями. До 1031 года северные королевства были вынуждены платить мусульманам большую дань. Теперь настала очередь христиан регулярно совершать набеги на мусульманские государства для сбора дани. Когда давление достигло предела, мусульманской Испании пришлось просить помощи у Северной Африки, в 1085 и в 1146 годах.

В 1085 году Толедо сдался Альфонсу IV, королю Леона и Кастилии. Правитель Севильи попросил военной помощи у берберов-альморавидов Северной Африки, которые не только одержали победу над Альфонсо в битве при Залаке (недалеко от Бадахоса) в 1086 году, но и сместили правителей тайфов и восстановили политическое единство Аль-Андалуса, которое продлилось до 1144 года, когда в очередной раз страна распалась. Вскоре произошло вторжение Альмохадов - снова берберы, которые вошли в Аль-Андалус в 1146 году и восстановили порядок, а затем были разбиты объединенными христианскими армиями при Лас-Навас-де-Толоса в 1212 году. После битвы при Лас-Навас северные королевства смогли продолжить осуществление плана по ослаблению господства мусульман в Испании и к 1266 году почти выполнили эту задачу, за исключением королевства Гранада, восстановленного в 1238 году сирийцем из династии Насридов, Мухаммедом I, который смог сохранить власть, будучи вассалом Фердинанда III.

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Мечеть Омейядов в Дамаске Дамаск – один из древнейших городов мира. Он возник приблизительно в XI веке до н. э. Проходили тысячелетия, сменялись населяющие Дамаск народы, и храмы одних богов сменялись храмами богов других… Джамия аль Умейи, иначе – Большая мечеть, или

автора Попов Александр

ГЛАВА 7. ГОСПОДСТВО ОМЕЙЯДОВ (661-750) В ночь с 23 на 24 января 661 года Али был похоронен. По его завещанию могилу сделали незаметной, чтобы хариджиты не надругались над телом. Нахождение могилы неизвестно до сих пор.Когда у халифа, ненадолго пришедшего в себя, спросили, кто должен

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Конец власти Омейядов Халиф Хишам умер в феврале 743 года в своей резиденции в Руса-фе (Сирия), около Ракки на Верхнем Евфрате, в возрасте около 60 лет. Он правил 20 лет, и его халифат простирался на огромной территории. К землям мусульман были присоединены многие острова –

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Истребление Омейядов. Убийства на пиру Стремясь укрепить свою власть, в июне 750 года Абу аль-Аббас аль-Саффах отдает приказ об истреблении абсолютно всех членов клана Омейядов. Это племенная война, и ничего подобного в арабской истории раньше не случалось. Разработать

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Эпоха от 1066 до 1327 годов н. э. Нормандская династия, затем анжуйская династия. Два Эдуарда Эпоха открывается установлением нормандского правления и вся первая часть исторического периода 1066–1327 гг. - это правление нормандской династии (, с.357): от 1066 до 1153 (или 1154) годов.

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

2.6. Эпоха якобы от 1066 до 1327 годов н. э Нормандская династия, затем анжуйская династия Два Эдуарда Эпоха открывается установлением нормандского или норманского правления. Вся первая часть периода якобы 1066–1327 годов - это правление нормандской династии , с. 357, якобы от 1066

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Халифат Омейядов (661–750) Омейяды энергично взялись за укрепление своей власти, за создание основ сильной политической структуры, призванной эффективно управлять гигантским государством, состоявшим из весьма разнородных частей. Откупившись от претензий на власть

автора Коллектив авторов

УСТАНОВЛЕНИЕ ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ Основоположник династии халифов Омейядов Муавия ибн Аби Суфьан (661–680), как и Мухаммад, происходил из племени курайш, но был не хашимитом, а выходцем из родаулшйа. Род Омейядов принадлежал к древней мекканской знати и играл видную роль в

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

РАСЦВЕТ ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ Восстановив единство государства, Абд ал-Малик провел кардинальные реформы, благодаря которым в Халифате сформировалась собственные фискальная и административная системы. Все делопроизводство в канцеляриях было переведено на арабский язык.

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

2. «Лунная», то есть османская династия фараонов - «Династия Полумесяца» «Прародительницей 18-й династии» считается царица - «прекрасная Ноферт-ари-Аамес» , с. 276.А в начале династии казаков-мамелюков, - якобы в XIII веке, а на самом деле в XIV веке, - появляется известная

Из книги Сарацины: от древнейших времен до падения Багдада автора Джилман Артур

XXXIII Слава Омейядов Когда Валид подхватил бразды правления, выпавшие из рук покойного, он, что вполне естественно, решил продолжать наиболее успешные, с его точки зрения, направления отцовской политики. Сам он был из тех, кто неравнодушен к роскоши, человек утонченного

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ПРИХОД К ВЛАСТИ ОМЕЙЯДОВ Пророк Мухаммед умер в 632 г. в Мекке. Наверное, он и не подозревал о том, какую популярность приобретет созданная им религия и какого могущества достигнет созданное им государство. Уже через каких-то 80 лет Аравийский полуостров составлял лишь

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Мечеть Омейядов в Дамаске В самом центре старого Дамаска возвышается одна из величайших святынь мусульманского мира – Умайя, или мечеть Омейядов, Большая мечеть, построенная в начале VIII в. халифом аль Валид ибн Абд аль-Маликом.В античные времена на этом месте римляне

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

5. В чем уникальность халифата Омейядов? Великие завоевательные войны начались при халифе Омаре, который принес ислам в самый центр античной цивилизации. В 636 г. сражение у реки Ярмук положило предел византийскому владычеству в Сирии. Дамаск пал, и открылась дорога на

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

8.2. ПЕРИОД ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ Арабское нашествие началось в момент охватившего Византию и Иран экосоциального кризиса: к этому времени 26-летняя война между великими державами опустошила весь Ближний Восток. Нашествие довершило это опустошение. Ктесифон был разрушен,

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Омейяды - 1-ая династия (после праведных) халифов после смерти пророка Мухаммада, происходившая из мекканского курейшитского рода Омейя.

Основана Муавией в 661 г. Муавия, сын главы мекканских курейшитов Абу Суфьяна, будучи наместником Сирии, выступил против халифа Али и в 660 провозгласил себя (в Иерусалиме) халифом, но лишь в 661, после убийства Али, возглавил халифат.

Омейяды перенесли столицу из Куфы в Дамаск, и поэтому их халифат иногда называется Дамасским халифатом.

Основной социальной опорой Омеядов была арабская знать, основной производительной силой - крестьяне-общинники и издольщики.

После смерти последнего омейядского халифа из Суфьянидов Язида I (680-683) халифат фактически распался. Его восстановили в конце VII в. Мерваниды.

Омейяды выпустили золотые динары и серебряные дирхемы арабской чеканки, которые заменили сасанидские и византийские монеты, находившиеся до того в обращении.


Омейяды завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и др. территории ().

Вели длительную, но безуспешную войну против Византии, предпринимали несколько осад Константинополя (668-69 гг., 673-78 гг.).


Политика Омейядов:

  • тяжёлые поборы и новые налоги,
  • поземельная политика Омеядов, рассчитанная на рост государственных доходов и ущемлявшая интересы не только местного, но и арабского населения,
  • отказ от норм первоначального ислама, освобождавших обращенных в ислам подданных неарабского происхождения от налога джизья,

привели к мощным антиправительственным восстаниям, проходившим главным образом под лозунгами шиитов и хариджитов.

В результате восстания 747-750 гг. под руководством Абу Муслима омеядская династия была свергнута Аббасидами, а все Омейяды были уничтожены, кроме внука халифа Хишама Абд ар-Рахмана, основавшего династию в Испании (Крдовский халифат).

© 2024 Строительный портал - PvaStudio